Картотека по опытно-экспериментальной деятельности
картотека (старшая группа)

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В 5-6 лет ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx1018.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                           

сентябрь-октябрь-ноябрь

Вода

опыт № 1 «помощница вода»

          Цель: Дать детям представление о роли води в жизни.

            На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы  

            остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать?

            (помыть). Чем? (водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды?

            Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось,

            но вот пятна так и остались. Что же делать? (салфетку намочить водой и хорошо

            потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим

            отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

            Вывод: о чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми

            после еды? (если их помыть водой и тряпочкой).

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                             

опыт № 2 «умная галка»

            Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной

задачи. 

            Перед детьми ставится задача: достать предмет, не опуская руку в воду. Дети

            предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока

            уровень воды не дойдёт до краёв), выполняют его. Делают вывод: камешки,

            заполняя ёмкость, выталкивают из нее воду.

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                    

опыт  №3 «какие свойства?»

               Цель: знакомство со свойствами воды.

            Взять узкую банку и наполнить ее водой. Перелить из нее эту воду в широкую банку.  

            Форма, которую приняла вода, изменилась? Наполнить водой маленький пузырек,

            налить воду в блюдце вода принимает форму того сосуда, в котором находится

            жидкость.

         

                                                                                                                                         

опыт № 4 «куда делась вода?»

            Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий  

            (открытая и закрытая поверхность воды).

            Материал: две мерные одинаковые ёмкости.

            Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают

            отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют

            открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс

            испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике

            наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже

            отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности

            в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться

            с закрытого сосуда).

                                                                                                                                                                     

Опыт № 5 «откуда берётся вода?»

            Цель: познакомить с процессом конденсации.

            Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

            Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время

            детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой.

            Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не

            смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт,

            с но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью

            воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при

            охлаждении пара.

                                                                                                                                                                           

опыт № 6 «водяная мельница»

            Дети по схеме в свободной деятельности изготавливают вертушку, которая работает                                                                                                        по       принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем воду на вертушку и наблюдаем

            за ее вращением. Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана

            под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она    

            вращается). Дети делают выводпадающая вода обладает силой и надо увеличить  

            поток воды, чтобы вращение шло быстрее.

            Рассказать о применении этого свойства воды при получении электричества, на  

            мельницах…

        

                                             

                                                                                                                                                     

опыт №7 «белое одеяло всю землю одело»

           Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит

           мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

           ход: воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать,

           что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе

           рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?

       

        

                                                                                                                                           

декабрь-январь-февраль

воздух

опыт №1 «где теплее?»

           Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

           Игровой материал: Два термометра, чайник с горячей водой.

           Ход игры: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на

           диване, т.е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями

           термометров.

           Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к

           чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух:

           сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче

           холодного и сверху теплее).

                                                     

                                                                                                                                   

опыт №2 «живая змейка»

           Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется  

           пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг,

           прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и

           продемонстрировать  детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее,

           над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает  

           теплый воздух). Дети выясняют,  что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью

           обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

                                                                                                                   

опыт №3 «подводная лодка»

           Цель:  Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как

           воздух выходит из воды.

           Игровой материал: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы,

           емкость с водой.

           Ход игры: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду,

           сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду,

           переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под

           него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой,

           пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку,

           он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

                                                                                                         

                                                                                                       

опыт №4 «упрямый воздух»

           Цель:  Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух

           обладает силой, может двигать предметы.

           Игровой материал: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

           Ход игры: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и

           демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют от

           жать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он

           вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыт: рассказать о

           своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух

           при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может

           двигать предметы.

                                                                                                                       

опыт №5 «сухой из воды»

           Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку.  

           Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается?

           Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

           Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

           Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается

           держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде?

           (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место

           занимает вода.

           Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

                                                                                                             

опыт №6 «флажок на бруске»

      Цель: Определить, что воздух занимает место.

      Материал и оборудование: Емкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки

      (в них должен свободно входить брусок с флажком).

      Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает.    

      Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды, как можно его утопить (опустить на

      дно, не намочить (опускать в воду, накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют

      действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).

                                                                                                   

 опыт №7 «что быстрее?»

           Цель:  Обнаружить атмосферное давление.

           Игровой материал:  Два листа писчей бумаги.

           Ход игры: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два  

           листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках),

           то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует

           опыт. Почему первые лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него  

           снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под

           ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это

           атмосферное давление).

 

        

        

     

                                                                                                                           

                                                                                                                                             

        

опыт №8 «почему не выливается?»

     Обнаружить атмосферное давление.

     Стаканы с водой, почтовые открытки.

           Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети

     высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до

     краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая её пальцами,    

     переворачивает стакан вверх дном. Убирают руку – открытка не падает, вода не

     выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям).

     Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги

     давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина –

     воздушное давление).

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                               

                                                                                   

март-апрель-май

песок-глина-камень-почва

опыт №1 «своды и тоннели»

     Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив

     карандаш внутри трубочки, осторожно засыпаем песком так, чтобы конец трубочки и

     карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем

     карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают,

     что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый, и мы насыпали его много.

     Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Поему? Оказывается песчинки

     образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому

     многие насекомые, копавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираться наружу

     целыми и невредимыми.

     Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

         

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                 

опыт №2 «песочные часы»

           Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами

           скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось

           небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю

           его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

           Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки

           пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время

           пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком

           количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.  

           Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком:

           сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

                                                                                                                           

        

опыт №3  «могут ли животные жить в земле?»

           Цель:  Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода,

           органические   остатки).

           Игровой материал:  Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало;

           емкость с водой.

           Ход игры: Дети выясняют, что нужно животным для жизни воздух для дыхания, влага),

           есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия:

           погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в

           тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло (на нем появляются

           капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков).

           Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для

           дыхания, питание, влага.

                                                                                                                                         

опыт №4 «на верх, тяжелая-легкая»

           Цель: выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий.

           Ход опыта:  в  солнечный  день предложить потрогать землю  руками,

           какая она:  сухая (рассыпается  в  руках).  Полить  землю (как  будто  прошел

           дождь);  предложить  опять  потрогать  ее  руками (она  стала  липкой,

           склеивается  в  комочки).  Выдать  каждому  ребенку  по  2  пустых  пакета.

           Предложить  детям  насыпать  в  один  пакет  сухую  землю,  а  в  другой  –

           мокрую, «взвесить».

           Вывод: от влаги почва становится тяжелее сухо

       

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Дети дошкольного возра...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он ...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Картотека содержит виды опытов и экспериментов с детьми старшего возраста....