Картотека дидактических игр по коммуникационному развитию
картотека
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (3-4 года), вторая младшая группа "Сказка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по коммуникативному развитию |
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (3-4 года) |
Новосибирск, 2022 |
Группа: вторая младшая «Сказка»
Воспитатели: Осипова Л.В.
Сазонова А.К.
1. Хороводная игра «Ау!»
Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей». Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал и назвать по имени.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
2. Коммуникативная игра «Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
3. Коммуникативная игра «Чей предмет?»
Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т.д.
4. Коммуникативная игра «Найди отличие»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые материалы: лист бумаги, карандаши.
Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок воспитателю. Воспитатель (взрослый) добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
5. Коммуникативная игра «Хорошие слова»
Цель: научить детей говорить друг другу теплые слова.
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
6. Коммуникативная игра «Наши маленькие друзья»
Цель: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам.
Ход игры: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.
7. Коммуникативная игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его, и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
8. Коммуникативная игра «Расследование»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности, коммуникативных навыков.
Ход игры: для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети по команде открывают глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предложения заканчиваются, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.
9. Коммуникативная игра «Дружба начинается с улыбки»
Цель: отрабатывать навыки невербального общения.
Ход игры: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
10. Коммуникативная игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова: приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
11. Коммуникативная игра «Пусть встанет тот, на кого посмотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход игры: сначала водит взрослый. Он обводит глазами детей, потом на кого покажет, тот встает. Затем водящими становятся все дети по очереди.
12. Коммуникативная игра «Коробка добрых дел»
Цель: вызывать стремление делать добрые дела в коллективе.
Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите ребенку бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.
13. Коммуникативная игра «Испорченный телефон»
Цель: учить детей внимательно слушать партнера.
Ход игры: выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его соседу и т.д. Слово доходит до последнего игрока. Ведущий спрашивает у него: «Какое ты услышал слово?» Если слово последнего игрока совпало со словом ведущего, значит, телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий опрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так можно узнать, кто "испортил телефон". Тот, кто «нарушил связь», занимает место последнего в ряду, далее игра начинается снова.
14. Коммуникативная игра «Хлопки по коленкам»
Цель: учить детей слаженно действовать в заданном ритме.
Ход игры: дети сидят в кругу. Все кладут руки на свои коленки. Играющим предстоит хлопать ладонями по своим коленкам по очереди и в ритме, который задает ведущий, соблюдая при этом паузу между хлопками одного и другого игрока. Хлопки могут иметь разнообразный характер (по очереди: сначала правой, затем левой рукой; двумя руками одновременно; 2 хлопка правой рукой,один левой и т. д.)
15. Коммуникативная игра «Ласковое имя»
Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Ромочка, Тиша, Сонечка и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
16. Коммуникативная игра «Как меня зовут?»
Цель: помочь в запоминании и произношении имен.
Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое собственное имя. Цепочка не должна превышать трех имен для детей 3-4 года!
17. Коммуникативная игра «Найди себе пару»
Цель: развивать способность детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, дружить.
Ход игры: нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.
В игре должно принимать нечетное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
«Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай!»
Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется.
18. Игра «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать проявлению чувств, доброжелательного отношения друг к другу.
Ход игры: выбрать одного ребенка и предложить ему роль. Например, один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим.
19. Коммуникативная игра «Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать, не перебивать.
Ход игры: дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках. В итоге дети слушают друг друга и понимают свое место в общей игре.
20. Игра «Волшебный букет цветов»
Цель: развивать способность замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивать доброжелательные отношения.
Ход игры: на полу расстелить кусок зеленой ткани (в нашем случае – зеленый ковер будет травой). Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу из группы. Таким образом, воспитатель подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами
21. Игры-ситуации
Цель: развивать переживания, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя
мимику и пантомимику.
Ход игры: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций.
- Два мальчика поссорились – помири их.
- Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей
группы – попроси его.
- Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
- Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.
- Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
- Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
- Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
- Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты
будешь делать, если они тебя не захотят принять?
- Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
- Ребёнок плачет – успокой его.
- У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь
тебе.
- Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
- Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись,
чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и
вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом?
Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Воспитатель комментирует ответы детей, обогащает их знания по той или иной ситуации, если дети затрудняются, рассказывает как было бы поступить хорошо и как плохо.
22. Игра «Кто к нам в гости пришел?»
Цель игры: способствовать переключению внимания с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Ход игры: в начале игры воспитатель объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
23. Игра «Назови себя»
Цель: развивать способность представлять себя коллективу сверстников.
Ход игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
24. Игра «Ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью, развивать чувство доверия, личного выбора, проявлять симпатию.
Ход игры: выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее. Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.
25. Игра-упражнение «Рукавички»
Цель: развивать способность детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, дружить.
Ход игры: для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета. В конце игры можно выбрать самую быструю пару, самые красивые рукавички, самую дружную пару.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132779-1351413972.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ»
игры помогут педагогу развить у детей фонематический слух, т. е. научит детей называть слова с определённым звуком, находить слова с заданным звуком в тексте, определять место звука в слове (в начале ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/25/picture-215458-1398452009.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-437453-1398098262.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-727766-1572785884.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-936567-1665746466.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию в средней группе.
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе....
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...