Дополнительная образовательная программа технической направленности "Фантазёры"
рабочая программа

Закаляпина Мария Николаевна

Содержание.

 

Раздел 1. Основные характеристики

1.1  Пояснительная записка___________________________________________________________________________ 3

1.2   Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы___________________ 5

1.3   Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы_____________________7

1.4   Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы_______________14

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

2.1 Условия реализации программы___________________________________________________________________ 16

2.1.1 Материально-техническое обеспечение____________________________________________________________ 16

2.1.2 Кадровое обеспечение____________________________________________________________________________ 17

2.1.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы______________________ 17

2.2 Формы контроля_________________________________________________________________________________ 24

3.Список используемой литературы___________________________________________________________________ 25

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_2.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Арамильский городской округ

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5 «Светлячок»

624002 Свердловская область, Сысертский район, п. Светлый, д. 5-А

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

Протокол №___ от «___»_________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Светлячок»

__________Л.Ф. Петрикова

Приказ №_____ от «____»_________2016г.

Дополнительная общеобразовательная программа

технической

направленности

«Фантазёры»

 

Разработчик:

Закаляпина Мария Николаевна

Воспитатель  

 

 

 

 

п. Светлый 2021

 

 

 

Содержание.

Раздел 1. Основные характеристики

  1. Пояснительная записка___________________________________________________________________________ 3
  2.  Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы___________________ 5
  3.  Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы_____________________7
  4.  Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы_______________14

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

2.1 Условия реализации программы___________________________________________________________________ 16

2.1.1 Материально-техническое обеспечение____________________________________________________________ 16

2.1.2 Кадровое обеспечение____________________________________________________________________________ 17

2.1.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы______________________ 17

2.2 Формы контроля_________________________________________________________________________________ 24

3.Список используемой литературы___________________________________________________________________ 25

Раздел 1. Основные характеристики

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности «Фантазёры» относится к программам технической направленности стартового уровня. Форма обучения  -  очная, согласно закону  Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) в программе имеет место дистанционное обучение.

Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196   «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ министерства образования и молодёжной политики свердловской области об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области", от 26 июня 2019 года N 70-Д);
  • Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад №5 «Светлячок».

Занятия техническим творчеством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков, развитию у обучающихся  творческой активности. В процессе работы обучающийся овладевает системой специальных навыков и умений, что оказывает влияние на умственное развитие, на развитие мышления и самостоятельности, а занимательность работы  способствует развитию внимания. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

В концепции непрерывного творческого образования дошкольный период рассматривается как важнейший базовый период в творческом  развитии человека и первая ступень становления творческого потенциала, когда ребенок приобретает первые знания о предметах и явлениях. Наиболее эффективным средством для этого является детская творческая деятельность на основе рисования, лепки, аппликации и конструирования

Актуальность программы направлена на реализацию социального заказа предъявляемого системе дополнительного образования - формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Новизна    данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому - либо одному направлению, а включает в себя рисование,  конструирование и лепку из пластилина, аппликацию и несколько техник работы с бумагой. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки науки и техники, что делает творчество детей модным и современным.

Адресаты программы: дополнительная общеобразовательная программа «Фантазёры»  ориентирована на детей старшего дошкольного возраста с учетом их психологического и физического развития.  В состав группы могут входить дети старшего возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, динамическая пауза между занятиями составляет 10-15 минут.

Срок освоения - рассчитана на  1 год обучения  (72 часа) для  детей  6-7 лет. 

Уровень сложности - стартовый.

Формы  и методы организации занятий

Для восприятия и развития навыков творческой работы  дошкольников,  предусмотрены  методы, применяемые в ходе реализации программы:

  • Объяснительно - иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
  • Исследовательско - поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала). Этот метод направлен на развитие творческого мышления.
  • Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

В начале каждого раздела программы предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстративном методе, что позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия. Следуя принципу обучения «от простого к сложному», педагог обучает ребенка фиксировать достигнутый результат, а затем осваивают новую технологию.

Позднее, на занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль в изготовлении творческих изделий.

Формы занятий: групповая (занятие - творчество, занятие - фантазия, занятие - конкурс, творческая выставка, игра).

Типы занятий: урок усвоения новых знаний; урок усвоения умений и навыков; урок комплексного применения умений, навыков и знаний; урок обобщения и систематизации знаний.

Виды занятий. Программа сочетает в себе теоретические и практические занятия: теоретические занятия раскрывают вопросы истории технического творчества, технологию работы в разных техниках  технического творчества, изучение схем и различных наглядных материалов; практические занятия носят информационно - методический характер, где обучающиеся овладевают практическими навыками изготовления и оформления изделий, используя различные способы и  технологии технического творчества.

Занятия по данной программе включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно - ролевые. Они направлены на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, эстетического вкуса, экологической культуры, творчества. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей.

1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы: развитие технических способностей обучающихся, через приобщение к  конструированию. 

Программа направлена на решение следующих задач:

Обучающие:

  • Формировать у детей навыки работы с бумагой, конструктором, природным материалом. 
  • Познакомить обучающихся с истоками конструирования.
  • Научить детей традиционным приёмам конструирования.
  • Помочь обучающимся приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность).
  • Научить детей видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия.
  • Формировать у обучающихся интерес к техническому творчеству.
  • Учить детей взаимодействовать в группе,  с педагогом.

Развивающие:

  • Развивать у детей ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
  • Развивать у детей понимание конструирования, способности к техническому творчеству.
  • Развивать  у обучающихся самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.
  • Развивать  у детей фантазию, внимание, память, воображение.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у ребенка уверенность в своих силах и стремление к самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать  у обучающихся трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать  у детей уважение к творчеству инженеров.

При разработке программы учитывались принципы построения:

  • принцип гуманизации;
  • принцип природосообразности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип личностно-ориентированной направленности;
  • принцип увлекательности творчества; принцип от простого к сложному;
  • принцип системности;
  • принцип доступности;
  • принцип последовательности.

Методика работы с детьми дошкольного возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей, поэтому при определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности выполнения творческих заданий;
  • творческой самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается при реализации всех вышеперечисленных принципов).

Содержание программы предусматривает ознакомление с историей развития технического творчества; с основами конструирования, технологией отделки  (тиснение, гравировка, узоры); с историей возникновения и технологией лепки из пластилина, с техникой рисования; с технологическими особенностями аппликации; использование бросовых материалов.

1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Учебный план

 

Название раздела. Темы.

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

1.1

Презентация объединения.

Знакомство с лабораторией.

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

 Тест - рисунок

«Ракета»

2.

2.1

2.2

Чудесные птицы.

Использование пятна, цвета, горизонтальная симметрия.

Тест «Дорисуй птицу»

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

3.

3.1

3.2

Цветочная полянка.

 Знакомство с оригами

  Викторина «Лес»

3

2

1

1

1

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

4.

4.1

4.2

Созрели овощи.

Учить рисовать комбайн.

 Игра «Фокусник»

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

5.

5.1

Ягоды.

Тест «Эффект  мозаики».

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

 

Наблюдение

6.

6.1

6.2

Гжель.

Шаблон.

Викторина «Гжель».

3

1

2

1

-

1

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

7.

 7.1

 7.2

Золотая осень.

 Трафарет.

 КВН «Осень»

3

1

2

1

-

1

2

1

1

 

 Наблюдение

 Наблюдение

8.

8.1

8.2

Осенний листопад

Кольцо.

Игра «Мастер»

2

1

1

0.5

0.5

-

1.5

0.5

1

Наблюдение

Наблюдение

9.

9.1

Натюрморт.

Викторина «Урожай»

1

1

0

-

1

1

 

Наблюдение

10.

10.1

10.2

Волшебная бумага.

Украшение узором игрушки.

 Тест «Соедини точки».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

 

Наблюдение

Наблюдение

11.

11.1

11.2

Стройная ель.

Оригами

Игра «Иголочка»

2

1

1

0.5

0.5

-

1.5

0.5

1

Наблюдение

Наблюдение

12.

 12.1

 12.2

Первый снег.

Снегоуборочная машина

Викторина «Зима».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

13.

 13.1

 13.2

Выпал первый снег.

Снегоуборочная машина

Тест «Дорисуй снежинку».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

14.

14.1

14.2

Зима.

Снегоуборочная машина

КВН «Зимушка-зима»

3

1

2

1

-

1

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

15.

15.1

Снегири.

Оригами «Снегирь».

1

1

0

-

1

1

Наблюдение

16.

 16.1

Новый год.

Викторина «Праздник».

2

2

1

1

1

1

Наблюдение

17.

 17.1

 17.2

Новогодние украшения.

Конструирование с аппликацией.

Игра «Сказка».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

18.

18.1

В гостях у Снежинки.

 Бумагопластика «Снежинка»

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

 

Выставка «Рождество»

19.

19.1

Морозные узоры.

Оригами «Снежинка».

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

 

Наблюдение

20.

20.1

20.2

Лисичка.

Оригами

Тест «Соедини точки».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

21.

21.1

21.2

Калядки.

Учить конструировать фигуру человека.

Викторина «Убери лишнее»

3

1

2

1

0.5

0.5

2

0.5

0.5

Наблюдение

Наблюдение

22.

22.1

22.2

Шишки на ветке.

Оригами.

Тест «Соедини точки».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

23.

23.1

23.2

Берёзка.

Рисование неба и снега.

Игра «Мороз Иванович».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

24.

24.1

24.2

Иней.

Изображение инея.

КВН «Белые берёзы».

2

1

1

0.5

0.5

-

1.5

0.5

1

Наблюдение

Наблюдение

25.

25.1

25.2

Деду и папе.

Конструирование сувенира. 

Тест «Дорисуй по точкам».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

 

Наблюдение

Наблюдение

26.

26.1

26.2

Цветы  маме.

Конструирование сувенира.

Игра «Красота».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

27.

27.1

27.2

Волшебный карандаш.

Зигзагообразная штриховка. 

Тест «Проведи линии».

2

1

1

0.5

0.5

-

1.5

0.5

1

 

Наблюдение

Наблюдение

28.

28.1

28.2

Солнце.

Конструирование.

Викторина «Солнышко».

3

1

2

1

-

1

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

29.

29.1

29.2

Космос.

Конструирование.

Игра «Ракета».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

30.

30.1

Лети, ракета, к звёздам!

Оригами «Ракета».

1

1

0

-

1

1

Наблюдение

31.

31.2

31.3

Подводный мир.

Изображение подводного мира.

Тест «Соедини точки».

2

1

1

0

-

-

2

1

1

Наблюдение

Наблюдение

32.

32.1

32.2

После дождя.

Развитие  фантазии, воображения.

Викторина «Убери лишнее».

3

2

1

1

1

-

2

1

1

 

Наблюдение

 Наблюдение

33.

33.1

Салют Победы.

КВН «День Победы».

2

2

1

1

1

1

 

Наблюдение

34.

 34.1

34.2

Весна.

Конструирование…

Тест «Соедини точки».

2

1

1

0.5

0.5

-

1.5

0.5

1

Наблюдение

Наблюдение

35.

35.1

Сказочные цветы.

Игра «Цветы».

1

1

0

-

1

1

 

Наблюдение

36.

Закрепление пройденного материала. КВН «Фантазёры»

2

1

1

Наблюдение

37.

Выставка «Фантазёры».

1

0.5

0.5

Отчётная выставка «Фантазёры»

                                     Итого                       

72

15

57

 

 Содержание программы

«Фантазеры»

1. Тема:  Презентация объединения  (1 час).

Теория:  Введение в образовательную  работу на занятии.

Практическая часть: Просмотр иллюстраций и выставки в кабинете. Изучение плана пожарной эвакуации. Учебная эвакуация детей из помещения.

Форма контроля: Выявление начальных знаний и навыков детей (тест-рисунок «Ракета»).

2. Тема: Чудесные птицы  (2часа).

Практическая работа: Конструирование птицы. Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа птицы. Тест «Дорисуй птицу».

Форма контроля: Наблюдение.

3. Тема: Цветочная полянка (3 часа).

Теория: Знакомство с оригами.

Практическая работа: Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне, коструирование  цветов. Викторина «Лес».

Форма контроля:  Наблюдение.

4. Тема: Созрели овощи (2 часа).

Практическая работа: Продолжать обучение детей констуированию комбайна. Игра «Фокусник».

Форма контроля: Наблюдение.

5. Тема: Ягоды (2 часа).

Теория Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками.

Практическая работа:  Учить рисовать ягоду цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). Тест «Эффект  мозаики».

Форма контроля: Наблюдение.

6. Тема: Гжель (3 часа).

Теория: Развитие цветовосприятия.

Практическая работа: Конструирование шаблона. Викторина «Гжель»

Форма контроля: Наблюдение.

7. Тема: Золотая осень (3 часа).

Теория: Знакомство с техникой печатания трафаретом.

Практическая работа: Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. КВН «Осень».

Форма контроля: Наблюдение.

8. Тема: Осенний листопад (2 часа).

Теория: Знакомство с кольцомРазвивать технические навыки смешивания красок на палитре. Формировать творческие способности, чувство цветосочетания.

Практическая работа: Игра «Мастер». Конструирование гирлянды.

Форма контроля: Наблюдение.

9.Тема: Натюрморт (1 час).

Практическая работа: Викторина «Урожай». Конструирование овощей и фруктов.

Форма контроля: Наблюдение.

10.Тема: Волшебная бумага (зеркало) (2 часа).

Практическая работа: Украшение узором игрушки. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса. Тест «Соедини точки».

Форма контроля: Наблюдение.

11.Тема: Стройная ель (2 часа).

Теория:  Создать оригами.

Практическая работа: Передача  красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части).  Игра «Иголочка».

Форма контроля: Наблюдение.

12. Тема: Первый снег (2 часа).

Практическая работа: Рисование снегоуборочной техники. Викторина «Зима».

Форма контроля: Наблюдение.

13.Тема: Выпал первый снег (2 часа).

Практическая работа: Конструирование снегоуборочной машины.  Развитие аккуратности. Тест «Дорисуй снежинку».

Форма контроля: Наблюдение.

14. Тема: Зима. (3 часа).

Теория: Изучение схемы конструирования. Объяснение правил для команд.

Практическая работа Конструирование снегоуборочной машины. Тест «Зимушка-зима».

Форма контроля: Наблюдение.

15. Тема: Снегири (1 час).

Практическая работа:  Конструирование птиц. Воспитание чуткости к восприятию красоты зимних явлений и любовь к окружающей  природе. Оригами «Снегирь».

Форма контроля: Наблюдение.

16. Тема: Новый год (2 часа).

Теория: Создать объёмную аппликацию.

Практическая работа: Выполнение изображения способом объёмной аппликации. Викторина «Праздник».

Форма контроля: Наблюдение.

17. Тема: Новогодние украшения(2 часа).

Практическая работа: Сочетание конструкции с аппликацией. Игра «Сказка».

Форма контроля: Наблюдение.

18. Тема: В гостях у Снежинки (1 час).

Теория: Познакомить с белым цветом.

Практическая работа: Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита. Развитие творческой фантазии и воображения. Бумагопластика «Снежинка».

Форма контроля: Выставка «Рождество».

19. Тема: Морозные узоры (1 час).

Теория: Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу.

Практическая работа: Оригами «Снежинка».

Форма контроля: Наблюдение.

20.Тема: Лисичка (2 часа).

Практическая работа: Оригами  лисички. Тест «Соедини точки».

Форма контроля: Наблюдение.

21.Тема: Калядки (3 часа).

Теория: Передать несложный сюжет. Коструирование  фигуры человека в движении, передовая форму и пропорции тела.

Практическая работа: Викторина «Убери лишнее».  Развитие мелкой моторики рук. Коструирование  фигуры человека

Форма контроля: Наблюдение.

22. Тема: Шишки на ветке (2 часа).

Практическая работа:  Конструирование шишек на ветке. Тест «Соедини точки».

Форма контроля: Наблюдение.

23. Тема: Берёзка (2 часа).

Практическая работа: Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона.  Игра «Мороз Иванович».

Форма контроля: Наблюдение.

24. Тема: Иней  (2 часа).

Теория: Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви).

Практическая работа: Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом. КВН «Белые березы».

Форма контроля: Наблюдение.

25. Тема: Деду и папе (2 часа).

Практическая работа: Конструирование сувенира. Тест «Дорисуй по точкам».

Форма контроля: Наблюдение.

26. Тема: Цветы  маме (2 часа).

Практическая работа:  Конструирование сувенира и украшение узором. Игра «Красота».

Форма контроля: Наблюдение.

27. Тема: Волшебный карандаш   (2 часов).

Теория: Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.

Практическая работа: Тест «Проведи линии».

Форма контроля: Наблюдение.

28. Тема: Солнце (3 часа).

Теория: Учить создавать  выразительные образа, используя конструирование.

Практическая работа:  Конструирование. Развитие творческой фантазии, воображения. Викторина «Солнышко».

Форма контроля: Наблюдение.

29. Тема: Космос (2 часа).

Практическая работа: Конструировать космическое пространство. Раскрашивание и роспись. Игра «Ракета».

Форма контроля: Наблюдение.

30. Тема: Лети, ракета, к звёздам! (1 час).

Практическая работа: Оригами «Ракета».

Форма контроля: Наблюдение.

31. Тема: Подводный мир (2 часа).

Практическая работа:  Конструировать подводную лодку. Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины.  Тест «Соедини точки».

Форма контроля: Наблюдение.

32. Тема: После дождя (3 часа).

Теория: Учить создавать пейзаж.

Практическая работа: Викторина «Убери лишнее». Развитие творческой фантазии, воображения.

Форма контроля: Наблюдение.

33. Тема: Салют Победы (2 часа).

Теория: Конструирование. Развитие творческой фантазии, самостоятельности.

Практическая работа: КВН «9мая».

Форма контроля: Наблюдение.

34. Тема: Весна (4 часа).

Теория:  Конструирование посевных машин.

Практическая работа: Тест «Соедини точки».

Форма контроля: Наблюдение.

35. Тема: Сказочные цветы (1 час).

Практическая работа: Игра «Цветы».

Форма контроля: Наблюдение.

36. Тема: Закрепление пройденного материала. (2 часа).

Теория: Подведение итогов работы.

Практическая работа: КВН «Фантазёры».

Форма контроля: Наблюдение.

37. Тема: Отчётная выставка «Фантазёры». (1 час).

Теория: Подведение итогов работы. Обсуждение выставочных экземпляров.

Практическая работа: Оформление выставки.

Форма контроля: Выставка «Фантазёры»

1.4 Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • развитие разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • самоопределение обучающегося, самовоспитание и самоутверждение в жизни;
  • формирование   у детей понятия о роли и месте технического творчества в повседневной жизни;
  • освоение технологии лепки   изделий из  пластилина;
  • освоение различных техник работы с бумагой; 
  • обучение практическим навыкам технической деятельности;
  • создание творческой атмосферы в группе обучающихся  на основе взаимопонимания коллективной работы.

В  результате освоения программы обучающиеся узнают:

  • правила техники безопасности;
  • оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы;
  • технологическую последовательность выполняемой работы;
  • как изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
  • приёмы нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по - сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью;
  • как смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
  • комбинирование разных способов конструирования и изоматериалы;
  • построение предметов, соотнося их части по величине;
  • способы создания несложных сюжетных композиций.

В  результате освоения программы обучающиеся научатся:

  • выполнять правила техники безопасности;
  • правильно оборудовать свое рабочее место;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • технологическим последовательностям выполнения изделий из  пластилина, аппликации, работе с конструктором;
  • качественно выполнять каждую работу;
  • творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования 

2.1 Условия реализации программы

2.1.1 Материально-техническое обеспечение

  • кабинет с хорошим освещением и температурой не ниже +18оС;
  • мебель должна быть функциональной, так же необходим стеллаж для сушки и хранения работ обучающихся, шкафы для хранения материалов, инструментов и приспособлений;
  • гуашь, акварель, тушь и перо, восковые мелки, уголь, карандаши, пластилин, соленое тесто, бумага во всех видах, природный и бросовый материал, цветной и белый картон, коробочный картон, клеи (ПВА, «Титан»), стеки, ножницы и другие специальные приспособления и конструкторы;
  • информационно-методическая литература;
  • наглядные пособия (готовые образцы, карты, схемы);
  • форма для занятий должна быть удобной и обязательно сменной (фартуки, халаты). 

2.1.2 Кадровое обеспечение

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Требование к квалификации педагога нет. Образование педагога в соответствии с профилем программы.

 2.1.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы  

 

 

№ п/п

Тема

Дидактический материал

Типы занятий

Метод

Контроль

1

Презентация объединений

Наглядные пособия, готовые изделия, фотографии изделий

Занятие-знакомство

Наглядный Словесный (беседа, инструктаж)

Входное измерительное задание  ««Ракета»

2

Чудесные птицы.

гуашь, альбом, картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”, сувениры, игрушки.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Дорисуй птицу»

3

Цветочная полянка.

лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, ластик.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Лес»

4

Созрели овощи.

муляжи и картинки овощей, геометрические фигуры, мешочки; краски, кисти, стаканчики с водой, для каждого ребенка круг из бумаги белого цвета; иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин, репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Жатва», М. К. Клодта «На пашне».

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Фокусник»

5

Ягоды.

«Чудесный мешочек», морфологическая таблица, 4 стакана с водой: 1. морс из черники, 2. уксусная кислота, 3 пищевая сода, 4. вода.(1 команда); 4 стакана с водой : 1. морс из ежевики, 2. уксусная кислота, 3 пищевая сода, 4. вода. (2 команда), письмо от дяди Федора,карта исследователя на ребенка.

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Эффект  мозаики»

6

Гжель.

Изделия хохломские, дымковские, городецкие, жостовские. Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд-шоу « Сказочная гжель», аудиозапись песни  Ю. Чичкова  «Незабудковая гжель»; мимио система, музыкальный центр, столы, стулья, конверты с заданиями, ребусы, карандаши простые, бубен, разрезные картинки.

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Гжель»

7

Золотая осень.

  • гербарий, шкатулка, картинки с осенними явлениями, шаблоны осенних листьев, музыка П. И. Чайковского «Времена года»; кусочки фруктов, зубочистки, жетоны, призы для награждения победителей

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

КВН «Осень»

8

Осенний листопад

корзинка с осенними листьями, акварельные краски, палитры, акварельная бумага форматом А4, кисти с широким или средним ворсом, стаканчики с водой.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Мастер»

9

Натюрморт.

разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи и фрукты; картинки с изображением вершков и корешков овощей; две корзины, муляжи овощей и фруктов; картинки по теме: овощи и фрукты.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Урожай»

10

Волшебная бумага.

фартуки и ленточки (по одному на каждого ребёнка); часы; аудиозапись: «биения сердца» для пальчиковой игры «Рисование»; парные карточки с изображением ритмических узоров; карточки с изображением ритмических узоров – 3 шт. и 1 – с хаотично расположенным ритмическим рисунком; д/и «Выложи узор» – 6 шт.; кастрюли – 7 шт.; ложки – 14 шт.; образцы; тычки, подставки, салфетки, бумажные тарелки, баночки с водой

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Соедини точки»

11

Стройная ель.

Цветная или офисная бумага (цвет по вашему желанию), ножницы

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Иголочка».

12

Первый снег.

ноутбук, строительный материал (конструктор), предметы-заместители, листы белой бумаги, карандаши, пронумерованные карточки с изображением снегоуборочных машин, карточки с изображением следов на снегу; картинки по теме «Зима», картинки с изображениями птиц и животных, мольберты с листами бумаги, фломастеры, косынки (повязки для завязывания глаз), клюшки, шайбы, кегли, медальки для награждения.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Зима».

13

Выпал первый снег.

иллюстрации различных видов специального транспорта; конструктор «Конструктор Huna KICKY Senior», конструктор «Лего»

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Дорисуй снежинку».

14

Зима.

иллюстрации различных видов специального транспорта; конструктор «Конструктор Huna KICKY Senior», конструктор «Лего»;

картинки по теме «Зима»,

картинки с изображениями птиц и животных,

мольберты с листами бумаги,

фломастеры, косынки (повязки для завязывания глаз, клюшки, шайбы, кегли

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Зимушка-зима»

15

Снегири.

цветная бумага, ножницы, простой карандаш, кисть № 1, акварельные краски, иллюстрации зимующих птиц

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Оригами «Снегирь»

16

Новый год.

иллюстрации новогодних ёлок, сюжетные картинки новогодних праздников, лист цветного картона, зелёная бумага, расчерченная на круги разного диаметра, ножницы, клей пва, детали для украшения ёлочки (круги из голографической, глитерной бумаги, снежинки, силуэты снегурочек, звёздочка); снежинки, презентация, 2 ватмана, фломастеры, аудиозапись новогодней музыки, сладкие призы

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Праздник»

17

Новогодние украшения.

Плоскостные картонные шары на веревочке, стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины, иллюстрации, елочные украшения, угощения, магнитофон.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Сказка»

18

В гостях у Снежинки.

альбом или листы белой бумаги (формат А4), акварельные краски,  кисточки, баночка с водой, палитры;

цветная бумага для принтера, ножницы, простой карандаш, тарелка (порционная или блюдце)

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Выставка «Рождество».

19

Морозные узоры.

бумага, восковые свечи, акварель, банка с водой, салфетки; разнообразные снежинки, 6 квадратов бумаги синего цвети, размер 7,5´7,5 см, 2 круга D=6см, клей, кисточка для клея; тряпочка; конверт

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Оригами «Снежинка».

20

Лисичка.

квадрат цветной двухсторонней бумаги оранжевого или красного цвета любого размера

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Соедини точки».

21

Калядки.

 набор пластилина на каждого ребенка, доски, салфетки, стеки.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Убери лишнее»

22

Шишки на ветке.

Для изображения туловища животных – шишки еловые, сосновые, кедровые (на выбор детям); для изображения деталей (голов, хвостов, крыльев, ног) – грецкие орехи (целые и половинки, желуди, осенние листья, семена деревьев, перышки, ракушки, веточки, палочки, каштаны; для скрепления деталей – пластилин. Для показа: лесные пейзажи известных художников (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, фотографии хвойного леса, коллекция шишек. Макет лесной опушки для выставки поделок, изготовленных детьми.

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Соедини точки»

23

Берёза.

образец, репродукция картины Юонн - «Зимнее утро», Грабарь - «Февральская лазурь», акварель, кисть № 1(«Мишутка»), вода, ветка берёзы в вазе.

акварельные краски, кисточки, бумага, стаканчики, салфетки.

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Мороз Иванович»

24

Иней.

образец, репродукция картины Юонн - «Зимнее утро», Грабарь - «Февральская лазурь», вода, ветка берёзы в вазе. альбомы, восковые мелки, гуашь, баночки с водой, салфетки; репродукции картин И. И Шишкина «Зима», И. Э. Грабарь «Иней».

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

КВН «Белые березы»

25

Деду и папе.

игрушка танка корабля, иллюстрации к заданию, вырезанные детали к танку, кораблю клей, кисточки, салфетки, клеёнки

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Дорисуй по точкам»

26

Цветы  маме.

Цветная бумага; клей; ножницы; зелёная соломка для коктейля; листочки с желаниями

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Красота».

27

Волшебный карандаш.

листе бумаги формата А4 графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Проведи линии».

28

Солнце.

картинки с изображением солнца и радуги; 8 квадратов (сторона 7 – 7,5 см) из двусторонней цветной бумаги желтого цвета; 2 круга (диаметр 6 – 6,5 см) из картона желтого или оранжевого цветов; фломастеры разных цветов; клей – карандаш, салфетка, клеенка

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Солнышко»

29

Космос.

демонстрационный материал по теме «Космос», макет необитаемой планеты; природный, бытовой, художественный; ножницы, клей, салфетки, скотч, изолента

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Ракета»

30

Лети, ракета, к звёздам!

заготовки бумаги, схема работы, мяч, телескоп, иллюстрация звездного неба

Усвоение новых знаний

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Оригами «Ракета».

31

Подводный мир.

Геометрические фигуры, строительный материал, конструкторы, схемы.

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Соедини точки»

32

После дождя.

компьютер, проектор, слайды на презентацию «После дождя», слайды с изображением репродукций художников: Валерия Рыбакова «Поляна летних цветов», «Нежное поле ромашек и голубых цветов», Алексея Николаевича Песчанского «Цветочный луг», Аркадия Александровича Рылова «Полевая рябинка», Бориса Валентиновича Щербакова «Разнотравье донское», Германа Травникова «Цветущий луг»;аудио записи:«Дождя не боимся» Г. Гладкова и Ю. Энтина, музыка Г. Свиридова «Дождик», «Дождик обиделся» (муз. Д. Львова – Компанейца, слова М. Пляцковского, музыка «Волшебный цветок» В. Шаинского

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Викторина «Убери лишнее»

33

Салют Победы.

ноутбук, экран, мультимедийный проектор, аудиозапись песни «День Победы» муз. Д. Тухманова, запись звуков салюта, метронома, авианалета, флипчарт, подставка под картину, драпировка на картину

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

КВН «9мая».

34

Весна.

презентация, ноутбук, проектор

Комб.

занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Тест «Соедини точки».

35

Сказочные цветы.

картинки с изображением цветов

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Игра «Цветы

36

Закрепление пройденного материала. КВН «Фантазёры»

тесты

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

КВН «Фантазёры»

37

Выставка «Фантазёры».

Материал для деятельности по изо, конструированию, оригами

Прим.

ЗУН

Словесный

Наглядный

Практический

Наблюдение

Выставка «Фантазёры»

2.2 Формы контроля

Виды контроля, проводимые в течение всего года с целью выявления положительных и отрицательных явлений учебного процесса:

  • входной контроль - исследование исходных знаний, умений и навыков;
  • систематический контроль - включает  наблюдение и изготовление изделий  в течение изучения определённой темы;
  • поэтапный контроль - проводится в конце каждого раздела программы и отражает усвоение детьми теоретических знаний и овладение практическими навыками;
  • итоговый контроль – проводится в конце учебного года и отражает усвоение знаний, умений и навыков по базовым разделам программы, личностный рост, развитие общительности и работоспособности.

Формы  и методы контроля: наблюдение, игра-конкурс, выставка, тестирование, практическое задание, викторина, конкурс.

Для подтверждения результативности обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения, направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс. Кроме того, в течение учебного года между обучающимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение оценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку обучающихся.

На всех этапах контроля немаловажное значение имеет вовлечение обучающихся во внутренний контроль - самоанализ своих работ, самоконтроль. Личностный рост ребёнка отслеживается по следующим параметрам:

  • усвоение знаний по базовым темам программы;
  • овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
  • развитие технического вкуса;
  • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий; средний; низкий.

 

3.Список используемой литературы

Литература для педагога

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /  Р.Г. Казакова. – Москва, издательство «Сфера», 2005.
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала / Г.Н. Давыдова. – Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных спасобностей старших дошкольников  / И.В.Тюфанова.  – Санк-Петербург, издательство «Детство Пресс», 2002.
  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Н.А. Горяева – Москва, издательство « Просвещение», 2011.
  5. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет /  Е.М. Кузнецова – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
  6. С.И. Конощук С.И. Фантазии круглый год / С.И. Конощук. – Москва, издательство «Обруч», 2011.
  7. Грибовская А.А. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество /  А.А. Грибовская. – Москва, издательство «Сфера», 2010.
  8. Сорокина Т. Техника пейп –арт / Т.Сорокина – Москва, издательство «АСТ-ПРЕСС»,2014.
  9. Фатеева А.А.  «Рисуем без кисточки» / А.А.Фатеева – Москва, 2004г.
  10. Горячев А. В., Ключ Н.В.  Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев,  Н.В. Ключ – Москва, издательство «Просвещение», 2008.
  11. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – Москва, издательство «Обруч», 2011.
  12. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – Москва, издательство «Просвещение», 2008.

Литература для детей

  1. Белова И.Н. «Игрушки к празднику» / И.Н.  Белова. - Москва, издательство «Домино», 2015.
  2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов / Ю.Б. Гомозова. - Ярославль: «Академия развития», Академия, Ко», 1999.-208с.: ил. (серия «Умелые руки»)
  3. Гомозова  Ю.Б., Гомозова  С.А. Праздник своими руками / Ю.Б. Гомозова,  С.А. Гомозова, - Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2017.-144с., ил.- (серия «Вместе учимся мастерить»)
  4. Иванченко В. Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» / Учебно-методическое пособие  / В. Н. Иванченко. - издательство «Учитель», 2007г.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» /  И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2016, 144с., переиздание дораб. и доп.
  6. Парамонова Л.А. Бумажная пластика. ИД «Карапуз»: из программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» / Л.А.  Парамонова. - г.Дмитров, ООО ИД «Карапуз».2015.
  7. Дегтерева Н. Дегтерева, Т. «Умные поделки» / Н. Дегтерева., Т. Дегтерева. -  М:, 2017.
  8. Мэри Энн Ф. Колль. «Рукоделие и конструирование» / Мэри Энн Ф. Колль. - Москва, АСТ-АСТРЕЛЬ, 2015.

Электронные Internet ресурсы:

  1. Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазии конструирования»: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-136497.html 
  2. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста:  URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/05/01/razvitie-tehnicheskogo-tvorchestva-detey 
  3. Техническое творчество в ДОУ: что, как, почему?: URL:https://infourok.ru/tehnicheskoe-tvorchestvo-v-dou-chto-kak-pochemu-4004736.html 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками»

Дополнительная программа "Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками"...

Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"

Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная образовательная программа технической направленности

Дополнительная образовательная программа технической направленности...

Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «LEGO-конструирование» для детей 6 - 7 лет

ДОП программа "LEGO-конструирование" для детей подготовительного к школе возраста, цель которой -  развитие первоначальных конструкторских  умений на основе ЛЕГО-конструирования....