Распространенные ошибки в понимании PECS
картотека по развитию речи

Екатерина Александровна Вебер

На моей стране метод PECS по-прежнему окружен целым рядом «логопедических» мифов, создающих барьеры для введения данного способа альтернативной коммуникации невербальным и маловербальным детям с РАС и нарушением развития. Данные мифы противоречат огромному массиву научных данных, лежащих в основе доказанной эффективности данного метода. Вот некоторые из них:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл PECS14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Распространенные ошибки в понимании PECS:


Заблуждение 1
PECS это то же, что и визуальное расписание
PECS - это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками. В визуальном расписании используются карточки, но с целью отображения последовательности событий. У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.

Заблуждение 2
PECS тормозит развитие речи
Исследования доказывают, что PECS, напротив, стимулирует развитие речи. Благодаря использованию PECS у ребенка восстанавливается функция коммуникации. Безречевой ребенок получает возможность самостоятельно инициировать коммуникацию. В условиях, когда взрослый сам «догадывается» о желании ребенка, для ребенка ускользает смысл коммуникативного процесса. Научение самостоятельному обращению к взрослому позволяет более эффективно строить стратегии восстановления устной речевой функции. Через какое-то время ребенок научается сам озвучивать свои пожелания (или начинает пытаться).

Заблуждение 3
Моему ребенку PECS не подходят, потому что…/ мы уже пробовали, он ненавидит книжки/ он не понимает и не любит карточки/ он не соотносит картинки с предметами ...
Если подойти к вопросу правильно, ребенка можно научить использовать PECS всего за 5 часов. Он не должен уметь различать картинки, не должен даже любить карточки. Если за дело берется профессионал, все фазы PECS становятся доступны для любого ребенка.

Заблуждение 4
PECS не имеет отношения к ABA
Создатели PECS Энди Бонди (PhD) и Лори Фрост (MS, CCC/SLP) завершили свою работу в 1985 году. Не являясь поведенческими аналитиками, они основали свою систему на фундаментальном труде Б.Ф.Скиннера «Вербальное поведение». Детей учат коммуникации с учетом всех законов поведения и вербальных реакций, описанных Скиннером. Это определение соответствует вербально-поведенческому подходу к развитию языковых навыков, который существует в рамках ABA-терапии.
Однако практика внедрения системы PECS в обиход ребенка требует дополнительных профессиональных навыков и знаний даже для профессионалов АВА.

Заблуждение 5
Мой ребенок слишком взрослый для введения PECS
Если ваш ребенок не успел овладеть ни одним способом коммуникации (речью, языком жестов и т.д.), вам стоит всерьез задуматься о введении PECS или какой-либо аналогичной системы вне зависимости от возраста. Любой человек имеет право получить возможность сообщать о своих нуждах максимально доступным и простым способом. Очень часто дети старшего возраста и взрослые, не владеющие навыками коммуникации, демонстрируют неподобающее и опасное поведение: агрессию, самоповреждение, вспышки гнева, в ситуации, когда они не могут самостоятельно получить желаемое. PECS — эффективным метод альтернативной коммуникации. При грамотном введении, он может в несколько раз уменьшить случаи проявления подобного поведения.

Заблуждение 6
Язык жестов лучше, чем PECS
При выборе родителем языка жестов в качестве альтернативной коммуникации нужно учитывать следующие ограничения:
- языком, который использует ребенок, придется овладевать всему его окружению: учителям, членам семьи и другим людям, окружающим ребенка. Такой навык может затормозить развитие коммуникации у ребенка, если те, кто владеет обычным языком жестов, но не знают специфических символов языка, которому обучили данного ребенка, не смогут его понять.
- выучить жестовый язык может быть не просто, если у ребенка проблемы с моторикой или навыком имитации. Жестовая альтернативная коммуникация предполагает совершенное владение руками, пальцами и даже мимикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством о...

Распространенные ошибки родителей

Распространенные ошибки родителей...

Распространенные ошибки в воспитании мальчиков

Чтобы стать мужчиной, ребенку нужен пример...

распространенные ошибки родителей

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенкаЧасто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Зат...