Дистанционные технологии в дошкольном образовании.
статья

Чепчигашева Елена Валерьевна

Данный материал может быть использован в работе воспитателями ДОУ, родителями, специалистами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_distantsionnyh_tehnologiy.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование дистанционных образовательных технологий в работе с дошкольниками.

В настоящее время, в период глобализации общественного пространства и перехода общества на цифровое  обеспечение,  период пандемии, остро встает проблема общения и обучения в организованном образовательном закрытом  помещении.

Согласно Федеральному закону № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» говорится о применении информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

 В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий.

 Образование  вышло на новый формат взаимодействия, общения и передачи информации.

Перестраиваться пришлось всем педагогам  дошкольной системы образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.

В дошкольном образовании  реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет технологий.

 Цель дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможность получить образование на дому.

    Дистанционное обучение дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал,  находясь дома (период самоизоляции, больничный) предлагаемый материал, получить и выполнить задания. Обсудить с родителями о проблемах в выполнении.

    Основная цель заданий – закрепление пройденного материала. Дошкольник совместно с родителями может выполнить творческую работу: (нарисовать рисунок, выполнить подделку из бумаги, из природного материала, из крупы, из подручных средств), принять участие  в конкурсах-

Всероссийских, Международных, региональных.

      Необходимость вызвана тем, чтобы предоставляемый педагогами материал действительно был изучен и усвоен дошкольниками. В процессе выполнения творческой работы и участия в конкурсах  ребенок использует полученные знания.

                        Особенности дистанционного обучения дошкольников:

1. Мотивация. 

Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль педагога и родителя  – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

      2. Способность к самообразованию

Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.

2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.

3. Возможность контролировать круг общения ребенка.

4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей здоровья .

5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.

6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.

                    Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1. Максимальное участие родителей, если родители не имеют возможности  посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низким. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

2. Отсутствует авторитета воспитателя. Дошкольник, воспринимает информацию именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель.

3. Не все родители и дети имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).

4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможность получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

                        Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

1. В центре – ребенок;

2. Взрослый – тьютор.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно  организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей,

а родителям   поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников,  педагоги  повышают  уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника -  это способствует:

• индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);

• повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство получения знаний);

• поддержки очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений,  могут обучаться в домашних условиях).

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1.Составить расписание онлайн занятий:

• продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;

• продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.

2.Вовлекайть ребенка постепенно:

• сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;

• затем включить материал для ребенка, не забывая, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение.

3. Направляйте, но не указывайте:

•  договориться с ребенком, в какое время он будет заниматься;

•  ненавязчиво контролировать  процесс обучения: интересоваться, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания.

         Использование бесплатных дистанционных сайтов интернет сообщества способствуют решению способов общения, переписки, получению информации о положении и участия в различных конкурсах  Международного, Всероссийского, регионального уровней, организовать и осуществить обратную связь с педагогическим и родительским сообществом.

     Осуществление качественного образовательного процесса в  ДОУ способствует нахождению более доступных форм использования общения с дошкольниками и родителями и педагогическим сообществом.

     В ДОУ № 28 «Жемчужинка» на протяжении всего периода педагоги стремятся найти более доступные и интересные подходы использования  сайт Nuka, мессенджеров WhatsApp, Telegram, Insert, программного обеспечения Zoon, « Mersibo».Сайт Nuka, позволил обеспечить доступность информации научных открытий в области исследования морских глубин и жизни морских обитателей, мероприятие « Что скрывается на дне морском?», исследований по очистке водной акватории « Спасем речку?», где дети познакомились об исследованиях японских ученых по строению молекулы воды и хранению информации в кластерах, способах очистки - фильтрации. Подписка на детский журнал: «Солнечная система»  (46 журналов с макетом модели -  «Солнечная система» , видео - материалы Спутника Хаббл (диск)), позволили обогатить знания дошкольников в разработках и исследовании космоса (ФОТО, видео). Состояние планет, применение видео - материалов при подготовке к творческим отчетам для родителей  дошкольников.«Путешествие по звездам». Канал «Русское географическое общество» позволил открывать удивительные, уникальные красоты России, и  использовать для оформления презентаций по лексическим темам и открытых мероприятий « Путешествия во сне», канал « History» Археология дает понятие «экспедиция» и окунуться в мир прошлого: «Как жили люди?». Все фото, видео - материалы обеспечивают красочную яркую наглядность для дошкольников. Дошкольник погружается в виртуальный мир науки, путешественников, исследователей, стремится подражать взрослым, тем самым закладываются крупицы любознательности и заинтересованности открытий  научного мира и безграничности человеческой мысли. Современные мессенджеры - Vebir, Wattsap, Tellegram, приложение Insrot, позволяют осуществлять из фото видео фильмы для родителей, которые размещают в общей группе  для родителей и способствуют осуществления  обратной связи с родительским сообществом. Предоставленная  информация родителям о пребывании дошкольников в ДОУ (видео - ролики, обращения к родителям, слова благодарности) позволяют реализовать тесный контакт с родителями ДОУ. В период пандемии остро встал вопрос о способах общения с родителями. Многие родители испытывали трудности в организации досуга детей и их занятости. Многих родителей  интересовал вопрос о развитии и закреплении навыков счета, подготовки к чтению, решению задач. Педагогами ДОУ было организовано дистанционное консультирование родителей « Как помочь ребенку?» В каждой группе ДОУ среди родителей и педагогом была организована чат-группа « Родители », где были отражены все злободневные вопросы. Педагог стал координатором – консультантом по принятию важных решений, размещению объявлений, консультаций, рекомендаций, размещению информации на сайтах ДОУ. Период пандемии  позволил осуществить и реализовать доступные формы интернет - пространства, сэкономить время, осуществить запланированные мероприятия, в дистанционном формате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании: условия применения

Использование   ДОТ  в МБДОУ д/с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области...

Цифровые и дистанционные технологии в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов«Цифровые и дистанционные технологии в дошкольной образовательной организации »В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстр...

Цифровые и дистанционные технологии в дошкольной образовательной организации

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В...

Дистанционное обучение детей дошкольного образования

В статье говорится о том как проводить дистанционное обучение с детьми ДОУ. Достоинства и недостатки и как дистанционное обучение сделать эффективным....