Статья «Русская народная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника».
статья (старшая группа)

Мосина Татьяна Вячеславовна

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражение скоморохов, гусляров, кукольный Петрушка, хороводы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные, фольклорные игры в детском саду являются неотъемлемой частью физического, эстетического воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx231.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская народная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника».

Самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка - основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра - это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, начала творческого.

Большое значение для формирования полноценной личности имеют игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры.

Таким образом, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражение скоморохов, гусляров, кукольный Петрушка, хороводы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные, фольклорные игры в детском саду являются неотъемлемой частью физического, эстетического воспитания детей.

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно, в связи с этим, выделить следующие функции игры:

Формирования навыков социального поведения:

·         Самореализации личности

·         Коммуникативная функция

·         Развлекательная функция

·         Функция самопознания

·         Функция обучения.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Хороводы и народные хороводные игры уже почти утратили свой сакральный смысл, но, тем не менее, хоровод не уходит и не уйдёт никогда из нашей жизни. Едва научившись ходить, мы берёмся за руки, встаём в круг и поём имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочки. Рука в руке - детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущения целостного единства и своей сопричастности к нему - всё это живёт в нас и, как сказочный магический круг, оберегает от невзгод взрослой жизни. И, вставая в хоровод или играя в хороводные игры уже со своими детьми, мы вновь и вновь погружаемся в хороводную магию.

В русских хороводах заложено множество педагогических возможностей. Они содержат пространственно-формообразующий элемент. Постоянная смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает детям увереннее ориентироваться в нём. Некоторые дошкольники слабо осознают своё тело и боятся двигаться, но, держась за руки они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берёт соседей за руки в танцевальном кругу. Тесный контакт позитивно влияет на развитие чувств.
Подбирая хороводы, я руководствуюсь тем, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и средства музыкальной выразительности: ритмический рисунок, интонации, выразительные мелодии, фразировку, динамику и т.д. Русский хоровод в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии его просты, логичны, в них ярко выражена фразировка.

Знакомя детей с русским хороводом, одновременно решается несколько задач:

  • слышать и понимать музыкальную речь;
  • выразительно передавать характер музыки в движениях;
  • привить детям любовь к народной музыке.

Хороводные игры (игровые хороводы). В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях отражающих жизнь и быт народа.
Хороводные построения (орнаментальные хороводы). Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Но это доступно только детям старшего – дошкольного возраста, т. к. они имеют накопленный опыт хороводных построений и их выразительные движения, жесты и мимика подкрепляются воздействием музыки, текстами хороводов и образными движениями, которые в свою очередь являются носителями эмоционально — нравственного воспитания.
Результатом постоянных и систематических занятий с детьми является проявление их детской активности на праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Эти праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: русским народными хороводами, яркими костюмами, оформлением зала в народном стиле. Готовясь к таким праздникам, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах, о красоте родной природы, о том, как бережно и трепетно нужно относиться к ней, стараюсь, чтоб в сценарии каждому ребёнку была выделена какая-либо роль, соответственно возрасту и творческим возможностям.
Практика показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребёнка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.
Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

photo1668280120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Народная подвижная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использова...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Театрализованные игры как средство самовыражения и самореализации дошкольников

Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоционал...