ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Широкая Масленица» (краткосрочный)
проект (средняя группа)

Горбачева Елена Александровна

Проект в средней группе «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя (с 24.02.2020 по 28.02.2020)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx459.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ПУШКИНО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕСТКИЙ САД №15 «АИСТЕНОК»



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(краткосрочный)

Разработала воспитатель:

Горбачева Елена Александровна

Пушкино 2021


Проект в средней группе «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя (с 24.02.2020 по 28.02.2020)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
  2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
  4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Игры
  • Беседы
  • Театрализованные постановки с участием детей
  • Консультации родителям, анкетирование.

Продукты реализации проекта:

  1. Выставка детских работ.
  2. Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1.1. Разработка проекта

  • Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей
  • Подготовка информации о народном празднике «Масленица»
  • Планирование занятий совместной и игровой деятельности с детьми, родителями
  • Обсуждение оформления группы
  • Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике
  • Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2.1. Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Беседы о празднике, о его праздновании на Руси
  • Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков
  • Разучивание хороводных и подвижных игр, знакомство со сказками про Масленицу
  • Рисование по теме: «Масленица пришла» 
  • Лепка по теме «Солнышко»
  • Ручной труд « Изготовление  куклы-масленицы из лыка»
  • Театрализованный праздник «Масленица»
  • Участие в театрализованном праздничном гулянии во дворе детского сада
  • Чаепитие с родителями в группе, проведение викторины

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ

  • Оформление выставки рисунков на тему «Масленица пришла»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей
  • Фотоотчет по итогам тематической недели

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  • В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям
  • Проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны не только у детей, но и у их родителей

ПЕРСПЕКТИВА

  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями
  • Продолжать взаимодействие с родителями.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

  • Беседы с детьми на тему «Масленица»
  • Конспект занятия «Солнышко на Масленицу»
  • Консультация для родителей
  • Загадки про «Масленицу»
  • Масленичные игры для детей
  • Сказки про «Масленицу»
  • Викторина для родителей
  • Фотоотчет

Список использованной литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010.

2. И. В. Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011.

3. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.

4. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005.

5. Шмелев И. С., Островский А. Н., Чехов А. П. «Детям о Масленице» - Белорусия«Православная церковь», 2014.

6. Интернет- ресурс: http://moikompas.ru/compas/maslenitsa.

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

НАМЕЧЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Совместная деятельность с детьми и родителями
  • Связь со специалистами

Знакомство детей с народным праздником Масленица

  • Беседа «Что за праздник Масленица?»
  • Чтение стихотворения «Масленица»
  • Рассматривание иллюстраций «Как изготавливается чучело Масленицы»

Воспитатели

Первый день Масленицы.

«ВСТРЕЧА»

  • Рассказ о праздновании первого дня
  • Знакомство с поговорками про Масленицу
  • Заучивание стихотворения «Масленица»
  • Знакомство с народным фольклором – закличка
  • Задание детям: совместно с родителями нарисовать рисунки на тему: «Масленица пришла»

Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ» 

  • Рассказ о праздновании второго дня
  • Подвижные игры «Блины», «Золотые ворота» на улице

Художественно-творческая деятельность:

  • Слушанье русских наигрышей и песен «Блины»
  • Рассматривание рисунков по теме «Масленица пришла»

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление совместно с детьми подвески «Солнышко» из соленого теста.

Третий день Масленицы

«ЛАКОМКА»

  • Рассказ о праздновании дня «Лакомка»
  • Разучивание и проведение хоровой игры «Галя по садочку ходила»

Художественно-творческая деятельность:

  • Раскрашивание картинок на тему «Масленица» (вечерний отрезок времени).

        

Четвертый день Масленицы

«РАЗГУЛЯЙ»

  • Информация о праздновании дня «Разгуляй»
  • Подвижный народные игры «Карусели», «Петушиный бой»

Художественно-творческая деятельность:

  • Рассматривание картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
  • Чтение русских сказок о Масленице (вечернее время)

Пятый день Масленицы

«ПРОВОДЫ »

  • Рассказ о праздновании пятого дня – «Вечер у тещи»
  • Шестого дня – «Золовкины посиделки»
  • Седьмого, последнего дня Масленицы – «Прощенный день»
  • Игра в «Снежки» в группе и на улице.

Художественно – творческая деятельность:

  • Участие в театрализованном праздничном гулянии во дворе детского сада
  • Совместный досуг – чаепитие с родителями, проведение викторины

Конспект занятия

по познавательному развитию

в средней группе

«Солнышко на Масленицу»

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное

развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Задачи:

Образовательные -обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возрождать интерес к обрядовым русским праздника.

Развивающие - Обогащать и активировать словарь детей. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами.

Воспитательные - Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа :

Беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек .

Подготовка солёного теста– основ для лепки.

Материалы и оборудование :

 Иллюстрации с изображением празднования Масленицы,

произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора, например,

писанка (миниатюра на яйце, дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и прочее.

таблица с декоративным изображением солнечных знаков.

Тесто, дощечки для лепки теста, стеки, формочки для вырезания  фигурок из теста, салфетки, декоративные шнурки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихи:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Вопросы детям:

- О каком народном празднике говориться в стихотворении? (О Масленице)

-Сколько дней длиться масленица?

-Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает рассказы детей: Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой

и встречаем весну. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он

целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.

В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В

песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая

соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а

ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе

выпекались блины .

. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

- Почему блины считаются главным блюдом на Масленицу? (Они похожи на солнце, такие же

горячие, румяные да золотистые)

Воспитатель рассказывает детям о том, что блин это символ солнышка: такой же горячий и

круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если

солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка будет весной и летом мало,

урожай не вызреет.

- Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах.

 Хоровод, например  - это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства

обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты

(круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками) .

Воспитатель предлагает детям слепить портрет солнышка,

Обращает внимание детей, что само солнышко можно слепить в виде круглого диска.

Для этого из солёного теста надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями. Затем положить тесто на досточку для лепки и раскатать его скалкой. Обратить внимание детей на то, что тесто должно быть раскатано равномерно по толщине. Прикладываем  формочку и, с помощью стека, вырезаем по контуру солнышко.

     Перекладываем  наше солнышко на фольгу. Смачивая пальцы (или кисточку) в воде, сглаживаем края лучиков. Делаем дырочку для ленточки.

Формируем ещё один шарик из теста и, предварительно смочив водой середину нашего солнышка, прикладываем его на вырезанный шаблон.

Слегка придавливаем шарик теста по центру.

Затем, уже готовые подвески – солнышки выкладываем сушиться.

После высыхания, проденем в дырочку ленточку - наше украшение готово!

Дети любуются солнышками. Делятся

впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить еще потешки и заклички о солнышке

и Масленице.         

Загадки

 

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица.)

Упало солнышко в снега, 
Влилась молочная река, 
Плывут в горячую страну 
Там делать в дырочках луну. 
(Блины.)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...
(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …

(«Бог простит!»)

Викторина для родителей

Здравствуйте, гости дорогие!

Вы пришли масленицу встречать(Да)

Её хвалить и величать? (Да)

Вы к ней летом пожаловали? (Нет)

Пасхи, да яйца красили? (Нет)

Тесто на блины месили? (Да)

Масленицу ругали и бранили(Нет)

Играть с Машей в викторину все готовы(Да)

Вы достали все обновы? (Да)

1. Как на Руси называли Масленицу?

• Кривошейка, полизуха

• Малоежка, красавица

• Убируха, облизуха

(правильный ответ: кривошейка, полизуха)

2. Чем меня будет угощать мишка меня на празднике Масленица?

• Баранками

• Вишнями

• Блинами

(правильный ответ: блинами)

3 Из каких продуктов мишка приготовит блины?

• Молоко, мука, кисель, сода

• Яйцо, молоко, мука, сахар, соль

• Макароны, молоко, мука, бананы

(правильный ответ: Яйцо, молоко, мука, сахар, соль)

4. Какую посуду приготовить для приготовления

блинов?

• кастрюля

• чашка

• сковорода

(правильный ответ: сковорода)

5. Кому было принято отдавать первый блин, испечённый в Масленицу?

• Родителям

• Старикам

• Нищим

(правильный ответ: нищим)

6. Сколько дней празднуется масленица?

• 5 дней

• 14 дней

• 7 дней

(правильный ответ: 7 дней)

7. Дайте правильные названия дням масленичной недели:

  • Понедельник «Прощание»
  • Вторник «Заигрыш»
  • Среда «Лакомка»
  • Четверг «Разгуляй»
  • Пятница «тёщины вечорки»
  • Суббота «Золовкины посиделки»

Воскресенье «Прощённое воскресенье»

(правильный ответ:

  • Понедельник – Встреча
  • Вторник – Заигрыш
  • Среда – Лакомка
  • Четверг – Разгуляй
  • Пятница – Тещины вечера
  • Суббота – Золовкины посиделки
  • Воскресенье – Проводы)

Игра«Задобри Масленицу»

8. В какой день недели «Тёщины вечера» зять ждал тёщу на блины?

• суббота

• среда

• пятница

(правильный ответ: пятница)

9. Масленица – это праздник на котором.

• Встречают лето и провожают весну

• Встречают весну и провожают зиму

• Встречают зиму и провожают осень

(правильный ответВстречают весну и провожают зиму)

10. Дополните символы Масленицы: Блин, чучело…

• Медведь, колесо

• Папоротник, венок

• Яйцо, вода, огонь

(правильный ответ: медведь, колесо)

Игра«Померимся силой с мишкой»

11. Одна из традиционных масленичных забав:

• Купание в проруби

• Взятие снежного городка

• Прыжки через костер

(правильный ответ: взятие снежного городка)

12. Продолжи пословицу«Не всё коту Масленица, будет и ….»

• Великий Пост

• Пасха

• Нам праздник

(правильный ответ: Великий Пост)

Ребята говорят пословицы.

«Без блина не Масляна»«На горах покататься, в блинах поваляться»«Не житье, а масленица»«Масленица объедуха, деньги приберуха»«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»«Боится Масленица горькой редьки да пареной репы».

13. Ребятишки с булочками в руках забирались на крыши сараев и домов,зазывая весну. В форме кого выпекали такие булочки?

• Ягненка

• Жаворонка

• Курицы

(правильный ответ: жаворонка)

14. Как называли маленькие блины в старину?

• оладьи

• галушки

• пончики

(правильный ответ: оладьи)

Игра«Попробуй блин с чем?»

«Горячий блин» 

15. На празднике Масленица присутствовали ряженые?

•Да

• Нет

(правильный ответ: да)

Дети поют частушки:

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

***

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

16. Зачем сжигали чучело Масленицы?

• Чтобы прыгать через костер

• Таким образом провожали весну-красну

• Таким образом провожали зиму

(правильный ответ: таким образом провожали зиму)

17. В Прощенное воскресенье,  увидев знакомого, обычно говорили:«Прости меня, пожалуйста», на что отвечали:

• Не прощу никогда

• Бог тебя простит

• Может и прощу

(правильный ответ: Бог тебя простит)

Подсчитываем баллы и награждаем победителей блинами.Спасибо за участие в викторине!

МАСЛЕНИЧНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

http://rodnaya-tropinka.ru/images/article-line.png


Масленичные игры для детей : 15 веселых масленичных игр-забав для детей. Сделайте праздник запоминающимся, создайте себе и детям праздничное настроение!

ИГРА 1.  СКОВОРОДА.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки

и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

ИГРА 2. СКОМОРОШКИ.

Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят,  как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.

ИГРА 3. ШАПОЧКИ.

Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.

ИГРА 4. ПРОДАВЕЦ СЧАСТЬЯ.

Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели». Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

ИГРА 5. ГОРШКИ.

Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к  горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.

ИГРА 6.  КАРУСЕЛЬ.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:

«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять  направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».

 ИГРА 7.  У МАЛАНЬИ

Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:

«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос  и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),

С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а  все его повторяют)»

Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

 

ИГРА 8. ДУДАРЬ.

Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя.

Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:

«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище.
Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»

Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит,  каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.

Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем:

«Дударь, дударь, что  болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и,  не отпуская руки (держа их на коленях соседей)  идут по кругу и поют дальше.

Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем. Очень веселая игра, создающая праздничное настроение. Попробуйте – Вам понравится!

ИГРА 9. ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА.

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска».  Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,
С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.

 

ИГРА 10. БАРЫНЯ.

Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).

Ведущий говорит:

«К Вам  барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и  не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»

Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет».  Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить  «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он  отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.

ИГРА 11.  ПУЗЫРЬ (МЕСИМ ТЕСТО).

Игра подходит для самых маленьких деток.

Беремся за руки и говорим  вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно  и ритмично  топая подходим друг к другу (чтобы круг,  образованный нашими руками,  стал совсем маленький).

Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.

 ИГРА 12. КАК ВО НАШЕМ ВО ДОМУ.

Игра для самых маленьких.

Беремся за руки, ходим и говорим ритмично:

«Как во нашем во дому
Печка истоплёная,
Блины испечёные,
Каравай состряпанный.
Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий круг)
Эдакий ниииизенький! (садимся на корточки)
Эдакий широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук)
Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки)».

 ИГРА 13. НА ЛОШАДКЕ.

Игра для самых маленьких.

Обычно на Масленицу катались на  лошадях. И мы тоже покатаемся. Посадим ребенка к себе на колени и «поедем».

«По кочкам, по кочкам,
По маленьким кусточкам,
На молодой лошадке
В горку – ух, ух, ух (поднимаем и опускаем колени).
А с горки – бууууух!«(вытягиваем вперед ноги и скатываем с них ребенка как с горки).

Игра нравится всем малышам.

 ИГРА 14. КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ.

С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому.

Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка.  Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:

«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»

На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру».

 ИГРА 15. МЕТЛА.

Все садятся на стулья. Выбирается один водящий.

Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро».

Водящий подходит к игроку и  начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре).

 Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит:

«Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!»

После этого он спрашивает:

— Кто ты?
— Метла.
— А что ты сегодня ел?
— Метлу.
— А это у тебя что? (показывает на колено)
— Метла.
--- А это что? (показывает на две ноги).
— Мётлы.

И так пока  у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку.

Если  отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант.  Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей.

Веселой Вам Масленицы! Пусть масленичные игры с детьми принесут в Вашу семью смех и радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – творческий проект «Широкая Масленица»

Цель: дать целостное представление о самом ярком, зрелищном народном празднике на Руси – Масленице. Задачи: знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным ко...

Музыкально-творческий проект "Широкая масленица"

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и вс...

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»...

Проект "Широкая масленица" краткосрочный

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ широкая масленица

воспитывать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Широкая Масленица»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Широкая Масленица»    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное г...

Краткосрочный творческий проект «Широкая масленица» в подготовительной группе

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника  Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии...