статья на тему: " Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?"
статья

Бобкова Любовь Евгеньевна

Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?

Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны.

Ребенок в день задает много вопросов.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое –

это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с

игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка

имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений,

навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское

экспериментирование.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В

процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать

обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но

и накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное

мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод,

соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он

является ведущим, а первые три года — практически единственным

способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного

возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о

том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а

формирование у него бережного, эмоционального отношения к

окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не

нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных

названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не

понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят

познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,

экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это

эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во

всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности

ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного

интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является

ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию

природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и

любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид

деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую

очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой

экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех

этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения

методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об

увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются

более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают

рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается

диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу,

отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее

развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен

результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опытов постоянно

возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и

размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением

художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но

эти связи выражены не столь сильно.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения эксперимента.

Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с

оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает

превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,

наблюдения по разной тематике.»

 Расскажи — и я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму»

 Этим высказыванием мы

придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все

прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования

предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы

«как?» и «почему?». Овладение разными способами познания способствует

развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса,

повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует

формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для

специфической игровой деятельности ребенка.

Оснащение детской лаборатории:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, чашечные весы, песочные

часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,

земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки,

скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, семена

фруктов и овощей;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,

деревянные, пластмасса, металлические предметы;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, пробирки, мензурки, вата, воронки,

мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука,

соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются

различные стимулы:

Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

Ситуация выбора.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством

эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности,

переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться

достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт

собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных

уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? зачем? как?

Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты

 «потому что…»;

Проявляют интерес к познавательной литературе;

Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об

окружающем мире, событиях;

Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

Применяют свои знания в жизни.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые

ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает

вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или

ином законе или явлении.

Вывод: у детей дошкольного возраста формируется устойчивая

привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить,

инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся

экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов,

делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение

экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как

развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и

наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны

воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают

стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение

изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях,

создавать творческую личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?

В статье раскрывается:Необходимость экспериментирование в детском саду;Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников;Организация и условия экспериментальной деятельност...

Статья по теме "Зачем нужна физкультура в детском саду"

Физкультура в детском саду. Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - в...

Статья на тему : "Зачем нужна физическая культура в детском садике

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в проце...

Статья по теме "Зачем нужна физкультура в детском саду"

Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым....

Статья. Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду.

В статье раскрывается: Необходимость экспериментирование в детском саду; Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников; Организация и условия экспериментальной...

Статья " Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду? Картотека опытов для детей 6- 7лет"

quot; Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?Картотека опытов для детей - лет"...