Памятка «Физическая готовность ребенка к школьному обучению»
методическая разработка (подготовительная группа)

Петрова Дарья Сергеевна

Физическая готовность ребенка к школьному обучению – это состояние здоровья, определенный уровень морфо­функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_fiz_gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Физическая готовность ребенка к школьному обучению»

Физическая готовность ребенка к школьному обучению – это состояние здоровья, определенный уровень морфо­функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здоровья детей 5–7 лет предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление их здоровья, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

I блок – здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

1. Комплексную психолого­-физиологическую диагностику развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от «школьного» типа обучения детей дошкольного возраста.

3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

* рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности;

* оптимальный двигательный режим;

* эффективное закаливание;

* обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

* преобладание положительных эмоций у детей;

* использование психолого­-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-­игровой среды в условиях дет­ского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).

5. Разработку образовательных технологий:

* занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художест­венная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

* приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;

* занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);

* формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физиче­ской культуре);

* приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-­ролевые игры с включением динамического компонента);

* приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

II блок – для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:

1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.

2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.

3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

III блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.

3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению

в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

IV блок – для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).

V блок – взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:

* коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);

* индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия» – анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

* наглядно­-информационное сотрудничество (стенды, «Памятки для родителей», выставки работ, рабочих тетрадей детей);

* активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги «воспитатель – родитель – ребенок»);

* посещение детьми занятий в школе, спортивных соревно­ваний.

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

При определении готовности ребенка к обучению в школе следует учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальными и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности.

Для этой цели следует использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

* степень овладения ребенком «азбукой движений»: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;

* умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

* развитие физических качеств и двигательных способно­стей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;

* общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Памятка для родителей "Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению".

Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению.Подготовка ребенка к школе.В семье всегда имеется больше возможностей, позволяющих индивидуально в домашних условиях решать мн...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....