Проект на тему : " Мир кактусов" подготовительная группа. Башкатова Ж.В.
проект (подготовительная группа)

Башкатова Жанна Владимировна

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Экологическое образование выступает необходимым условием формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Комнатные растения, выходцы из разных мест обитания: пустыни, сухих субтропиков, являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры.  Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста.                 

Осуществляя экологическое развитие детей 6-7лет, важно останавливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребёнка, а это в первую очередь-комнатные растения.

Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Солнышко»

                                      АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

                           

                            Проект на тему:

                                              «Мир кактусов» 

                                      подготовительная группа

                                                                                                                                             

                                   

                                                                       

                                                              Провела и подготовила:                                                                                                              

                                                              Воспитатель высшей квалификационной

                                                              категории: Башкатова Ж.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                   

                                      Мытищи 2020г.

Информационная карта проекта.                                                                                                    

Проект: «Мир кактусов».

Автор: воспитатель Башкатова Ж.В.                                                                                                                                      

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Срок реализацииСреднесрочный, с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г.(3 месяца)

          Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о разнообразии кактусов. В процессе общения с детьми было выявлено, что у детей не в полном объёме сформированы знания о комнатных растениях кактусов, что у них отсутствуют знания об истории возникновения кактуса, о его разновидности , были трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода, дети называли не все растения в группе. Нехватка знаний о кактусах и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для начала проектной деятельности.

Актуальность проекта:

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Экологическое образование выступает необходимым условием формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. 

Комнатные растения, выходцы из разных мест обитания: пустыни, сухих субтропиков, являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры.  Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста.                

Осуществляя экологическое развитие детей 6-7лет, важно останавливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребёнка, а это в первую очередь-комнатные растения.

Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод

Объект проекта:

Комнатные растения: кактусы

Предмет проекта:

Разнообразие комнатных растений: кактусов и правила ухода за растениями.

Цель проекта:

Вызвать интерес дошкольников к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о комнатных растениях кактусов, прививать внимательное и бережное отношение к живой природе. Познакомить детей с многообразием комнатных растений кактусов, формировать экологические представления об отдельных представителях комнатных растений;

Уточнять представления о назначении основных органов и частей комнатных растений, о целостности комнатных растений;

Формировать дифференцированные представления об условиях выращивания комнатных растений в уголке природы, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло);

Развивать интерес, активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость, любознательность;

Побуждать проявлять интерес к жизни комнатных растений, способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями; желание ухаживать за комнатными растениями;

Воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту комнатных растений, желание сохранить их, стимулировать и поощрять добрые поступки детей.

           Задачи проекта:

Образовательные: Формировать знания детей о удивительном мире кактусов комнатных растениях.

Дать представления о строении, значимости комнатных растений кактуса.

Побуждать проявлять интерес к жизни кактусов, способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями;

Учить делать элементарные выводы и умозаключения.

Обогащать словарный запас детей.

Развивающие: Развивать навыки исследовательской работы, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе желание ухаживать за комнатными растениями кактусами, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

      Формы и методы реализации проекта: 

Тематические занятия, беседы, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций. трудовая, художественно-творческая, игровая деятельность детей, самостоятельная деятельность детей.

       Методы проекта:

Исследовательские: опыты, наблюдения.

Наглядные: рассматривание альбомов, энциклопедий, иллюстраций, просмотр презентаций, консультации для родителей.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, указания, словесные инструкции.

       Принципы реализации проекта:

Систематическое и целенаправленное ознакомление детей с многообразием комнатных растений кактусов и правилами ухода за растениями.

Доступность знаний, учёт возрастных особенностей детей.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания о комнатных растениях, умения и навыки по уходу за комнатными растениями.

                  Содержание проект:
провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.
привлечь детей и родителей к сбору материала для оформление групповой энциклопедии «Мир кактусов»                                                             изготовление поделок из природного и бросового материала.

                 Развивающая среда: 

Комнатные растения, предметы по уходу за комнатными растениями, картинки, альбомы, литература по теме.

                 Ожидаемый результат:

Закрепить знания о комнатных растениях кактусов. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений кактусов; оформление групповой энциклопедии «Мир кактусов», изготовление поделок из природного и бросового материала; составление картотеки стихов, загадок; подборка дидактических игр; более бережное отношение детей к растительному миру; заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности; активное участие большинства родителей в реализации проекта.  

                                                   

                  Реализация проекта.

Этапы и сроки

Основные направления реализации проекта

(мероприятие)

Материалы и средства реализации проекта

I этап - подготовительный

(март)

Оформление консультаций, памяток, буклетов для родителей.

Конспект                                               НОД «Мир кактусов»

Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, художественной литературы.

Оформление картотеки

стихотворений, загадок, пословиц;

Оформление картотеки дидактических и словесных игр.

Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

Подбор атрибутов для труда.

приложение № 1

Презентация комнатные растения «Мир кактусов»;

 фотографии и иллюстрации, настольно-печатные игры.

приложение № 2

приложение № 3

пополнение и оформление уголка природы; оснащение уголка творчества природным и бросовым материалом; пополнение книжного уголка литературой по теме;

оформление уголка познания дидактическими играми, материалом для рассматривания: энциклопедии, книги, журналы о комнатных растениях;

создание уголка экспериментирования: лупы, предметы для экспериментирования, карточки – схемы для фиксации опытов и др.

лейки, инвентарь по уходу за растениями, тазы, ветошь, щетки, фартуки и др.

II этап - основной

(апрель – май) 

 

Беседы:

«Растения в нашем уголке природы»;

«Как появились растения кактусы»; «Без растений на земле»; «Части растения»;

«Комнатные растения – друзья или враги?»;

 «Растения пустынь»; «Кактус и алоэ»;

«Что я знаю о комнатных растениях?»;

«Где растут кактусы».

«Растения в нашей жизни»; «Уход за комнатными растениями: кактусами»;

«Что необходимо кактусам для жизни?»;

«Как дети с родителями заботятся о комнатных растениях: кактусах?»

Познавательная непосредственно образовательная деятельность:

«Зеленые друзья»;

«Путешествие в царство комнатных растений»;

«Уход за комнатными растениями»;

«Знакомство с кактусом»;

«В гости к комнатным цветам:кактусам»;

«Скорая помощь для растений» и др.

Рассматривание книг, энциклопедий, журналов о комнатных растениях, сюжетных и предметных картинок, фотографий, иллюстраций.

Посещение природного уголка детей подготовительной группы.

Наблюдения:

«Комнатные растения украшают наш дом»;

«Сравнение комнатных и садовых растений»;

«Зеленые друзья на подоконнике»;

«Полив растений»;

«За цветущим растением»;

«Что изменилось?»;

«Индивидуальные потребности некоторых растений:кактусов»;

«Кому в горшочке тесно?».

Работа в «уголке природы» по уходу за комнатными растениями кактусами.

Опыты:

«С водой и без воды»;

«Растение может обеспечить себя питанием»;

«Лабиринт»;

«Как увидеть движение воды через корни?»;

«Дыхание листа»;

«С ветками (выявление потребности растений в тепле)»; «С почвой».

Чтение художественной литературы,

разучивание стихотворений,

разгадывание загадок о комнатных растениях.

Художественное творчество:

Рисование: «Кактус», «Цветёт на окошке цветок -  кактус», «Колючий ежик», «Яркие цветочки у нас на окошке»;

Конструирование из бумаги «Горшочек для цветов», «Цветок»;

Лепка «Колючий зеленый ежик- кактус», «Цветущий кактус»;

Аппликация обрывная с элементами рисования «Цветущий кактус»;

Аппликация из салфеток «Колючий друг-кактус»;

изготовление поделок из природного и бросового материала.

 

Настольные игры:

«Разрезные картинки», «Собери кактус», «Кто, где растет», «Сложи цветок» и др.

Дидактические и словесные игры:

«Найди по описанию»;

«Третий лишний»;

«Горячо — холодно»;

«Где спряталась матрешка?»;

«Угадай растение по описанию»;

«Чего не стало?»;

«Магазин цветов»;

«Отгадай, что за растение»;

«На какой цветок села бабочка?»;

«Чей цветок?»;

«Украсим комнату» и др.

Подвижные игры:

«У кого какой цветок?»;

«Что и как растет»;

«Каждое растение на свое место»;

«Солнышко и дождик»;

«Мы по кругу ходили».

Сюжетно – ролевые игры:

«Я – цветовод кактусов»;

«День рождения»;

«Цветочный магазин»; «Семья».

Театрализованная деятельность:

Кукольный театр «Дюймовочка»,

Игра импровизация «Волшебник цветовод»,

Этюды, композиции:

«Цветы», «Я цветочек не простой, угадай какой», «Кто это», «Покажи комнатное растение»

приложение № 4

картинки, фотографии, живые комнатные растения.

приложение № 5

Д. Г. Хессайон «Всё о комнатных растениях»;

 Ю. В. Сергиенко «Полная энциклопедия комнатных растений;

 Е. А. Волкова, О. Ю. Петина «Лучшие комнатные растения»; журналы «Кактусы  в доме»;

«Домашние цветы»;

«Цветущие комнатные растения:кактусы»;

«Любимые цветы в доме»;

С. В. Вохринцева «Комнатные растения».

организовать экскурсии

приложение № 6

инвентарь по уходу за растениями

приложение № 7

Л.В. Скребцова

«Сказки комнатных цветов»;

С. Георгиев «Бабушкин садик»;

Г. Сапгир «Садовник»; «Колучие друзья и гном»

Т. Шорыгина «О чем рассказали цветы пустыни»;

Ж. Санд «Цветок солнца»;

Н. А. Абрамцева «Ежик по имени Кактус»;

картотека стихотворений, загадок, пословиц

раскраски, бросовый и природный материал, бумага разной фактуры, краски, кисти, карандаши, пластилин.

плоскостные геометрические фигуры, счетные палочки, лото, домино.

картотека дидактических и словесных игр,

приложение № 8

атрибуты и предметы заменители для игр

атрибуты для театральной деятельности, маски, шапочки, эмблемы комнатных растений.

III этап - заключительный

(май).

Подведение итогов.

Акция «Подари комнатное растение: кактус группе»

Досуг совместно с родителями «В королевстве комнатных растений: Мир кактусов»

Оформление паспортов комнатных растений.

Оформление групповой энциклопедии «Мир кактусов» изготовление поделок из природного и бросового материала.

организовать пополнение уголка природы новыми цветами.

сценарий досуга

приложение № 9

энциклопедия «Мир кактусов»

выставка поделок из бросового материала

на тему «Кактусы»

Вывод:

Особая педагогическая значимость проекта «Мир кактусов» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. В ходе проекта дети познакомились с комнатными растениями кактусов, стали проявлять: интерес к, особенностям жизни и развитию комнатных растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; появились навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развилось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности, появилось желание передавать свои чувства в рисунках и поделках из различных материалов. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий. Постоянное сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Кроме того, проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Проект был интересен всем субъектам сотрудничества: воспитателю, детям и их родителям. Поэтому, в перспективе планируется продолжить проектную деятельность.

Список литературы:  

С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в подготовитедьной группе детского сада. М., 2017 г.

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 2019г.

С. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе» методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. М., Новая школа, 2015 г.

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 2018 г.

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 2020 г.

Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2021 г.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», М., 2016 г.

В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 2017 г.

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2021 г.

А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2017г.

Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2019 год.

кому воспитанию дошкольников” 2015 год.

Л. А. Каменева Как знакомить дошкольников с природой. - М., 2019.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб., 2020

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Семья» (средняя группа)

Проект на тему: "Семья"  средняя группа для детей  от 4 до 5 летТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: длительный (2 - 8 марта)Цель: Формирование представления о семье, как ...

План проект на тему для cтаршей группы « Транспорт»

План проект на тему "Транспорт" для старшей группы по программе "Сообщество". Целью этой темы- формирование системы нравственных качеств, у старших дошкольников предоставив   возможность про...

План проект на тему для cтаршей группы « Транспорт»

План проект на тему "Транспорт" для старшей группы по программе "Сообщество". Целью этой темы- формирование системы нравственных качеств, у старших дошкольников предоставив   возможность про...

ПРОЕКТ на тему "ОСЕНЬ" (средняя группа)

Проблема: «Какие подарки принесла осень».                     Создание сюжетной композиции «Подарки ...

Авторский проект на тему "Масленица" старшая группа

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Проект по теме "Транспорт" в группе младшего возраста.

Проект по теме "Транспорт" в группе младшего возраста....