Инновационный проект "Чудесный мир народного творчества" по использованию фольклора в развитии детей дошкольного возраста.
проект (старшая группа)

Сысуева Валентина Федоровна

Рекомендуется музыкальным руководителям, и воспитателям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proet_2022_god._-_kopiya.docx584.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88»

                               Инновационный  проект:

 «Чудесный мир народного творчества»  по  использованию фольклора в развитии детей дошкольного возраста.

https://xn--26-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/c2ee36dfe33fe9f81bb075731f08599f_big.png

                                                                              Составитель проекта:

                                                                                    Музыкальный руководитель

Высшей квалифицированной категории

                                                            Сысуева В.Ф

                                                 

                                             Саранск, 2022 г.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Срок реализации:1 год.

Тип проекта: долгосрочный, познавательна- музыкальный.

Актуальность проекта.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял, Светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И задача семьи, педагогов -  посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Так важно, чтобы дети знали  историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Тема прославления родного, русского является главной в нравственном и эстетическом воспитании.

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения народных  фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

- Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Былины, сказания воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольников. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цель проекта.   Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Сохранить фольклорные традиции русского народа. Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: праздниками, народными художественными промыслами, русским  и мордовским фольклором. Пробудить  у детей и родителей интерес к устному народному творчеству. 

Задачи проекта. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) 

1. Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность

2.воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру народов Поволжья

3.Приобщение  родителей и детей к общечеловеческим, нравственным ценностям:  доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви, Знакомство детей с народными играми, хороводами, танцами  народными песнями.

Социальная значимость проекта:

Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая детям такие качества, как честность, любовь к труду, к своей Родине, бережное отношение к природе, ко всему живому.

Людям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русский фольклор во всем его многообразии.

1 этап – “ Организационно-подготовительный

Осуществление диагностической деятельности.

Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.

2 этап – “Подготовительный”

Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы

Разработка плана - программы сотрудничества детского сада и семьи

Планирование работы по организации работы с детьми и родителями для реализации задач проекта.

Подбор литературы, для чтения, заучивания.

Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания.

Работа с методической литературой.

Знакомство с мордовской избой.

Сотрудничество с родителями.

Консультации:

Совместное приготовление костюмов к развлечениям педагогами и родителями.

«Роль фольклора в развитии детей»

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

 «Картотека русских народных подвижных игр».

3 этап – “Основной”

Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.

4 этап - “Итоговый”

Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Ожидаемые результаты

У детей формируются новые знания.они понимают что такой фольклор

У детей повышается интерес к истории России.

У детей развиваются творческие способности.

У детей укрепляются дружеские отношения, чувство товарищества, благожелательность.

У детей сформировываются представления о чувстве любви к семье, дому, городу, стране.

Дети знакомятся с новыми произведениями русского фольклора.

У детей воспитывается уважительное отношение ко всем людям на планете с позиции мира и дружбы.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

1.. Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.

2. музыкальный центр ноутбук, экран проектор.

4.Наличие и использование музыкальных русских народных инструментов: балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

5. Наличие музыкального зала.

 10. Литература

  1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  2. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  3. Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
  4. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  6. Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
  7. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
  8. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
  9. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
  10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. 
  11. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  12. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  13. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007.

Перспективное планирование.

 

Октябрь

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. ОС «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари мордовской избы »

Музыка. ОС «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Развлечение « А у нас Ярмарка»

Ноябрь

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

Художественная деятельность. «Знакомство с русским народным костюмом»

Музыкальное развитие «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские   подвижные игры».

Знакомство с русской игрой «Плетень»

                                                                   Декабрь

«Знакомство с русским народным костюмом»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Презентация  «Мордовские  народная куклы»

Декабрь

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие.  «Талант наших мастеров».

Музыка.  «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Разучивание колядок к Рождественскому празднику ( оркестр с музыкальными и шумовыми  инструментами .

                                                              Январь

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

 

« Рождественские посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили».

«Приходила коляда, накануне Рождества»

 

Февраль

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

 Знакомство.  «Жанры народного фольклора»

 «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Знакомство «Поём колыбельные песни». 

Март

Мордовский фольклор

Знакомство» Жанры народного фольклора.

Потешки на мордовском языке.

«Поём Мордовские колыбельные.»

                                               

Апрель.

Знакомство с пасхальными песнями

Знакомство с православным праздником

« В гости Пасха к нам пришла»

                                                 Май.

                             «Праздник Весны и труда»

«Весенние посиделки»

1.Знакомство с праздником «Кузьма Огородник»

2.Поём песни о Весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....