Деловая игра для педагогов "Педагогическое сопровождение процессов социализации личности"
методическая разработка

Чередникова Алена Алекссеевна

Составляющие социализации  определяют двусторонний ее характер.  Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам (объективный подход).

 Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт (субъективный подход)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Деловая игра

«Педагогическое сопровождение процессов социализации личности»





Составлена

 воспитателем

Чередниковой А. А.

с. Левокумское

2022 – 2023 учебный год

Цель: стимулирование познавательной активности педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению. 

Теоретическая основа организации игры:

Модернизация всей системы образования и переход на ФГОС ,  предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. 

Заложенные в образовании возможности социализации реализуются не спонтанно, а  благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. 

Составляющие социализации  определяют двусторонний ее характер.  Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам (объективный подход).

 Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт (субъективный подход)

Данные составляющие не противоречат друг другу.

С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу.

С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Сегодня мы проведем деловую игру «Педагогическое сопровождение процессов социализации личности»

Для начала, чтобы включиться в работу, я предлагаю вам поиграть в игру. «Продолжи предложение»

–  Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит».

Я радуюсь, когда ... 
Я обижаюсь, когда ... 
Я злюсь, когда ...
Мне весело, когда ... 

Я люблю, когда…

Мне не нравится, когда ...
Я грущу, когда ...
Я страдаю, когда ...
Я плачу, когда ...

Предлагаю воспитателям разделиться на 2 команды

1 Разминка «Мозговой штурм»

- Кому принадлежит ведущая роль в  воспитании ребенка-дошкольника?(семье).

- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.

( Конституция,  Конвенция о правах ребенка,  Семейный кодекс)

-В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы  по   реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативной   развитие»  (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика,)

-Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?

-социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

-ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;

- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание,

-формирование основ безопасности)

-Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

(-сюжетно-ролевые игры,

-игры на развитие  коммуникативных качеств, 

-дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, 

-драматизация сказок,

-беседы воспитателя и ребенка,

-наблюдения, труд,

-чтение художественной литературы,   пословицы, поговорки,

-игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные;  

-игры  настольно-печатные; театрализованные,  режиссерские,  

-Проблемные ситуации
-Поисково – творческие задания
-Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры;
-Познавательные беседы, просмотр видеофильмов;
-Театрализованные постановки, музыкальные досуги, развлечения
-Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты и др.

-Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите примеры из практики.

(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок,   проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях)


2. Задание для каждой команды -   назвать компоненты детской субкультуры.

Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, выступает детская субкультура. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня.

-Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, заклички и др.)

-Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы и др.)

-Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), коллекционирование

-Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношения со сверстниками (знаки собственности, мены, «мирилки», «дразнилки», «считалки»)

-Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и т.д.)

3.Методическая копилка У меня  мешочек - копилка  (круги, на которых написаны формы  работы с детьми, используемыми в дошкольных группах.) На столах на белом листе бумаги  задачи социально-коммуникативной области Ваша задача – Выберите из предложенных задач, только те которые относятся к выбранной форме работы. 

Задачи социально-коммуникативной области:

1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира

2) развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления

3) расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности

4) формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем

5) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств

Варианты форм:

• Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» в младшей группе (1,3)

• Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)

• Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)

• Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)

• Создание групповой коллекции «Календарики» в средней группе (1,3)

• Выпуск новогодней газеты для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)

• Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)

3.Решение проблемных ситуаций.

- Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.

-Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?

-Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?

-Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?


4.-А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру

« Пантомима и жесты»

Задание. Участник выбирает перевёрнутую карточку, на которой написаны или крылатые выражения, или пословицы и т.д. Он должен изобразить смысл прочитанного с помощью жестов, движений ( без звуков) так, чтобы все догадалась и произнесли это выражение.

Выражения:

А Васька слушает да ест

Бросить камень в чужой огород

Быть под каблуком

Вертеться как белка в колесе

Водить за нос

Зарубить себе на носу

Вот где собака зарыта

Выносить сор из избы

Медведь на ухо наступил

Держать камень за пазухой

Держи карман шире

Дым коромыслом

Как с гуся вода

Лаптем щи хлебать

На воре шапка горит

Первый блин комом

Пускать пыль в глаза

5.Игра «Разброс мнений»

  • Вам предстоит ответить на данный вопрос, используя  карточки с началом предложения:

«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»

«Я могу применить это в своей работе так как…»

« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»

«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»

«Значимость этого вопроса в том…»

6.Релаксация. «Цветок настроения»

Прошу оценить нашу игру: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично- желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка...

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка

Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различн...

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружаю...

Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка.

Игра - как  необходимый процесс социализации личности ребенка.  В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка.В момент рождения ребен...

Статья "Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка."

Статья Игра -как обязательный процесс социализации  личности ребенка....

Игра-как обязательный процесс социализации личности ребенка

Игра-как обязательный процесс социальзации личности ребенка...