Программа социального партнерства с семьей
материал

Шебукова Марина Владимировна

Цель: Установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

Задачи:

  • разработка и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
  • установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами.
  • пропаганда педагогических знаний.
  • оказание  помощи родителям в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots._partnerstva_s_roditelyami.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Программа

социального партнерства с семьей

Автор: Шебукова Марина Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Нижний Новгород

Оглавление

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность.
  3. Цель программы.
  4. Задачи программы.
  5. Реализация программы.
  6. Ожидаемые результаты программы.
  7. Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы
  8. Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшей группы
  9. Перспективный план взаимодействия с родителями детей подготовительной группы
  10.  Результативность.
  11.  Литература.

Пояснительная записка

        Важной и сложной частью деятельности педагога является взаимодействие с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Федеральный Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта».

(В. А. Сухомлинский)

        С введением Федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

                Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.                                                                                                                                                         Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум».

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

        В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

        Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства  по работе с родителями.

        Цель: Установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

Задачи:

  • разработка и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
  • установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами.
  • пропаганда педагогических знаний.
  • оказание  помощи родителям в воспитательном процессе.

Сроки реализации программы - 3 года.

Для реализации программы используются следующие формы  взаимодействия  с  родителями:

Информационно -  аналитические:

анкетирование;

беседы;

вопросы – ответы.

Познавательные:

родительские собрания;

беседы, дискуссии;

совместное создание развивающей предметно-пространственной  среды.

Наглядно-информационные:

папки-передвижки;

фотовыставки;

библиотека-передвижка;

родительский уголок.

Досуговые:

праздники и развлечения;

дни здоровья;

выставки, творческие конкурсы;

выставка семейных коллекций.

Этапы работы:

На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями. Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это необходимо для дальнейшего планирования работы.

Второй этап — установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Четвертый этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая воспитателю не только о положительных моментах, но и о трудностях, тревогах — отрицательном в поведении ребенка.

Пятый этап — совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.

Основные педагогические принципы.

        В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

-доброжелательный стиль общения педагога с родителями;

-преемственность согласованных действий;

-гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ;

-индивидуальный подход;

-сотрудничество, а не наставничество;

-динамичность;

-поэтапность реализации.

Ожидаемые результаты программы.

-увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий в ДОУ;

 -у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

-сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогом, родителями;

-повысится уровень знаний родителей, родительские компетенции.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей

средней группы

Мероприятия

Месяц проведения

Родительское собрание: «Особенности развития детей 4-го года жизни и основные задачи воспитания»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-го года жизни; расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.

Тестирование: «Я и мой ребенок».

Памятка:  «О вреде телевизионного и компьютерного воспитания».

Игровая программа« Вот и стали мы на год взрослее».

Развлечение «Если хочешь быть здоров»  (с элементами кукольного театра).

Вечер загадок «Что нам осень принесла».

Праздник «День именинника».

Сентябрь

Консультация «Одежда для детского сада».

Библиотека-передвижка «Трудолюбивый ребёнок».

Выставка рисунков «Золотая осень».

Праздник «Осень, осень в гости просим».

Развлечение « Осенняя ярмарка».

Кукольное театрализованное представление «Приключение Тыквенёнка в осеннем лесу».

Викторина «Краски осени».

Октябрь

Фотовыставка «Я и моя мама».

Папка - передвижка ко Дню Матери «Мама - солнышко моё!».

Театрализованная игра «Цирк зверей».

Инсценировка знакомых песен.

Эстафеты «Осенние пробежки».

Вечер стихов «Мамочка моя».

Ноябрь

Родительское собрание «Чтобы ребёнок рос здоровым».

Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье».

Консультация «Как формировать правильную осанку?»

Сказочный концерт. Инсценировки фрагментов сказок.

Вечер загадок «Зимушка – зима».

Праздник «Новогодние приключения».

Физкультурное игровое развлечение "Весёлые старты".

Декабрь

Папка - передвижка «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью».

Совместное сооружение снежных построек.

Вопросы-ответы:«Трудности семейного воспитания».

Выставка рисунков «Папа, мама, я - здоровая семья».

Развлечение «Прощание с ёлочкой».

День именинника «Петрушкин колпак».

Кукольное театрализованное представление «Путешествие в зимнем лесу».

Игровая программа «Любимые игрушки».

Совместное пополнение игровых уголков.

Январь

Памятка «Плоскостопие».

Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка».

Фотовыставка «Для меня всегда герой - самый лучший папа мой!».

Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух».

Спортивный досуг «Сильные  и  ловкие».

Вечер стихов и песен  «Спою и расскажу о папе».

Вечер загадок.

Февраль

Родительское собрание «Играют дети - играем вместе».

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Анкетирование «Игра - не пустая забава».

Фотовыставка «Мы девчонки -  просто класс, посмотрите - ка на нас!»

Анкетирование «Любите ли Вы театр?»

Праздник 8 марта «Ах, какой, денёк чудесный».

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Игровая программа «Прилетели птицы».

Кукольное театрализованное представление «Волшебная сметана».

Выставка «Игрушки нашего детства»

Март

Памятка «Какие игрушки нужны детям».

Консультация «Правила игры для детей и родителей».

Папка - передвижка «Как организовать домашний театр».

Фотовыставка «Играем в сказку».

Весенний праздник «В гости к весне».

Театр игрушек «В гостях у солнышка».

День именинника «Вместе весело».

Развлечение «Хоровод дружбы».

Апрель

Родительское собрание «Здравствуй лето!».

Цель: подведение итогов образовательного процесса за учебный год.

Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

Фотовыставка ко Дню семьи «Как хорошо, что есть семья, которая от бед меня хранит всегда».

Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».

Развлечение «Вот какие мы певцы и  танцоры».

Вечер загадок.

Физкультурное игровое развлечение на воздухе «Будем здоровы».

Кукольный театр «В гостях у бабушки».

Май

Памятка «Опасные насекомые».

Рекомендации «Учимся наблюдать за изменениями в природе».

Беседа:«Как избежать солнечного удара».

Оформление фотоальбома «Вот как хорошо в садике живётся».

Викторина «Ягоды».

Развлечение «Лето красное».

Июнь

Папка – передвижка «Как организовать летний отдых с ребёнком».

Памятка «Опасность возникновения пожара».

Вечер загадок «в мире цветов»

День именинника «Вместе с клоуном».

Июль

Консультация «Разучите с детьми летом».

Фотовыставка «Лето – чудная пора, любит лето детвора!».

Кукольный театр «В лесу»

Физкультурный досуг «Айболит в гостях у ребят»

Совместное пополнение атрибутов для с/р игр.

Август

Перспективный план взаимодействия с родителями детей

старшей группы

Мероприятия

Месяц проведения

Родительское собрание: «Особенности развития детей 5-го года жизни и основные задачи воспитания»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 5-го года жизни, расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.

Памятка:  ««Дорога в детский сад и обратно».

Развлечение «Незнайка идёт в школу».

Спортивное развлечение «Если хочешь быть здоров».

Вечер загадок «Дары осени».

Концертная программа «День дошкольного работника».

Сентябрь

Консультация «Чтобы воспитать Человека».

Фотовыставка «Любит очень детвора детский сад в любое время года».

Анкетирование «Детский сад глазами родителей»

Осенний праздник «Здравствуй, осень, гостья дорогая!».

Развлечение «Краски осени».

Игровая программа «Осенний марафон».

Игры - эстафеты «Мы смелые и умелые».

Совместное пополнение группы дидактическими пособиями.

Круглый стол «Поговорим о детях»

Октябрь

Папка - передвижка «Мама - первое слово».

Буклет «Вместе с Мамой».

Консультация «Основы нравственных отношений в семье».

День именинника «Цветик – семицветик».

Игровая программа «Угадай  мелодию».

Инсценировка сказки «Лесная история».

Досуг «День Матери».

Ноябрь

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребёнка.

Цель: подвести родителей к пониманию важности роли семьи в воспитании ребёнка.

Выставка рисунков «Новый год у ворот».

Фотовыставка «Ёлка в гости к нам пришла и веселье принесла!».

Игровая программа «За окном снежинки водят хоровод».

Вечер загадок «К нам пришла зима».

Театр игрушек «Зимовье зверей».

Новогодний праздник «Хорошо, что каждый год, к нам приходит новый год».

Декабрь

Беседа «Одежда детей зимой».

Консультация «Витамины зимой».

Спортивное развлечение на воздухе «Зимние забавы».

Совместное сооружение снежных построек.

Вечер слушания музыки.

Викторина по сказкам.

Январь

Папка - передвижка «Папы будьте вместе с нами!»

Фотовыставка «Мой папа тоже был солдатом».

День именинника «А сегодня у тебя день рождение».

Конкурсная программа «Минута славы».

Праздник «Ай, да, папы!»

Сказка – инсценировка «Мишка на посту».

Февраль

Родительское собрание « Укрепление и сохранение здоровья дошкольника».

Цель:ознакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника.

Консультации «Здоровье в порядке - спасибо зарядке».

Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно».

Праздник «Конфеты для мамочки».

Театр игрушек «Два жадных медвежонка».

Вечер загадок «К нам весна шагает».

Викторина «Здоровый образ жизни».

Март

Папка - передвижка «Воспитание гигиенических навыков».

Выставка рисунков «День Космонавтики».

Консультация «Патриотов растим с детства».

Праздник «Весна – красна».

Досуг «Полёт к звёздам».

Физкультурное развлечение «День здоровья».

Вечер любимой песни.

Апрель

Итоговое родительское собрание.

Цель: подвести итоги воспитательно -  образовательной работы за учебный год.

Папка – передвижка «Этот День Победы».

Анкетирование: «Семейные традиции».

Выставка родословных семей воспитанников «Вот и вся моя родня».

День здоровья.

Тематическое занятие «Этот День Победы».

Праздник «Семья моя – мой отчий дом!»

День именинника «Каравай».

Развлечение «Мы танцуем и поём, дружно в садике живём».

Май

Консультация «Питание детей летом».

Памятка «В лесу с детьми».

Конкурс рисунков на асфальте

Праздник « День защиты детей».

Библиотека – передвижка «Детям о лете»

Экскурсия «Красивые места нашего посёлка»

Июнь

Папка - передвижка «В отпуск с ребёнком».

Выставка рисунков «Лето полное чудес».

День летнего именинника.

Спортивный праздник: «Быстрые и ловкие»

Развлечение «Бал цветов»

Июль

Консультация «Любознательный ребёнок».

Памятка «Войди в природу другом».

Выставка «Овощной калейдоскоп»

Праздник«До свиданье, лето красное».

Анкетирование «Лето с пользой»

Август

Перспективный план взаимодействия с родителями детей подготовительной группы

Мероприятия

Месяц проведения

Родительское собрание: «Особенности развития детей 6-го года жизни и основные задачи воспитания».

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 6-го года жизни, расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.

Фотовыставка «Воспоминания о лете».

Развлечение  «Буквоед на Дне знаний».

Показ кукольного театра по русским народным сказкам.

Досуг по правилам дорожного движения «Дорожная азбука».

Концерт «День дошкольного работника».

Сентябрь

Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью».

Памятка «Для Вас, родители».

Буклет «Если ваш ребёнок гиперактивный».

Праздник ко  Дню пожилого человека «Мы желаем счастья вам».

Вечер загадок.

Викторина «Осень».

Инсценировка сказки В. Степанова «Лесные звёзды».

Выставка семейных коллекций.

Октябрь

Фотовыставка «Лучше всех на свете МАМА!».

Папка - передвижка ко Дню матери».

Стенгазета «Поздравляем с Днём матери!».

Выставка рисунков «Наши мамы».

Фольклорный праздник «Только трудом держится дом».

Спортивный досуг «День независимости России».

День именинника «Праздничный торт».

Конкурс чтецов «Стихи для мамы».

Ноябрь

Родительское собрание: «Семья – здоровый образ жизни».

Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей, мотивации на здоровый образ жизни.

Памятка «Основные правила семейного воспитания».

Фотовыставка «Любят дети Новый год!».

Стенгазета «С Новым годом!».

Театрализованная игра «Огонь – враг людей».

Вечер загадок «Встреча зимы».

Игровая программа «Поле чудес».

Новогодний праздник «Баба Яга в гостях у ребят».

Декабрь

Папка - передвижка «Компоненты здорового образа жизни».

Буклет «Если ваш ребёнок агрессивный».

Развлечение «Зимушка-зима».

Вечер слушания музыки.

Театр игрушек «Снегурочка».

Совместное сооружение снежных построек.

Январь

Фотовыставка «Будущие Защитники Отечества».

Выставка рисунков «Мой папа».

День именинника «Карлсон в гостях у ребят».

Развлечение «День влюблённых».

Праздник «Будем в армии служить».

Игровая программа «Угадай мелодию».

Февраль

Родительское собрание «На пути к школе».

Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе».

Фотовыставка «Наши девочки».

Стенгазета «Поздравляем!»

Праздник 8 марта «Ах, какой денёк чудесный».

Инсценировка сказки «Айога».

Викторина «Весна – красна».

Спектакль «Как медвежонок Проша говорил неправду».

Март

Папка - передвижка «Рекомендации родителям будущих первоклассников».

Вопросы-ответы: «У порога школы»

Буклет «Если ваш ребёнок тревожный»

Весенний праздник «Дарить людям доброту».

Развлечение «Космическое путешествие»

Спортивный досуг «День здоровья».

День именинника «Я играю на гармошке».

Круглый стол «До свиданья, детский сад!»

Апрель

Итоговое родительское собрание.

Цель: подведение итогов образовательного процесса за учебный год.

Папка - передвижка ко Дню Победы.

Выставка рисунков «Моя семья».

Памятка «Эффективность летнего отдыха ребёнка».

День здоровья.

Тематический праздник «Не забудем их подвиг великий».

Вечер загадок.

Май

Результативность

  1. Увеличение посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий в ДОУ;
  2. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка;
  3. Формирование  теплых, дружеских взаимоотношений между детьми, педагогом, родителями;
  4. Повышение уровня знаний родителей, родительские компетенции.

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
  3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. / Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  5. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
  6.  Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
  7. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
  8. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет.сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  9. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  10. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[ / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  11. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями.  / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  12. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  13.  Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
  14. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  15.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010
  16. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  17. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи./ Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  18. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов ДОУ и партнерства с семьей в физкультурно-досуговом движении

В настоящее время в системе образования РФ происходят глобальные изменения: меняются приоритеты, ставятся новые цели и задачи. Приоритетными направлениями современного дошколь...

Социальное партнерство с семьей

Взаимодействие с родителями...

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"

Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...