Возникновение дошкольного образования в России
статья (младшая группа)

Тельманова Марина Геннадьевна

Возникновение дошкольного образования в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_doshkolnogo_obrazovaniya_v_rossii.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение дошкольного образования в России.

Детский сад… Это привычное для современного человека понятие, оказывается, имеет очень интересную историю.

Первое дошкольное образовательное учреждение в России со столь ярким и запоминающимся названием «Детский сад» было открыто в Санкт- Петербугре 1 мая 1863 г. Софией Андреевной Люгебиль (супругой известного преподавателя Петербургского университета Н.Н. Люгебиль) и просуществовало в течение нескольких лет.

Софья Андреевна была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы.

В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. Общество сочувствовало новому предприятию госпожи Люгебиль, но все-таки заведение её стояло одиноко. Деятельность этого детского сада рассматривалась как своеобразный «луч света в темном царстве» отечественного дошкольного образования.

В частности, отмечается, что С.А. Люгебиль не была сторонницей строгой регламентации детской деятельности, которую отстаивали ученики и последователи Ф. Фребеля, а принадлежала к движению «неофребелистов», стремившиеся воплотить его идеи в соответствии со спецификой национальной русской культуры на основе принципов народности и этнической культуросообразности. В этой связи были сформулированы основные целевые установки педагогики дошкольного детства: воспитать поколение добродетельное, здоровое и бодрое душой и телом, поколение самобытное, честное, трудолюбивое, заботящееся не о себе одном, но и о благоденствии других людей. Считалось, что детский сад должен развивать в детях:

— Во-первых, физические силы (для этого служат подвижные игры); во-вторых, внешние чувства (для этого служат ручные работы); в-третьих, способность внимания (для этого возможно обращение внимания ребенка на предметы); в-четвертых, понимания слышанного и рассказанного; в-пятых, понимание всего того, что окружает ребенка; в-шестых, настойчивость в труде — отмечал в своем докладе на заседании комиссии по вопросу о детских садах при Санкт-Петербургском Педагогическом собрании г. Резенер.

Как отмечали современники, Софья Андреевна внимательно наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами и ошибками в их развитии, вела записи этих наблюдений. Любовь к детям, близость к ним, активность в организации игр, занятий и ручных работ, умелое, живое и образное рассказывание сказок и рассказов, проведение бесед на интересующие воспитанников темы, стремление сформировать истинную заинтересованность в своей деятельности, профессионализм в подготовке игр и занятий отличали С.А. Люгебиль.  Сама руководительница детским садом стремилась к тому, чтобы в течение всего года игры и занятия детей были разнообразны и по большей части проводились на воздухе в саду. Это было связано со своеобразием питерского климата и необходимостью целенаправленного оздоровления дошкольников. В частности, весной и осенью организовывались экскурсии-прогулки для детей старшего дошкольного возраста на природу, а зимой дети с удовольствием катались с ледяной горки и устраивали игры со снегом.

Это дошкольное учреждение в различные годы его существования посещало от 20 до 30 детей в возрасте от трех до шести лет. Находились дети в детском саду с 10.30 до 14.30. Первый час пребывания детей отводился на гимнастические упражнения, второй — на работы с фребелевскими рукоделиями, третий — на завтрак и отдых, которым каждый ребенок располагал по-своему, а четвертый — предполагал участие в ритмических играх, соединенных с пением, рассматривание картин, рассказывание сказок и многое другое.

Позитивный опыт работы этого детского сада связан, прежде всего, с личностью самой руководительницы, так как саму С.А.Люгебиль дети признавали за своего старшего товарища.

«Она не отлучалась от них ни на шаг во все время пребывания их в детском саду, делая и выделывая то же самое, что делают и выделывают они. Она работает вместе с ними, поет вместе с ними, подыгрывая на фортепиано, участвует с ними в гимнастических упражнениях, играет в ряду с ними в разные игры, рассказывает им сказки, разрешает разные их вопросы и прочее и прочее, и все это повторяется каждый Божий день, исключая праздничные дни».

Позднее к концу 60-х гг. ХIХ в., и у нас в городе, и в других регионах России стали появляться частные детские сады, которые открывались благотворительными пропагандистами общественного дошкольного воспитания и образования. Однако общее количество детских садов в России было очень невелико, особенно по сравнению с другими европейскими державами. Причиной этого было то, что детские сады рассматривались как учреждения, деятельность которых инициировалась лишь общественной и частной благотворительностью и не принималась во внимание правительством. Влияние детских садов на систему отечественного образования также практически не учитывалось. Характерным является признание, сделанное столичной комиссией по народному образованию: «В то время как за границею детские сады представляют собою явление обычное, имеющее за собою прочную давность, у нас  в России они – редкость, на низ смотрят, как на роскошь».

Все основные новации в деле общественного дошкольного воспитания начались лишь в ХХ в. И получили дальнейшее массовое развитие под контролем государства уже после Октябрьской революции 1917 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сходства и различия в подходах раннего образования детей в странах Европы и дошкольного образования в России"

1.Особенности дошкольного образования в России. 2.Особенности дошкольного образования в странах Европы. 3.Сравнительный анализ в подходах дошкольного воспитания....

Сертификат Воспитатели России Конференция Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России»,

Сертификат Воспитатели России  Конференция Большого фестиваля дошкольного образования  «Воспитатели России»,...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24.

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24...