Формы и методы экологической работы в ДОУ
учебно-методический материал

Игнатенко Екатерина Валерьевна

Подробно описаны формы и методы экологической работы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и методы экологической работы в ДОУ

  1. С выходом в свет законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
  2. Один из путей повышения эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как:

   - экологические занятия;

   - экологические экскурсии;

   - уроки доброты;

   - уроки мышления;

   - экологические кружки;

   - экологические конкурсы;

   - КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

   - экологические акции;

   - обсуждение и проигрывание ситуаций;

   - трудовой десант;

   - зеленый патруль;

   - клуб исследователей природы;

   - лаборатория юного эколога;

   - составление экологических карт;

   - ведение «Панорамы добрых дел»;

   - ведение календарей природы;

   - коллекционирование;

   - экологические выставки и экспозиции;

   - экологические музеи;

   - день (неделя) экологического творчества;

   - экологические праздники и фестивали;

   - экологические игры;

   - экологические сказки;

   - экологические тренинги;

   - инсценировки, театрализации.

        Рассмотрим некоторые из них:

  1. Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
  2. Обсуждение и проигрывание ситуаций. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет цветов. Воспитатель на них рассердился. Почему? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  3. Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Решить эту задачу можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?». Например, «Почему у елки зеленые иголки?». Основным условием проведения уроков мышления является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
  4. Экологические акции. Тематика акций может быть различной: «Каждой птахе по крохе», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Сохранив дерево – сохраним жизнь». Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлеченными, неравнодушными людьми.
  5. Экологические экскурсии-экспедиции. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиций дети могут заготавливать лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре).
  6. Экологические наблюдения. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название, классификация, внешний вид, части, назначение, размножение.
  7. Практическая деятельность детей. Дети могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставлять природоохранные знаки, разъяснять их значение малышам.
  8.  Надеюсь, что краткий обзор различных форм и методов экологической работы поможет педагогам выбрать те, что более всего подходит им.
  9.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...

Формы и методы экологической работы используемые в ДОУ

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспи...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

  Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»    города Б...

Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...