консультация для воспитателей
консультация

Шмалей Оксана Николаевна

Особенности речевого развития детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко»

Консультация

«Особенности речевого развития детей 2-3 лет»

Шмалей О.Н.

                                                                                                                   Воспитатель

первой квалификационной категории

                                                        г.Камень-на-Оби

2022г.

Особенности речевого развития детей  2–3 лет

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Речь это:

- исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

- существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другимлюдям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

- совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тотже смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы уребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Как же развивается речь у 3-х летних детей? В этом возрасте дети:

• различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет,

форму, материал);

• некоторые сходные по назначению предметы (туфли- ботинки-сапоги);

• понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель;

• односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании

предметов, картин, иллюстраций;

• повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный о

игрушке или по содержанию картины;

• участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Если ваш ребенок не говорит, пока не стоит беспокоиться, если у него имеются признаки благополучного развития речи. Что это?

Признаки благополучного развития ребенка:

- Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.

- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребёнок активно общается со знакомыми, родными, но может стесняться разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Основаниями для беспокойства будет, если:

- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые

слышит (или совсем не повторяет)

- Ребёнок не строит из накопленных слов предложений.

- Строит предложения, но их грамматическое оформление грубо

искажено. (Ваня хочет нет – Я не хочу). Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»)

- В речи не появляются глаголы.

-  Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке.

- Речь невнятная, кончик языка между зубами, звуки произносятся

с «хлюпаньем» или имеют носовой оттенок.

Если Вы для себя отметили большинство «галочек» или ребёнок совсем не говорит, а ему уже 3 года, можете обратиться к логопеду на консультацию.

             

         

 

А что же делать родителям для развития речи детей?

Вот несколько советов:

1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т.д.) Говорите о том, что вы делаете, что делает сын (дочь), что делают другие дети, люди.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией.

3. Говорите, используя правильно построенные фразы, короткие предложения.

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность

говорить и отвечать на вопросы.

5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала

простые, затем сложные. (Возьми медведя). (Возьми медведя и посади на стульчик). (Возьми медведя и посади на стульчик рядом с собачкой).

6. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните

бабушкам.

7. Игра - основная деятельность ребёнка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)

8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.

В этом возрасте очень важно не пропустить речевое развитие у малыша. Это для него очень важно!

Уважаемые родители, уделяйте своим малышам как можно больше внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...