гибкое планирование
консультация

Гибкое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibkoe_planirovanie.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Технология гибкого планирования в ДОУ»

Составили:

старший воспитатель Мамысева Марина Анатольевна,

воспитатель: Галаган Екатерина Васильевна.

Чтобы не попасть в капкан,

 Чтобы в темноте не заблудиться,

 Чтобы никогда с пути не сбиться,

 Чтобы в нужном месте приземлиться,

 приводниться, -

 Начерти на карте план

 В. Высоцкий

         Актуальность. Гибкое планирование образовательного процесса нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего ребенка опытом и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Переход на гибкое планирование нам так же трактует ФГОС ДО и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что необходимо идти от детей, следуя их интересами и потребностями в познании окружающего мира.

Педколлектив вправе сам выбирать, как планировать работу с детьми. Главное – учитывать требования ФГОС и выстраивать образовательную деятельность так, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя комфортно и уверенно, мог проявлять инициативу, самостоятельность и развивать творческие способности. То есть важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.

         Сегодня планирование образовательной деятельности – это не жесткая матрица регламентированных действий педагога и исполнительных действий детей, а система разворачивания во времени различных инициатив детей, актуальных для них здесь и сейчас. Жизнь группы не расписана в перспективном плане на полугодие, на год, она формируется непосредственно всеми участниками образовательных отношений и включает разнообразие форм, видов и результатов детской деятельности, тем самым реализуя принцип ФГОС о разнообразии детства.

Проблемы очевидны: противоречивость содержания перспективного и календарного планов, излишняя детализация календарных планов вследствие переписывания педагогами многочисленных источников и т.п. Все это превращает планирование в трудоемкую деятельность, требующую значительных временных затрат. Как следствие, планы педагогов либо носят отписочно-схематичный характер, либо слишком объемны, что не позволяет видеть перспективу, сравнивать содержание по различным временным отрезкам. Трудоемкость процесса планирования увеличивает нагрузку, что, конечно, никак не способствует повышению качества образовательного процесса в ДОО.  Кроме того, не хватает личных компетенций, чтобы четко и доступно донести детям их роль в этом важном деле и ту ответственность, которую они на себя берут, предлагая свои идеи.

Продукт направлен на решение вопросов выстраивания образовательного процесса от интереса ребенка. Дети живут настоящим, им важно и интересно, что происходит с ними, вокруг них именно в настоящий момент. Поэтому деятельность должна быть наполнена детским смыслом.

Продукт представляет собой технологию гибкого планирования, состоящих из последовательных шагов взрослых и детей

Продукт имеет практическую направленность в том, что совместное планирование повышает мотивацию детей к активному участию в образовательной деятельности, позволяет детям осознанно выбирать не только вид деятельности, но и средства, форму, результат и партнеров

Продукт предназначен для совместного планирования детей и педагогов.

Из программы «Вдохновение»

С целью поддержки интересов детей Программа предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного

потенциала.

Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов.

Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных и даже творческих исследователей.

При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.

Детский интерес обеспечивает длительную устойчивую мотивацию к долговременному разностороннему изучению темы, позволяя решать задачи различных образовательных областей, включая ребенка в разные виды детской деятельности.

         Преимущества нового формата планирования

Шаг 1. Групповой сбор – дети выбирают тему.

Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса.

Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.

Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:

-что дети уже знают и что хотят узнать;

-какова направленность их интересов;

-чем дети будут заниматься в ближайшее время;

-каких результатов можно ожидать;

-какие материалы понадобятся.

Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

Шаг 2. Паутинка – педагог оформляет план вместе с детьми

После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними лист формата А3 с разметкой названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. В центрах активности, которые будут «работать» на тематической неделе дети совместно с воспитателем пишут, чем они планируют заниматься.

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели.

Например, тема «Откуда хлеб пришел?» детей заинтересовало, как и почему на хлебе появляется плесень. С учетом интересов детей мы изменили тему недели на другую – «Загадочная плесень» и стали детально ее изучать. Дети проводили опыты, рассматривали кусочки хлеба с плесенью в микроскоп, рисовали, читали энциклопедии. Под новую тему дополнили и содержание центров активности: в центре науки появился микроскоп, в центре грамоты – энциклопедии.

В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.        

        Шаг 3. Презентация – педагог показывает, что нового появилось в центрах

От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, а, следовательно, и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.

Во время презентации воспитатель сообщает дошкольникам, какие именно материалы их ожидают в центрах активности. При этом важно презентовать только новые материалы и не диктовать детям, что с ними делать, а подсказать или пояснить, для чего нужен тот или иной материал.

Например, мы говорим воспитанникам: «Ребята, в центре искусства сегодня появилась необычная бумага: копировальная, мятая, пергаментная. Посмотрите, чем она отличается от обычной белой бумаги, на которой вы рисуете». Или: «В нашем центре науки появилась коллекция камней. Вы сможете провести опыты и наблюдения».

Таким образом, в течение тематической недели дети обнаруживают в центрах активности новые материалы, которые привлекают их внимание, побуждают к творчеству, разным видам деятельности. Им нравится узнавать каждый день что-то новое, и они инициируют содержание больше половины всех занятий в группе.

Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы

План-паутинка служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу в центрах активности на предстоящую неделю. В нем он записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметно-пространственной среды – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров.

Например, в рамках тематической недели «Школа пешехода» в центр науки мы добавили наглядно-дидактический материал: дорожные знаки, фото улиц города, которые дети еще не видели; а в центр конструирования – деревянный конструктор, короб с поролоновыми губками различной формы и цвета, схемы для самостоятельных построек. В рамках тематической недели «Есть у нас огород» в центре науки разместили природный материал для поделок: семена, каштаны, желуди, засушенные листья и ягоды, муляжи овощей; атрибуты для проведения опытов; фото и иллюстрации овощей, огорода. В центр сюжетно-ролевой игры – атрибуты для театра, корзины, тачки, садовый инвентарь.

В течение недели воспитатель может изменять план: увеличивать или уменьшать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний сбор, в вечернее время – вечерний (рефлексивный) круг.

Расписание ООД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением музыкальных и физкультурных занятий. Их воспитанники посещают по расписанию.

Алгоритм, который поможет воспитателю спланировать образовательную деятельность на неделю (фото)

1-й шаг. Сформулировать образовательные (обучающие и развивающие) задачи на неделю, которые нужно решить в ходе совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения.

Примечание. Воспитательные задачи сквозные, их следует решать в постоянном режиме, в любых ситуациях и планировать на учебный год. Перечень образовательных задач педагог отбирает и формулирует самостоятельно. Их количество может быть разным.

Примерные образовательные задачи по направлениям развития детей представлены в картах развития детей. Воспитатель может воспользоваться предложенными задачами или наметить другие, взяв за основу задачи реализуемой программы.

2-й шаг. Подобрать оптимальные формы взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами. Определить способы решения образовательных задач – это самостоятельный творческий поиск педагога.

Примечание. В конце каждого месяца рекомендуется проводить кульминационное событие, которое объединит все виды деятельности: праздник, досуг, выставку.

3-й шаг. Определить новые слова, которые нужно ввести в активный словарь детей.

4-й шаг. Внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду.

5-й шаг. Провести групповую и индивидуальную работу по коррекции развития детей.

Таким образом, план обеспечивает социализацию детей (предложения взрослых) и индивидуализацию (идеи и выбор детьми)

Критерии анализа плана:

-тематический диапазон содержания образовательной деятельности;

-охват решаемых образовательных задач;

-разнообразие образовательных областей и их интеграция;

-наличие игровых и образовательных действий, в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту).  Чем младше группа, тем больше должно быть игровых действий и наоборот;

-наличие исследовательских действий, привлечение различных источников информации;

-инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего, в каких центрах активности разворачивается реализация темы;

-баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту);

-соответствие содержания плана-паутинки стартовому опросу (сопоставление с моделью трех вопросов);

-включенность специалистов в совместное планирование и реализацию плана, степень и качество их участия.

-включенность родителей в совместное планирование и реализацию плана, степень и качество их участия.

         Именно эти показатели являются сегодня наиболее значимыми.

Мы предполагаем, что благодаря нашему продукту раскрыты особенности гибкого планирования, а также ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие видов детской активности и свободный выбор предметного материала.

В дальнейшем мы планируем использовать в работе следующие варианты гибкого планирования: «модель 5 вопросов», «модель 7 вопросов», модель «Хочу все знать», «Событийный календарь», «Проектная пятница».

Предлагаем вашему вниманию план образовательной деятельности

Группа средняя. Тема недели «Кто живет на дне морском?»

Итоговое мероприятие выставка детского творчества: «Морское царство»

Утренний сбор

Приветствие друг друга. Игра, чтение книги, беседа о том, что дети делали во время выходных, рассказ об увиденном. Дети рассказывают, о чем думают, что чувствуют.

Планирование деятельности, выбор центров по интересам.

Вечерний сбор Подведение итогов дня. В пятницу – выбор темы на предстоящую неделю

Центры активности

Центр искусств

Аппликация «Океан». Коллективная работа.

Рисование: «Обитатели аквариума», раскраски «Жители океанов и морей»

Центр грамоты

Беседа с детьми «Сокровища морей»

Чтение: Г. Косов «Азбука подводного мира», С. Саханов «Кто в море живет?» Э. Успенский «Разноцветная семейка.

Центр математики и настольных игр -познакомить с понятием «Выше-ниже».

Настольные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы» для развития памяти, мышления

Центр драматизации и с/р игр

Игры: «Рыбаки», «На дне морском»

Знакомство с профессией «водолаза».

Центр науки 

Рассматривание альбомов, иллюстраций, фото различными морскими обитателями.

Центр конструирования

Схемы для игры в геометрическое лото.

Индивидуализация в подгруппе и с отдельным ребенком

Учить детей работать ножницами: разрезать квадрат по диагонали на равные части.

Дарья Д.: продолжать учить правильно держать ножницы, развивать мелкую моторику.

Костя П., Юра К.: ситуативный разговор: безопасность при ходьбе по лестнице (не бежим, не толкаемся и т. д.)

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы по интересующим вопросам родителей.

Задачи на неделю:

        - создать условия для развития у детей умственных действий: выделение и сравнение признаков различных предметов и явлений, их свойств;

        - закрепить знания детей о представителях подводного мира, показать их особенности, жизнь в водной среде;

        - поддерживать интерес воспитанников к самостоятельной конструктивной деятельности, предоставить возможность выбора материалов;

        - поощрять детское экспериментирование с различными материалами;

         -   расширять словарный запас;

        - использовать разнообразные формы организации двигательной активности;

         - создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре.

Какие материалы разместить:

         Центр искусств: листы тонированной, белой и цветной бумаги, трафареты, ножницы, клей; различные материалы для изобразительной деятельности: краски, фломастеры, карандаши.

         Центр науки: природный материал для исследования: соль, камни, наглядно-дидактический материал.

         Центр грамоты: книги и иллюстрации для рассматривания.

         Центр конструирования: геометрическое лото, деревянный конструктор, короб с поролоновыми цветными губками различной формы, схемы для самостоятельных построек.

         Центр математики и дидактических игр: настольные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы».

         Открытая площадка: картотека прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гибкое планирование образовательной, проектной деятельности на май.

Представлен материал по планированию в средней группе....

Гибкое планирование в работе ДОУ

   С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследов...

Туристический поход (идея по гибкому планированию)

Родители- полноправные участники образовательного процесса.В рамках гибкого планирования мама Димы  предложила сюжет “Туристический поход”. Использовала технологию Н П Гришаевой &ldqu...

Презентация "Гибкое планирование" в группе "Матрёшка"

Гибкое планирование во второй младшей группе...

Презентация "Гибкое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе"

Презентация "Гибкое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе"...

Технология "Гибкое планирование"

Гибкое планирование- методика, которая привязывает выполнение задач не к определенному времени, а к событиям....

Гибкое планирование тема "Поезда"

В рамках гибкого планирования детьми выбрана тема "Возникновение поездов", которая была отражена в плане образовательной деятельности в течение недели...