Консультации для родителей
консультация

Анастасия Васильевна Тяжченко

В консультациях материал, про"Агрессивных детей,"Адаптация в дет саду", "Внимание бабушка"," Быть добрым", "Как быть с детским воровством".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx23.91 КБ
Microsoft Office document icon vmeste_s_rebenkom.doc102.5 КБ
Файл vospityvat_dobroy.docx79.47 КБ
Microsoft Office document icon kak_byt_s_detskim_vorovstvom.doc90 КБ
Microsoft Office document icon adaptatsiya_v_det_sadu.doc165.5 КБ
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

 

Внешние причины агрессивности

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

Внутренние причины агрессивности

  • Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
  • Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
  • Высокая тревожность, ощущение отверженности.
  • Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
  • Стремление привлечь внимание взрослых.

Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно. 
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?

Примерные критерии агрессивности

Младшие школьники:

  • часто теряют контроль над собой;
  • часто спорят и ссорятся с окружающими;
  • отказываются выполнять просьбы взрослых;
  • намеренно вызывают у других чувство раздражения;
  • обвиняют других в своих ошибках;
  • могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
  • часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
  • долго помнят обиду, стремясь отомстить;
  • мнительны и раздражительны.

Средний школьный возраст и подростки:

  • угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
  • выступают инициаторами драк;
  • не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
  • не считаются с мнением родителей, их запретами;
  • прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.

Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?

  • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
  • Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
  • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
  • Повышайте самооценку ребенка.
  • Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
  • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
  • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами! 
    (“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
    “Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
  • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
  • За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

 

Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ)

Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.

Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

1.      Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. 
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ.
Не бойтесь просить о помощи.

2.      Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. 
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

3.      Определите правила. 
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

4.      Повторяйте указания. 
Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

5.      Поддерживайте постоянный визуальный контакт. 
Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.

6.      Установите границы. 
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.

7.      Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. 
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.

8.      Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. 
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

9.      Позволяйте ребенку спасительную отдушину. 
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

10.  Позаботьтесь о постоянной обратной связи. 
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.

11.  Разбивайте длинные задания на более короткие. 
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". 
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

12.  Расслабляйтесь. Дурачьтесь. 
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.

13.  Однако остерегайтесь перевозбуждения. 
Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.

14.  Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. 
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.

15.  Используйте трюки для улучшения памяти. 
У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.

16.  Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. 
Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.

17.  Упрощайте указания. Упрощайте выбор. 
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.

18.  Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. 
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.

19.  Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка. 
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.

20.  Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. 
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.

21.  Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане. 
Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. 
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".

22.  Пользуйтесь разными игровыми средствами. 
Мотивация улучшает СДВГ.

23.  Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно. 
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

24.  Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. 
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

25.  Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. 
Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.

26.  Повторяйте, повторяйте, повторяйте. 
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

27.  Проводите физзарядку. 
Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

Правила эффективного общения родителей с детьми

 

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этоговыслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

  Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).

  Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете  сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

 

 «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребенку следующее:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.



Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

От поколения к поколению

Как и во что играет ваш ребенок, зависит в основном от родителей. Ведь зачастую увлечения родителей передаются их детям. Вспомните, уважаемые родители, во что вы любили играть в детстве, и покажите это своему малышу. Истинная увлеченность близкого человека – самый лучший пример для ребенка.

Показывая ребенку свои навыки, дайте возможность и ему проявлять инициативу, прикладывая к ней свое творчество и фантазию. При этом старайтесь помочь развивать его идеи и подбадривайте при этом похвалой, с указанием на его достижение: «молодец, ты придумал интересную игру», «умница, какой красивый дом ты построил».

Если видите, что ребенок увлечен игрой, не торопитесь прерывать его  и убирать игрушки. Позвольте ему закончить свой замысел. Прерывая игру в такой момент, вы способствуете развитию неуверенности в своих силах. Всячески поддерживайте самостоятельное инициирование игры ребенком и его готовность к совместной с другими детьми или взрослыми игре. Не спешите вмешиваться. Лучше побудьте сторонними наблюдателем, готовым при необходимости прийти на помощь.

Игры

Сейчас существует большой выбор настольных игр. Однако для очередного занятия с ребенком необязательно бежать в магазин за новой игрой или игрушкой. Дети хорошо понимают игры с предметами-заместителями, когда обычный карандаш может стать волшебной палочкой, конус из конструктора превратится в мороженое. Можно сыграть в новую игру со старыми игрушками, при этом они для ребенка станут еще любимей и дороже.

Используйте бытовые предметы. Например, с бельевыми прищепками и магнитом на веревочке, привязанными к карандашу, можно устроить рыбалку; картонную коробку из-под большого телевизора, прорезав в ней окошки, можно превратить в домик. Нестандартное использование знакомых игрушек и вещей поможет вашему малышу научится творчески мыслить. Пробуйте мастерить игрушки вместе с детьми. Скорее всего, в своей игре он отдадут предпочтение им, нежели красивым из магазина, потому что они – часть вашего и ребенка труда, вы сделали их такими, какими хотели видеть, вы вместе старались.

Старайтесь ребенка не воспитывать, а играть с ним, объясняя, как ведут себя воспитанные игрушки. Так можно объяснить правила поведения за столом на примере игры с сервировкой стола игрушечной посудой для любимого мишки. Проделав это в игре со своей любимой игрушкой, он легко усвоит взрослые правила.

Сказка – ложь, да в ней намек…

Важную роль в воспитании малыша играет сказка. Она знакомит его с окружающим миром, учит отличать добро от зла, показывает различные примеры поведения и их последствия. Вам не нравится, как поступает ваш ребенок? Не ругайте и не наказывайте его, лучше расскажите сказку про зверюшку или ребенка, который своим поведением очень похож на вашего малыша. Обсудите с ним сказку, и малыш лучше оценит со стороны этот поступок, и сам благодаря вашей помощи сделает правильный вывод. Такие специальные сказки помогут решить проблемы вашего малыша.

Если друг…

Поговорите с ребенком о друзьях. Расскажите, какие были у вас друзья в детстве, и какие сейчас. Чаще приглашайте друзей малыша на совместные прогулки, экскурсии или просто домой, Объясните, что настоящие друзья помогут справиться с неприятностью в трудную минуту и разделят радость, что без друзей скучно и вместе с ними интереснее играть.

Если мать участвует в игре ребенка, то он быстрее обучается играть творчески и самостоятельно, а впоследствии сосредоточено сможет заниматься своим делом. Детям, которые могут спокойно играть, нужны всего две-три подсказки в течение получаса. Совсем не обязательно все время сидеть рядом. Главное не выпускать ребенка из поля зрения, чтобы в нужный момент помочь, посоветовать, похвалить, тогда, малыш почувствует, что не остался без внимания.

По мнению многих родителей, самым «вредным» для ребенка является стремление играть со всяким «мусором»: палочками, стеклышками и т.п. Педагоги же называют этот материал «игрушками-заменителями» и считают, что увлечение ими говорит о своевременном умственном развитии вашего ребенка, помогает развивать его фантазию, творчество, нестандартное мышление. Поощряйте и направляйте малыша в такой игре. Чем больше «игрушечных» трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче его опыт творчества, который поможет ему во взрослой жизни.

Книжки с картинками, мишки и зайцы разбросаны на полу, машинки скучают под диваном, головоломка не вызывает интереса…Родители часто задают вопросы: «Чем заниматься с ребенком дома?»,

 «Как научить малыша правильно играть, дружить?»

Составила: педагог-психолог Тяжченко А.В.



Предварительный просмотр:

5 игр для развития нравственных качеств ребенка, а именно доброты и умения отличать плохие поступки от хороших.

«Корзинка хороших дел»

Сделайте цветные фантики. Это могут быть кружки, сердечки, звездочки, и пр. из цветной бумаги, фольги или картона. Каждый вечер прежде, чем ложиться спать, предложите малышу положить в корзинку столько фантиков, сколько хороших дел он сделал за день. Если ребёнку сложно ответить, помогите ему увидеть добрые поступки в его действиях. Эта игра поможет ребенку научиться различать добрые поступки от злых и простимулирует совершать добрые дела.

«Злость в мусор»

Сделайте с ребенком темные тучки из серой или черной бумаги. Во время того, как ребенок вырезает их, поговорите с ним о злости, о нехороших поступках, о том, злился ли он сегодня или нет. Потом предложите сложить эти тучи в мешочек, а вместе с ними все отрицательные эмоции за день. Потом вместе с ребенком выбросите этот мешочек в мусор!

«Ласковое имя»

Эта игра стимулирует доброжелательность детей друг к другу. Дети становятся по кругу. Один ребенок бросает мячик другому, при этом он должен назвать его ласково по имени: Сашенька, Настенька и т. п. Второй ребенок бросает следующему и так далее.

«Комплименты»

Дети садятся лицом друг к другу в круг и берутся за руки. Каждый говорит что-нибудь приятное своему соседу справа. В ответ тот, кому сделали комплимент должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше по кругу.

«Башня любви»

Поговорите с детьми о том, что они любят. Кто-то любит кататься на велосипеде, другой — маленькую сестричку, третий —мороженое и т. п. Ведущий начинает строить башню любви. Для этого он кладет руку ладонью вниз в центр при этом он называет то, что он любит больше всего. Потом каждый по очереди кладет свою ладонь сверху и говорит, что ему нравится больше всего. В итоге получается башня!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03bb/00088f3a-955593c6/img9.jpg

Советы родителям в воспитании

детей:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это.

А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Представьте ребенку самостоятельность,

не контролируйте его каждый шаг.

4.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.

6. Родитель должен быть твердым, но добрым.

«ДОБРО, ВПИТАННОЕ С МОЛОКОМ МАТЕРИ, ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ДО СТАРОСТИ».

Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях наши дети были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет

согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения.

И. Лученок

Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Составила: педагог-психолог  

Тяжченко Анастасия Васильевна

 «Воспитывать добротой»

Советы РОДИТЕЛЯМ

Одна из заповедей в воспитании детей –  ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большой  радостью отдавать, чем брать.

https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2016/01/shutterstock_80943571.jpg



Предварительный просмотр:

Как быть с детским воровством?

 Маленькие дети до 6-7 лет – берут чужие вещи и еще не понимают, почему этого делать нельзя, так как у них пока отсутствует понятие собственности. Почти все дети время от времени берут чужие игрушки. Это должно послужить для вас хорошим поводом преподать ребенку жизненно важный урок. Если он взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее. Объясните ребенку, что значит «свое» и «чужое». Скажите ему, что иногда можно взять то, что хочется, но предварительно надо спросить разрешения у владельца. Очень важно, чтобы были пресечены первые попытки воровства, какими бы пустяковыми они не казались: «Ну, подумаешь, обнаружили в кармане у ребенка какую-то игрушечку?». Помните, что в воспитании нет мелочей. Надо обязательно объяснить и внушить ребенку, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено, и затем непременно заставить ребенка вернуть взятую игрушку.

Принципиально важно, чтобы этот урок повторялся всякий раз после того, как ребенок провинился. Если вы увидели, что сын копается в вашем кошельке, никогда не делайте вид, что ничего не заметили. Немедленно сделайте замечание и серьезно поговорите с ребенком.

Не провоцируйте ребенка какими-то вещами, непреодолимо для него соблазнительными, не разбрасывайте ценные вещи, деньги, дорогие украшения и прочие предметы, на которые он может польститься.

Если ребенок уже замечен в воровстве, будьте особенно бдительны. Например, родители всегда должны четко знать, сколько у них денег в кошельках или карманах. Самые неприятные последствия имеет безнаказанность.

Следует, однако, сказать, что для ребенка одинаково вредна и родительская беспечность («А, это просто такой возраст, он еще маленький, все пройдет»), и чересчур бурная реакция («Мой сын вор, я его своими руками…»). Очень хорошо подумайте, прежде чем что-то делать. Часто как раз первый шаг оказывается неверным, и слишком скорое прощение или слишком жесткое наказание могут быть одинаково неправильными, если взрослые действуют под влиянием эмоций, без обдумывания.

Ни в коем случае нельзя навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему плохую дорожку в жизни. Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его – ваш гнев может привести к повторению ситуации  и не попрекайте тем, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.

Составила: педагог-психолог

Тяжченко А.В.

Давайте предположительно рассмотрим некоторые причины, которые могут вызвать такое поведение ребенка. Итак, он начинает воровать тогда:

- когда не знает, что это воровство, не понимает, что вещи другого не принадлежат ему

- ребенок нуждается в родительском внимании и нежности, бессознательно предпочитая негативное внимание, не видя других способов

- считает себя никчемным и думает, что такие поступки делают его более интересным для окружающих

- ребенка настолько захватывает потребность в чувстве значимости для близких людей, что он берет деньги, чтобы одарить подарками значимых ему людей – родителей, друзей в ожидании получить эту долгожданную уверенность в соей привлекательности.

- получает возможность исполнить сокровенную мечту: купить какую-то долгожданную вещь, сходить в кино, в цирк.

Итак, давайте подведем итоги: после того как случается первая кража, родители зачастую совершают две распространенные ошибки. Уделяют много отрицательного внимания (упрекают, ругают и наказывают ребенка) и проявляют небрежность в хранении денег и ценных вещей. Чтобы разрешить проблему воровства, требуется совсем иное.

Первое и самое главное – не следует создавать у ребенка ощущений, что он плохой. Это может вредно повлиять на формирование его личности, а нередко и на здоровья. Поэтому очень важно донести до малыша, что то, что он сделал, неправильно, но вы по –прежнему его любите.

Не держите деньги, там глее ребенок может их взять. Обретая жизненный опыт, дети сами начинают контролировать свои влечения и потребности, но в период взросления они нуждаются в определенной помощи взрослых.

Необходимо научит ребенка отвечать за свои поступки.

«…Нормально ли, что пятилетний ребенок периодически приносит из садика чужие игрушки и не хочет сознаваться, что взял их без ведома хозяина? Нужно ли бороться с проявлениями малолетнего воровства и как это сделать поделикатнее?..»

Каждый ребенок даже из самой благополучной семьи может однажды перешагнуть грани дозволенного. Тема детского воровства – одна из самых актуальных для родителей.

Как быть родителям в этой непростой ситуации?



Предварительный просмотр:

После долгих раздумий Вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

  1. Начните готовить малыша к садику заранее.
  2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.
  3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала ненадолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у Вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.
  4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
  5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
  6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
  7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
  8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад- это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
  9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
  10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течение какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
  11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
  12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

 Что нужно обязательно сделать перед садом:

1.      Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2.      Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3.      Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей - держать ложку, пытаться есть.

4.      Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.

5.      Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

11.      И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1.      Начните гулять на площадке детского сада.

2.      Хорошо, если в детском саду Вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, Вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3.      Первую неделю приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, к концу второй  недели  - на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

3.  Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш  ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

4.      Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

5.      Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

  1. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и  любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
  2. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации, они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны".

 Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день - это верный знак того, что он освоился.

В нашем саду есть много традиций. Одна из них - малыш приходит в детский сад с подарком. Педагоги группы проинформируют Вас об игрушках,  необходимых  для детей раннего возраста.

В ДОБРЫЙ  ПУТЬ!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 11 «Радуга» г. Ханты-Мансийск

Памятка для родителей

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Подготовила:

 педагог-психолог Тяжченко А.В.



Предварительный просмотр:

Памятка педагога-психолога для родителей

«Адаптация к садику –

 на отлично!»

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины,

которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребенок из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может придти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

- Режим. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в садик.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Способы уменьшить стресс ребёнка.

1. Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Лучше всего заранее создать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

2. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в саду.

Если ребенок трудно привыкает к детскому саду, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и «влюбить» в воспитателя.

3. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

4. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.

5. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в саду, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

6. Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

7. Не обсуждайте при малыше проблемы, связанные с детским садом.

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему малышу;

- разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к малышу;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите малыша;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан только на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов и воспитателей;

- посещайте групповые собрания.

    Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

Детей учит то, что их окружает

Если ребёнка часто критикуют – он учится  осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает ее малыш.

Чтобы помочь себе, нужно:

  •  быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  •  поверить, что адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач  не дает нервной системы перегружаться.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям.  
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе радуйтесь успехам детей и самих себя.

      Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Успехов!

                                                          Подготовила: педагог-психолог Тяжченко А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...