картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)

Мельникова Надежда Владимировна
Картотека «Пальчиковых игр» 
для детей 1 младшей группы 
 
 «Рука — это своего рода внешний мозг»  
(И.Кант)
     Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 
    Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики» рассчитана на детей от 1,5лет. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик.  Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.
Цель методической разработки - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи:
налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
учить подражать движениям рук педагога;
развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
развивать согласованность движений обеих рук;
сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
развивать внимание, зрительное восприятие, речь.
     Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления обучающегося,вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.
    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.  В данном методическом пособии собраны в единую таблицу более 30 стихотворений и потешек из малых народных жанров. Каждой фразе любого стихотворения в таблице рекомендуется движения пальцами. Порядок стихов и фольклора составлен от простых с нарастанием уровня сложности, сначала на знакомство с названиями пальцев, затем на усложнение действия с ними.   Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. Представленные пальчиковые игры расположены по темам: моя семья, животные, времена года, предметы питания и одежды.
    Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например, при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».  Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а также для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.
 
Карточка №1 «Весёлый человечек»
Цель: Развивать чувства ритма.
Описание:
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Карточка №2 «Водичка»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.
Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.
Круговыми движениями погладить щечки.
Улыбнуться.
Показать зубки.
Карточка №3 «Рыбка»
Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
Описание:
Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)
Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт
рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт
Рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение
обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
Карточка №4 «Наш детский сад»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем) 
Этот пальчик прикорнул.(Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора –(широко расставив пальцы.)
Карточка №5 «Как живёшь?» 
Цель: Развивать память и внимание, воображение.
Описание:
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Карточка №6 «Овощи»
Цель: Стимулировать действия речевых зон головного мозга.
Описание:
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка(мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).
Карточка №7 «Апельсин»
Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Описание:
Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).
Карточка №8 «Ёжик»
Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).
Карточка №9 «Помощник»
Цель: Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
Описание:
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
(Потирать ладошки друг об друга,
«мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
(Разгибать пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
Выполнять имитирующие движения).
Карточка №10 «Радуются взрослые и дети»
Цель: установление эмоционального контакта, дружеских отношений.
Описание:
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(Выполнение по образцу
за педагогом движений:
на каждую строку дети загибают пальчик,
6 строка — сжимать и разжимать кулачок).
Карточка №11 «Это я»
Цель: развитие мелкой моторики, профилактика и снятие утомления у дошкольников.
Описание:
Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,
потом правый глаз).
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)
Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)
Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,
правую – на живот).
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза
Хлопают).
Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)
Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).
Карточка №12 «Грибы»
Цель: Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Описание:
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке–мизинец
Карточка №13 «Осень»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились –(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, - (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл–(ладони прижать крепко к столу.)
Карточка №14 «Девочки и мальчики».
Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Описание:
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так,  вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Карточка №15 «Большие и маленькие»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Описание:
Были маленькие мы, (Дети сгибают и прижимают пальцы
к ладони).
Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы).
Шалунишки, шалуны, «Фонарики».
А дружные какие!
Солнцу рада детвора. (Сцепляют пальцы обеих рук в замок),
Пусть поярче светит! (ладони сжимают).
Пляшут с самого утра
На полянке дети.
Карточка №16 «Дружба»
Цель: Развивать память и внимание, воображение.
Описание:
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Пальчиковых игр»

для детей 1 младшей группы

 «Рука — это своего рода внешний мозг»  

(И.Кант)

     Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

    Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики» рассчитана на детей от 1,5лет. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик.  Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.

Цель методической разработки - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

Задачи:

  • налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
  • учить подражать движениям рук педагога;
  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  • развивать согласованность движений обеих рук;
  • сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, речь.

     Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления обучающегося,вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.  В данном методическом пособии собраны в единую таблицу более 30 стихотворений и потешек из малых народных жанров. Каждой фразе любого стихотворения в таблице рекомендуется движения пальцами. Порядок стихов и фольклора составлен от простых с нарастанием уровня сложности, сначала на знакомство с названиями пальцев, затем на усложнение действия с ними.   Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. Представленные пальчиковые игры расположены по темам: моя семья, животные, времена года, предметы питания и одежды.

    Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например, при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».  Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а также для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.

 

Карточка №1 «Весёлый человечек»

Цель: Развивать чувства ритма.

Описание:
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

Карточка №2 «Водичка»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Описание:
Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.

Круговыми движениями погладить щечки.

Улыбнуться.

Показать зубки.

Карточка №3 «Рыбка»

Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.

Описание:
Рыбка плавает в водице, (
Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт

Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Карточка №4 «Наш детский сад»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Описание:
Этот пальчик хочет спать. (
поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (
начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул.(
Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (
с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора –(
широко расставив пальцы.)

Карточка №5 «Как живёшь?» 

Цель: Развивать память и внимание, воображение.

Описание:

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! 
(«шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (
протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (
кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (
помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (
2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Карточка №6 «Овощи»

Цель: Стимулировать действия речевых зон головного мозга.

Описание:

Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (
средний)
Тыква, капуста, картошка (
безымянный)
Лук и немножко горошка(мизинец)
Овощи мы собирали, (
мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (
средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год, (
большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).

Карточка №7 «Апельсин»

Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описание:

Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (
показывают 10 пальцев)
А он один (
показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (
загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (
сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! 
(«бегут» пальцами по столу).

Карточка №8 «Ёжик»

Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:

Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).

Карточка №9 «Помощник»

Цель: Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.

Описание:

Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
(Потирать ладошки друг об друга,
«мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
(Разгибать пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
Выполнять имитирующие движения).

Карточка №10 «Радуются взрослые и дети»

Цель: установление эмоционального контакта, дружеских отношений.

Описание:

Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(Выполнение по образцу
за педагогом движений:
на каждую строку дети загибают пальчик,
6 строка — сжимать и разжимать кулачок).

Карточка №11 «Это я»

Цель: развитие мелкой моторики, профилактика и снятие утомления у дошкольников.

Описание:

Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,

потом правый глаз).

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)

Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)

Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,

правую – на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза

Хлопают).

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).

Карточка №12 «Грибы»

Цель: Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Описание:

Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог - 
большой
Выросли опята, - 
указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке–мизинец

Карточка №13 «Осень»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Описание:

Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (
смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились –(
ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (
постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, - (
постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (
плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл–(
ладони прижать крепко к столу.)

Карточка №14 «Девочки и мальчики».

Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описание:

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (
прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (
приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так,  вот так (
Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (
Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Карточка №15 «Большие и маленькие»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Описание:

Были маленькие мы, (Дети сгибают и прижимают пальцы

к ладони).

Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы).

Шалунишки, шалуны, «Фонарики».

А дружные какие!

Солнцу рада детвора. (Сцепляют пальцы обеих рук в замок),

Пусть поярче светит! (ладони сжимают).

Пляшут с самого утра

На полянке дети.

Карточка №16 «Дружба»

Цель: Развивать память и внимание, воображение.

Описание:

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (
Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять 
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (
Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...