Конспект досуга: «Широкая Масленица»
материал (старшая группа)

Татьяна Павловна Косцова

Конспект досуга "Знакомство детей с русским народным праздником Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_maslenitsa.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 21 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект досуга:

«Широкая Масленица»

Автор: Косцова Татьяна Павловна

воспитатель

Санкт – Петербург

2022

Цель:  Знакомство детей с русским народным праздником, Масленица.

Задачи:
Образовательные: 

  • знакомить с обычаями и традициями русского народа;
  • закрепить знания детей о видах устного народного творчества (пословицы, потешки, заклички), русских народных подвижных играх;
  • познакомить с праздником Масленица и традициями русского народа.

Развивающие:

  • развивать  память, внимание, творческое воображение, самостоятельность;
  • учить создавать и поддерживать атмосферу народного праздника, развивать чувство юмора;
  • активизировать словарный запас;
  • учить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками;
  • воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Магнитофон, мягкие модули, ткань, блины из бумаги, «кукла – чучело», угощение для детей, лист А3, краски, пена для бритья, русский народный костюм «Хозяюшка».

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 Примечания:

«Зять» - муж дочери, для детей (папа).

«Тёща» - мать жены, для детей (бабушка).

«Золовка» - сестра мужа, для детей (папы).

«Чучело Масленицы» - символ уходящей зимы.

Ход:

Вводная часть:

(Хозяюшка встречает детей у дверей)

 - Здравствуйте дорогие гости, меня зовут «Хозяюшка». Мы сегодня с вами будем веселиться, играть и весну в гости звать. А праздник наш называется: «Широкая Масленица». Приглашаю вас присесть на стулья.

(Дети рассаживаются на стулья.)

          - В народном календаре – это самый весёлый праздник с различными развлечениями: катанием с гор, поеданием блинов, плясками у костра. Особенно всем нравится сжигание масленичного чучела. Возили чучело на санях, за ним бежали взрослые и дети, все веселились.

(Показ цветных картин.)

         - На пример костры зажигали для того, чтобы отогнать от людей зло, нечистую силу, снять сглаз.

-  Сжигая соломенное чучело, люди прогоняли зиму и приглашали весну, тепло и солнышко, блинчики напоминают солнышко. В древности солнце называли – Ярило, оно было самым почитаемым божеством у наших предков славян.

 - Есть такие пословицы:

«Не всё коту масленица, будет и Великий пост».

«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины».

«Блин – добр не один».

«Первый блин -  комом, второй – с маслом, а третий – с квасом».

Основная часть:

Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело, строят снежные горы.

Эстафета: «Построй башню» (Музыка и стихи Татьяна Морозова «Веселая капель»)

 (Дети строят башню из мягких модулей)

Цель: кто быстрее построит башню.

Вторник называется «Заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

«Бабушка Маланья». Хороводная игра

Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Организация:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,- останавливаются.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

Делали вот так!

Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.

Среда – лакомка. В этот день зятья – приходят на блины к тёщам.

Игра: «Испечём блиночки». (Автор музыки: Трубачев,  «Масленица» (Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами)

Материалы: Картонные блины, ткань

Ход игры: Два ребёнка держат ткань с двух сторон, на ткани разложены картонные блины, дети поднимают ткань, имитируя движения. Подкидывают блины на сковородке. Один ребёнок собирает блины на сковородку.  Игра начинается и заканчивается под музыку. Выигрывает та команда, у которой на сковородке больше всего блинов.

Четверг – разгул, самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются на лошадях, запряжённых в сани, поют песни, начинают колядовать, (люди надевали маски зверей и ходили по дворам, пели частушки, хозяева давали ряженым угощение).

На колядки, на колядки,
Соберем мы шоколадки,
Мандарины, плюшечки,
Ешьте, мои душечки!

Не жалейте для детей
Пирожков и булочек,
Мы колядки пропоем
Про петушков и курочек!

Пятница – тёщины вечерни». Теперь уж зять тёщу к себе на блины приглашает и блинами угощает.

«Живёт масленица сем деньков, оставайся масленица семь годков».

«Масленица идёт, блин да мёд несёт».

«Какова Маланья, таковы у неё и оладьи».

«Испеки калачи в печи, да на стол неси горячи».

«Все за стол сели,

Со стола всё съели,

Сметану с простоквашей,

Да с овсяной кашей».

«Где блины, тут и мы,

Где с маслом каша,

Тут и место наше».

Суббота – золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам подарки.

В этот день сжигают чучело Масленицы и прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Последний день Масленицы – прощённое воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Прощенья просят, милосердные дела творят. Водят хороводы, ждут прихода весны.

Хоровод: «Веснянка». (Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода» русский текст Н. Френкель)

Коллективная работа: Рисование солнца в нетрадиционной технике рисования (используется пена для бритья и отпечатки ладошек)

Заключительная часть (рефлексия):

- Ребята, какой праздник праздновали? (масленицу)

- Что нового вы узнали? (Название масленичных дней недели.)

- Чему научились?

- Было вам интересно?

- Какие пословицы вы запомнили?

Спасибо ребята за праздник, а теперь мне надо уходить, а вам полакомиться моим угощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг «Широкая масленица»

Досуг «Широкая масленица»      ( средняя группа)...

Конспект проведения досуга "Широкая Масленица!"

Приведен конспект проведения Масленицы в средней группе....

Конспект досуга "Широкая Масленица"

материал поможет всем тем , кто занимается  детьми, в увлекательной форме приобщить дошкольников к русским национальным традициям....

Досуг "Широкая Масленица"

Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Широкая Масленица"...

Сценарий досуга "Широкая Масленица"

Сценарий досуга "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста...

Досуг "Широкая масленица"

Досуг «Широкая масленица» (вторая младшая группа)Задачи.• Познакомить детей с традициями масленичных гуляний.• Приобщать детей к культуре наших предков через актив...