Роль образовательной среды ДОУ в развитии ребенка дошкольного возраста.
статья

Рогачева Татьяна Ивановна

В данной статье содержится материал раскрывающий роль образовательной среды ДОУ в развитиии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль образовательной среды ДОУ в развитии ребенка дошкольного возраста.

         Центральная проблематика в системе отечественного дошкольного образования занимают вопросы организации образовательной среды в ДОУ и ее влияние на развитие личности дошкольников.

В современной науке нет четкого и однозначного понятия в определении «среда». В научной литературе имеется больше сотни определений понятия «среда».

С учетом общих подходов «среда» рассматривается как окружение. В толковом словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.) под средой понимаются «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь».

В философском понимании под средой важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.

В педагогическом словаре «среда» понимается как «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов»

Как указывает Новикова Л.И. под средой рассматривается единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека»

Научных анализ исследований (Новикова Л.И., Панов В.И., Рубцов В.В.) выделяет разнообразные виды сред: социально-педагогическую, образовательную, социально-культурную, предметно-информационную, социально-экономическую, городскую, семейную, эстетическую и др.

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

В процессе развития человека личностное его образование не нужно соизмерять с процессом усвоения образовательных программ через организацию обучения и воспитания под руководством взрослых (воспитатели, родители). На образование оказывают влияние факторы различных направлений (это не только деятельность общественных институтов: ДОО, школ и др.

Непосредственно термин «образовательная среда» указывает на множество факторов влияющих на человека и определяющих сам процесс воспитания, обучения и личностного развития.

Образовательная среда находит свой научных интерес в многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Дерябо С.Д., Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И., Рубцов В.В., Слободчиков В.И., Ясвин В.А. и др.).  «Образовательная среда», большинством ученых раскрывает идею о том, что учебно-воспитательный процесс и непосредственное развитие осуществляются не только под воздействием целенаправленных действий педагога; не только зависят от психологических и индивидуальных особенностей дошкольников. В большинстве своем они определяются социальными и культурными условиями, пространственно-предметным окружением, особенностями взаимодействия между людьми, а также факторами окружающей среды.

Базисом для трактовки термина «образовательная среда» выступает теория о том, что процесс психического развития человека в результате целенаправленного обучения рассматривается через призму «человек — окружающая среда».

          Согласно данному подходу, под образовательной средой нами понимается система психолого-педагогических условий и воздействий, создающих предпосылки для раскрытия имеющихся уже способностей и непроявившихся интересов и способностей, влияющих на их дальнейшее развитие и обогащение.  

По мнению Выготского Л.С. «не существует в реальной действительности единой среды. Она распадается на ряд различных изолированных и самостоятельных друг от друга частей, являющихся предметом умственного воздействия человека». Таким образом, представленное высказывание говорит о том, что образовательная среда может быть многокомпонентной и иметь структуру.

Рассматривая образовательную среду как систему (комплекс взаимосвязанных элементов), так в науке представлены различные теоретические подходы к моделированию образовательной среды и составляющие ее элементы.

Ясвин В.А. представил эколого-личностную модель образовательной среды. Как понимает ученый «образовательная среда» - это «система по заданному образцу условий и влияний на формирование личности, а также условий, влияющих на е развитие, отражающих социальное и пространственно-предметное окружение» [85]. Чтобы образовательная среда оказывала развивающий эффект, она должна обеспечить для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (детей и педагогов) комплекс возможностей, который включает, по мнению ученого, три структурных компонента:

  • пространственно-предметный (здание в целом, классные комнаты, хозяйственные помещения, территория образовательного учреждения и т.п.);
  • социальный (характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (детей, педагогов, родителей, управленцев и др.);
  • психолого-дидактический (содержание программ, методов обучения, обусловленных психодидактическими задачами проектирования образовательного процесса.

Рубцовым В.В представлена коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, под которой исследователь понимает форму сотрудничества (взаимодействия в процессе общения), создающего характерные виды общности между ребенком и педагогом, а также между сверстниками. Такой подход «понятию образовательная среда» строится на основе учета необходимого условия развития дошкольников, которым выступает его участие в совместной деятельности с различными субъектами педагогического процесса.

В.В. Рубцов в своей модели выделяет основные структурные компоненты образовательной среды: внутреннюю направленность школы, психологический микроклимат, социально-психологическую структуру коллектива, психологическую организацию в процессе реализации образовательной программы, психологическую характеристику воспитанников и др.

В.И. Слободчиковым была составлена антрополого-психологическая модель образовательной среды, под которой понимается, как и у предыдущего автора, совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Ученым выделены основные параметры образовательной среды: ресурсный потенциал (насыщенность) и способ ее организации (структурированность).

По мнению ученого образовательная среда - это не изменяющаяся совокупность влияний и условий (в отличии от Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, выступающее системным продуктом между взаимодействием образовательного пространства, процессом управления образованием, местом образования и воспитания.

Психодидактическая модель образовательной среды учреждения раскрыта коллективом ученых: Лебедевой В.П., Орловым В.А., Ясвиным В.А. и др.

Авторы делают акцент на том, что образование должно признавать за ребенком приоритет его индивидуальности, развивающийся через погружение личности в образовательную среду, целенаправленно спроектированную самим ДОУ. Проектирование такой среды осуществляется на основе учета познавательных интересов воспитанников, компетентности педагогов самого ДОУ, учета регионального компонента в управлении системой образования, традиций и особенностей социальной и культурной среды.

Панов В.И. предложил экопсихологический подход на основании, которого в процессе обучения осуществляется психическое развитие человека, рассматриваемое через призму системы «человек — окружающая среда».

Ориентируясь на такой подход под образовательной средой подразумевается система психолого-педагогических условий и влияний, создающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, а также развития уже имеющихся способностей воспитанников, учитывающих природные задатки и требования процесса социального развития.

Пановым В.И. выделены основные структурные компоненты образовательной среды:

  • технологический (деятельностный) – рассматривается как совокупность («пространство») разнообразных видов деятельности, важных для обучения и развития воспитанников.
  • коммуникативный -  отражает пространство взаимодействия между взрослыми и детьми в непосредственной или опосредованно-предметной форме, а также способы взаимодействия ребенка с образовательной средой и ее субъектами.
  • предметно-пространственный - это совокупность средств, обеспечивающих возможность у субъектов необходимых пространственных действий и поведения в образовательной среде.

Теоретический анализ к рассматриваемому нами понятию позволяет сделать следующий вывод: содержание понятия «образовательная среда» имеет разные трактовки в научной литературе, но отражающие основные научные подходы.

Первый подход отождествляет понятие «образовательная среда» с понятием «учебная среда», под которой понимается взаимосвязь определенных материально- социально- коммуникационных условий, отражающих процессы обучения и воспитания.

Второй подход отождествляется с понятием «образовательное пространство», появившийся в девяностые годы двадцатого столетия в исследовании Фрумина И. и Эльконина Б.  

В широком смысле под образовательным пространством раскрывается интеграция институтов образования, процессов и образовательных сред, создающих пространство социального развития ребенка, формирование его личности, обеспечивающей характерный уровень интеллектуального развития и общей культуры.

Как уточняет Кривых С.В. образовательное пространство многомерно и может различаться на основе территориального принципа:

  • образовательное пространство мира;
  • образовательное пространство Европы;
  • российское образовательное пространство;
  • образовательное пространство региона;
  • образовательное пространство ДОУ [3].

Зеер Э.Ф. и Мешкова И.В. выделили три типа образовательных пространств, относительно временного контекста: актуальное, ближайшее и перспективное.

Актуальное образовательное пространство осознается человеком как организованно-структурное единство целей, содержания, средств и субъектов актуализации практического опыта, привлеченных для реализации определенной образовательной деятельности.

Ближайшее образовательное пространство соотносится с осознанием ребенком на протяжении всего процесса образования целей и соответствующего практического опыта.

          Перспективное образовательное пространство происходит за счет осознания  ребенком организационно-структурного единства целей, содержания, средств влияющих на дальнейшее самоопределение человека.

Третий подход к понятию «образовательная среда» отражает технологически-информационную сторону образовательного процесса, которая рассматривается наукой как основа и составная часть образовательного процесса.

Огромное значение на современном этапе, отводится вопросам анализа, проектирования и организации образовательной среды, в связи с введением и реализацией ФГОС ДО.  Задача педагогических работников состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, а в проектировании индивидуальной образовательной среды, с опорой на личностный потенциал дошкольников, современных технологий обучения.  Как указывает Выготский Л.С., опыт ребенка «полноценно и без любого остатка обозначается социальной средой…И если педагог бессилен в непосредственном воздействии на ребенка, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду…».

В условиях компетентностного подхода сущность образовательного процесса заключается в создании важных для жизни человека ситуаций и поддержание действий, приводящих к формированию различных компетенций, ценностно-смысловых основ.

В требованиях ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы понятие «образовательная среда» не используется, но обозначено общее требование к проектированию «социокультурной среды» в ДОУ, как условие всестороннего развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Целенаправленно спроектированная и смоделированная ориентировочно-компетентностная образовательная среда заключает потенциальные условия для развития познавательно-социальной и творческой активности, включенности субъектов о в процесс обучения и воспитания, и как результат самосовершенствование и саморазвитие [56].

Таким образом, образовательная среда – широкое многогранное понятие, определяемое в современной научно-педагогической литературе:

– как система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, общественно-политический строй страны, природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды), средства массовой информации, случайные события;

– совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей субкультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося;

– часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов;

– предметно-пространственное окружение обучающегося, в котором он осуществляет свою учебную деятельность, расширенное за счет информационной среды;

– система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;

– среда, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среда для построения собственного «я», способствующая самоактуализации, личностному росту; среда, обеспечивающая создание условий, способствующих самореализации обучающихся, становлению их самосознания, развитию единой картины мира, стремления к возможно более полному выявлению и становлению своих способностей;

– микромир, микромодель человеческой культуры, средство для актуализации внутреннего мира обучающегося;

– особое личностное пространство познания и развития, где каждый обучающийся развивается сообразно своим индивидуальным особенностям;

– совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности;

– среда – это посредник между личностью дошкольника и окружающим миром, полно отражающая потребности, интересы и стремления ребенка, обеспечивая ему возможность наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и задатки.

Развивающая обучающая среда обеспечивает открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности; дифференцированный, индивидуальный и творческий подходы к личности.

В системе современного дошкольного образования приоритетными являются задачи гуманизации учебно-воспитательного процесса, охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, их всестороннего развития, которые возможно реализовать через организацию и обогащение предметно-развивающей среды.

Необходимым условием в развитии ребенка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья.

А. В. Запорожец подчеркивал, что среда - это не просто необходимое внешнее условие (наряду с воздухом, теплом), а подлинный источник развития, поскольку именно в ней «записана» программа того, какие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным носителем содержания человеческой психики [28].

Из положений работ А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Она не возникает стихийно, а целенаправленно строится, задается другими людьми в процессе общения ребенка с ними. Именно развитие общения ребенка, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, открывает перед ним все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

Он писал о том, что «маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной работы детского сада обучения началам математики и грамоты, а также значительного повышения уровня нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, полученные исследовательские данные говорят о том, что повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка- дошкольника».

Организация образовательной среды в ДОО отражает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру и проектируется на основании ведущих дидактических принципов: учета возрастных особенностей ребенка дошкольного возраста, системности, комплексности и др., чтобы учитывать новообразования дошкольного возраста.

Важно, что образовательная среда должна носить характеристики незамкнутой, само изменяющейся и открытой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда должна быть развивающаяся, а не только развивающая.

Ключевые идеи проектирования образовательной среды в ДОО отражены Петровским В.А.  в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» где обозначены ведущие принципы [52]:

  • принцип дистанции в процессе взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на создание пространства сотрудничества «глаза в глаза», установление оптимального контакта с ребенком, в процессе реализации уголков «уединения» и др;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества, реализуемый через организацию предметно-развивающей среды ДОУ;
  • принцип стабильности – динамичности, способствует проектированию условий по изменению и обогащению пространственной среды, учитывающей интересы, настроения, потребности ребенка дошкольника;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, направлен на конструирование непересекающихся сфер активности и позволяет  дошкольникам свободно заниматься различными видами деятельности одновременно, при этом, не мешая друг другу;
  • принцип эмоциогенности среды – организуемая деятельность должна вызывать у дошкольников эмоциональный положительный отклик, создавать стимулы для дальнейшего продолжения;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия всех субъектов образовательного процесса, как условие развитие личности;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды (эстетическая организация среды, визуальное оформление предметной среды (включение ярких больших игрушек из ткани, пластика, необычных элементов дизайна);
  • принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;
  • принцип учета гендерной составляющей, учитывающей интересы (мальчики, девочки) и склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Как указывает Новоселова С.Л. проектировании предметной среды важно учитывать не только возрастные, но и личностные особенности (эргономические, антропометрические, физиологические особенности дошкольников).

Образовательный процесс в ДОУ выстраивается на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых, направленной на:

  • укрепление и охрану психического и физического здоровья ребенка, его физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие дошкольников;
  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий развития ребенка дошкольного возраста;
  • приобщения дошкольников к ценностям общества;
  • с целью оптимизации воспитательного процесса взаимодействие с семьей.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы взаимосвязанной компонентов между образовательной среды, обеспечивающих единство возможностей для развития личности ребенка дошкольного возраста и его саморазвития.

С целью проектирования образовательной среды, по мнению Михайленко Н.Я., Зворыгиной Е.Л., Эльконина Д. Б., Новоселовой С. Л., Гринявичене Н.Т. и др. рекомендуется применять косвенное воспитательное воздействие, происходящее через игровую деятельность и др. коды и средства передачи информации между людьми.

Как утверждает Новоселова Л.С., к образовательной среде предъявляются требования:  

  • системности, на основе целей учебно-воспитательной деятельности и подходов к проектированию среды;
  • инициативы детской деятельности на основании объектов, средств, целей и способов их достижения;
  • учета специфики возрастных этапов развития ребенка с опорой на «зону ближайшего развития»;
  • взаимодействие дошкольников со взрослыми и друг с другом, как условие формирования навыка коллективной деятельности;
  • организация трехмерного предметного пространства жизни дошкольников: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.

Таким образом, учитывая обозначенные особенности, принципы и способы проектирования образовательной среды воспитатели ДОО смогут определять инициальный путь развития ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно...

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображае...

Рекомендации родителям «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы. По мнению многих психологов, у...

"Мир понарошку" развивающая среда для целостного развития ребенка дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), матер...

Роль образовательной среды ДОУ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое гл...