Сценарий игры-путешествия "По городу Братску" с детьми старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Келл Анна Валерьевна

Сценарий игры-путешествия «По городу Братску» нацелен на формирование у детей средней группы представлений о городе Братске, его достопримечательностях. Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1tBt379y3w-2GXHNOuDGgnYpV_I6Uw4Z4/view?usp=sharing

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_g._bratsku_kell_a.v.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 97»

муниципального образования города Братска

______________________________________________________________

665724, Иркутская область, г. Братск, ул. Металлургов, 11
телефон (3953) 42-46-30; e-mail:
mdou-97@rambler.ru

Сценарий игры-путешествия

«По городу Братску»

с детьми старшей группы

Составил:

воспитатель высшей кв. кат.

Келл А.В.

Братск, 2021

Цель: формирование представлений о городе Братске, его достопримечательностях.

Образовательные задачи:

  • Знакомить детей с историей Приангарья, достопримечательностями города, закреплять знания о животном мире нашего края;
  • Закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением;
  • Расширять знания детей об электричестве; закрепить правила пользования электроприборами в быту;
  • Уточнять и закреплять представление: о бумаге, разных видах, качествах и свойствах: мнется, размокает, легко склеивается, из одного вида бумаги можно получить другую (из салфеток плотный лист бумаги); о воде, ее свойствах: не имеет запаха, принимает форму любого сосуда, вода- растворитель, соленая вода удерживает предметы на поверхности.

Развивающие задачи:

  • Развивать умения красиво, в такт музыке выполнять танцевальные движения; координацию движений, ориентацию на местности, внимание, наблюдательность; бережное эмоциональное ценностное отношение к родному городу, к его истории;
  • Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения действий с бумагой. Формировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, чувство гордости за своих земляков;
  • воспитывать у детей навыки сотрудничества: договариваться в парах, просить и оказывать помощь, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Образовательные области: приоритетная: познавательное развитие

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Технологии: ИКТ-технология,

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы (стихи, легенды, сказки, загадки, пословицы) о Братске;

- рассматривание иллюстраций, картин об истории города;

- просмотр диска «Город Братск»;

- дидактические и словесные игры;

- эксперименты и опыты.

Оборудование: виртуальная экскурсия «Путешествие по городу Братску», ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1tBt379y3w-2GXHNOuDGgnYpV_I6Uw4Z4/view?usp=sharing 

  1. для путешествия в Ангарскую деревню: картинки с изображением диких животных (диких и травоядных); пазлы «Братский острог» состоящие из 9, 12, деталей; слайдшоу с современными фотографиями Братска под песню «Прощание с Братском» (музыка: А. Пахмутова слова: С. Гребенников, Н. Добронравов)
  2. для путешествия к Братской ГЭС: карточки к дидактической игре "Собери картинку" (Электроприборы); карточки - по правилам пользования электроприборами; фонарик; отрывок из мультфильма «Фиксилогия: фиксики и электричество»; раскраски «Доброе электричество – детям» (Фиксики); желтые и синие электрончики.

 Оборудование для опытов:

Опыт 1 Воздушные шарики по количеству детей.

Опыт 2 Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги,

Опыт3 «Танцующие хлопья» (воздушные шары по количеству детей, рисовые хлопья).

  1. для путешествия к БЛПК: салфетки бумажные, крахмал, клей ПВА, теплая вода в графине, посуда для экспериментирования, миксер, разные виды бумаг, фантики, полотенце, пяльца с сеточкой.

Ход:

Вводная часть.

  1. Организационный момент.

Дети занимаются свободной деятельностью, звучит музыка из м/ф «Фиксики», появляется воспитатель с Ноликом (игрушкой) в руках.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Это фиксик Нолик.

  1. Проблемная ситуация.

Нолик: (звучит запись голоса, воспитатель демонстрирует слайд с изображением города) - Я узнал, что у вашего города скоро день рождения и решил отправиться к вам в город. Но вот беда, я не знаю как называют жителей Братска.

Дети: - Мы братчане.

Нолик: - А вы покажете мне свой город и расскажете о нем? (ответы детей).

Воспитатель: - Чтобы нам отправиться в путешествие по нашему городу нам нужна карта, у нас есть вот такая (показывает слайд с изображением карты и отмеченными на ней местами) Подойдет такая? На ней отмечены Ангарская деревня, Братская ГЭС, и БЛПК. Куда отправимся сначала? (ответы детей)

Воспитатель: - На чем мы сможем туда отправиться? Нам надо выбрать самый удобный для нас транспорт. (детям предлагается слайд с изображением транспорта: корабля, самолета, воздушного шара, автомобиля, автобуса, дети выдвигают свои предложения, приходят к выводу, какой самый удобный транспорт в данной ситуации и отправляются в путь)

  1. Основная часть. (детям НА ВЫБОР предлагается три места виртуальной экскурсии на этом занятии они отправляются только в одно МЕСТО ПО ВЫБОРУ, в остальные места они отправятся на последующих занятиях)

А. Ангарская деревня.

Воспитатель: - Вот мы с вами и приехали в Ангарскую деревню, здесь мы с вами и с Ноликом узнаем об истории Братска.

Нолик: - Вокруг себя повернитесь, и в далёком прошлом окажитесь.

Воспитатель: – Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангары. Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? 

Нолик: - Ребята, посмотрите, мы на лесной полянке.

Воспитатель: - Вы знаете какие животные живут у нас в лесу? (ответы детей)

Игровое задание «Выбери верную картинку» 

(на столе лежат картинки животных, мальчики отбирают хищных животных, а девочки – травоядных).

Воспитатель: – В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»? Ученые-историки говорят, что коренные народы – буряты дали это название. Но существует другая версия – легенда о том, что, когда отряд казаков встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». А потом для защиты построили острог.

Нолик: - Ребята, подарите мне фотографии башни Братского острога?

Пазлы: «Братский острог» 

Воспитатель: – Мальчики собирают свой пазл, девочки свой.  Для Веры и Саши Нолик приготовил отдельные пазлы. (разноуровневость заданий)

(девочки и мальчики собирают пазлы, и дарят их Нолику) 

Воспитатель: – Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск». Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время.

Нолик: - Вокруг себя два раза повернитесь, во времена строительства города Братска окажитесь.

Воспитатель: – А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество. И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы. Они жили в палатках.

Воспитатель: - А какие профессии нужны для такого грандиозного строительства?

Интерактивная игра «Важные профессии»

(дети выбирают профессии, которые нужны при строительстве, лишние убирают)

Воспитатель: – Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город.  С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Братск стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас.

А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее.

Нолик: - Вокруг себя три раза повернитесь, в настоящее время вернитесь.

Воспитатель: - Посмотрим каким стал наш город теперь. (слайдшоу с современными фотографиями Братска под песню «Прощание с Братском»

Музыка: А. Пахмутова Слова: С. Гребенников, Н. Добронравов) - Садимся обратно в наш транспорт и едем в детский сад.

- Сегодня нам пора заканчивать наше путешествие, что вам запомнилось? Что больше всего понравилось?

Нолик: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся и в другие места Братска.

Б. Братская ГЭС.

Воспитатель: - Вот мы с вами и добрались до Братской гидроэлектростанции. На ней получают электричество. Ребята, что у нас работает с помощью электричества? (Ответы детей) – Молодцы!

- А, сейчас давайте посмотрим, что ещё работает с помощью электричества?

-Как, одним словом можно назвать эти предметы? (Электроприборы- дети повторяют хором).

Дидактическая игра «Собери картинку». 

 (дети собирают картинки электроприборов, у кого на стульчике наклеен круг из 9, у кого треугольник – из 12)

Нолик: - Назовите прибор, который собрали и объяснить, для чего он предназначен? (дети объясняют для чего, предназначен данный прибор) Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Пылесосом – собирают пыль и мусор.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновой печи – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду и т.д.

Воспитатель: - Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. С помощью, чего работают эти электроприборы? (дети делают вывод: с помощью электрического тока).

Нолик: - Ребята, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека и для фиксиков! (дети смотрят отрывок из мультфильма «Фиксилогия: фиксики и электричество») 

- Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Воспитатель: - А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. С ним можно очень интересно поиграть,

- Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся получать доброе, не опасное электричество.

Вставайте в круг, на кого попадёт свет волшебного фонарика, тот обязательно окажется в Волшебной стране. Ну, что готовы? 1,2,3,4,5, будем ток ловить опять…

6,7,8,9,10- будет очень интересно.

- Вот мы и волшебной стране.

Опыт 1.

- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену). Ребята, у кого не получается не расстраивайтесь, можно обратиться за помощью к друзьям, или к тому, у кого длинные волосы.

- Почему этот шарик висит, а у вас падают? (Предположения детей)

- А давайте, и наши шарики сделаем волшебными. Посмотрите как!!! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими? (Ответы детей) С помощью трения мы получили электрический ток, и заставили шарики висеть на стене. - А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Опыт с расчёской и шарфиком.

- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

- Сейчас мы с вами, попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт 2. 

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки.  (Дети выполняют)

- Поднесите расческу к бумаге.

- С бумагой что-то происходит? (нет).

- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите расческу потрите её об коврик, медленно поднесите ее к кусочкам бумаги, чтобы не потерять электрический ток.

- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе). 

- Как расческа стала электрической? (во время трения расчёски об коврик на ней появился электрический ток).

Опыт 3.

- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный опыт. (Дети встают вокруг стола). Все вы, конечно, знаете, что рисовые хлопья могут трещать, хрустеть. А сейчас я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать. Начинаем волшебство! Натираем шарик об коврик и поднесём его к хлопьям. Не притрагивайтесь к самим хлопьям. Иначе танца не получится.

- Что происходит с хлопьями? (они зашевелились, запрыгали…).

- Почему они зашевелились? Как шарик опять стал волшебным?

Вывод: Когда натирали шарик, он стал электрическим, поэтому хлопья задвигались и притянулись к шарику.

Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

Воспитатель: - Ребята, вы очень способные! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается, они становятся электрическими).

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).

- Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. 1,2,3,4,5 вот мы в садике опять!

- Посмотрите здесь какой- то сундучок, давайте его откроем. Посмотрите, здесь находятся предметы для проведения опытов. Ещё здесь какие-то картинки интересные, давайте их раскрасим и из них сделаем познавательный плакат, чтобы вы потом делились своими знаниями с ребятами из другой группы, с друзьями которых не было на занятии.

- Посмотрите на наш плакат, он содержит много полезной информации.

Нолик: - У меня ребята, очень хорошее настроение от общения с вами! Я хочу узнать о вашем настроении, если вам было интересно, и вы узнали много полезного, то возьмите жёлтый электрончик, а если что-то не понравилось, и что-то показалось не интересным, то синий.

Дети на показывают свои электрончики.

Воспитатель: - Сегодня нам пора заканчивать наше путешествие, что вам запомнилось? Что больше всего понравилось? Садимся обратно в наш транспорт и едем в детский сад.

Нолик: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся и в другие места Братска.

В. Братский лесопромышленный комплекс.

Воспитатель: - вот мы и приехали на Братский лесопромышленный комплекс. Здесь делают бумагу. (дети смотрят видео о том, как делают бумагу)

Нолик: - А вы можете назвать мне то, что бывает из бумаги?

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

Воспитатель: - А теперь пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги.

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

Воспитатель: - А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Опыт «Сминание бумаги»

Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

Опыт «Разрывание бумаги»

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.

Опыт с водой и бумагой

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше.

Воспитатель: - А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.

Динамическая пауза «Бумажные фантики» проводит ребенок

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем

И в коробку отнесем.

(Складывают фантики в коробку)

Беседа о бумаге

Нолик: - Ребята, берегите бумагу, не рвите и не выбрасывайте ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Воспитатель: - Хотите сделать бумагу сами? Попробуем сделать бумагу из салфеток, это будет бумага для рисования.

-Что лежит перед вами?  бумажные салфетки. Что нам подсказывает схема?

Что нужно с ними сделать?

Что мы все делаем? (рвем, мнем). Что потом нужно сделать? (залить водой)

Кто уже потрогал воду. Какая она на ощупь? Как вы думаете, почему нужна теплая вода? (Чтобы салфетки быстрее размокли) Теперь я размельчу блендером нашу будущую бумагу. Бумага уже готова? Надо слить лишнюю воду, перемешать.  А чтобы эта масса стала плотной, соединилась, что нужно сюда добавить, как вы думаете? Раскрою вам секрет надо добавить клей ПВА и крахмал. Клей придает бумаге гладкость, а крахмал делает бумагу плотной.

 - Посмотрите и определите для чего нам нужна сеточка? (ответы детей)

Чтобы выложить, то что получилось. Бумага готова? (Нет, ей надо высохнуть) Положим сушиться нашу, а когда высохнет используем для рисования и поделок.

Воспитатель: - Сегодня нам пора заканчивать наше путешествие, что вам запомнилось? Что больше всего понравилось? Садимся обратно в наш транспорт и едем в детский сад.

Нолик: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся и в другие места Братска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной познавательной деятельности с детьми старшей группы "Наше настроение"

Материал является авторской разработкой, представлен в виде  подробного сценария совместной познавательной деятельности с детьми старшей группы, направлен на развитие и обогащение знаний детей об...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы

Занятие по обучению грамоте в старшей группе с использованием тетрадей  «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» Л.Е. Журовой, М.И. Кузнецовой...

Сценарий праздника для малышей, организованный детьми старшей группы "Праздник дружбы"

Цель даннного мероприятия: формировать у детей навыки совместной деятельности, воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к малышам, создание эмоционального комфорта....

Разработка занятия "Камень в основе города" с детьми старшей группы

Этапы работы:1.     Путешествие вокруг детского сада. Изучение ландшафта местности для прогулок.2.     В группе изучение свойств камней. Определение мест в горо...

Сценарий музыкально-литературного досуга с детьми старшей группы "Эхо прошедшей войны."

Праздник в страшей группе детского сада, был посвящен Великой Победе.Цели мероприятия: - расширение знаний детей о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;- закрепление предста...

Сценарий (авторская разработка) для театрализации детьми старшей группы по мотивам русской народной сказки: "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.Задачи:обучение детей основам сценического искусства,развитие творческих способностей путем участия в театрализованной деятельности,воспитание интереса к ру...

Конспект открытого мероприятия на город с детьми старшей группы по рисованию « Астры для Незнайки».

Конспект открытого мероприятия на городс детьми старшей группы  по рисованию « Астры для Незнайки»....