Конспект досуга: «Широкая Масленица»
материал (старшая группа)
Конспект досуга "Знакомство детей с русским народным праздником Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_maslenitsa.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 21 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект досуга:
«Широкая Масленица»
Автор: Косцова Татьяна Павловна
воспитатель
Санкт – Петербург
2022
Цель: Знакомство детей с русским народным праздником, Масленица.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с обычаями и традициями русского народа;
- закрепить знания детей о видах устного народного творчества (пословицы, потешки, заклички), русских народных подвижных играх;
- познакомить с праздником Масленица и традициями русского народа.
Развивающие:
- развивать память, внимание, творческое воображение, самостоятельность;
- учить создавать и поддерживать атмосферу народного праздника, развивать чувство юмора;
- активизировать словарный запас;
- учить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками;
- воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
Магнитофон, мягкие модули, ткань, блины из бумаги, «кукла – чучело», угощение для детей, лист А3, краски, пена для бритья, русский народный костюм «Хозяюшка».
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Примечания:
«Зять» - муж дочери, для детей (папа).
«Тёща» - мать жены, для детей (бабушка).
«Золовка» - сестра мужа, для детей (папы).
«Чучело Масленицы» - символ уходящей зимы.
Ход:
Вводная часть:
(Хозяюшка встречает детей у дверей)
- Здравствуйте дорогие гости, меня зовут «Хозяюшка». Мы сегодня с вами будем веселиться, играть и весну в гости звать. А праздник наш называется: «Широкая Масленица». Приглашаю вас присесть на стулья.
(Дети рассаживаются на стулья.)
- В народном календаре – это самый весёлый праздник с различными развлечениями: катанием с гор, поеданием блинов, плясками у костра. Особенно всем нравится сжигание масленичного чучела. Возили чучело на санях, за ним бежали взрослые и дети, все веселились.
(Показ цветных картин.)
- На пример костры зажигали для того, чтобы отогнать от людей зло, нечистую силу, снять сглаз.
- Сжигая соломенное чучело, люди прогоняли зиму и приглашали весну, тепло и солнышко, блинчики напоминают солнышко. В древности солнце называли – Ярило, оно было самым почитаемым божеством у наших предков славян.
- Есть такие пословицы:
«Не всё коту масленица, будет и Великий пост».
«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины».
«Блин – добр не один».
«Первый блин - комом, второй – с маслом, а третий – с квасом».
Основная часть:
Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело, строят снежные горы.
Эстафета: «Построй башню» (Музыка и стихи Татьяна Морозова «Веселая капель»)
(Дети строят башню из мягких модулей)
Цель: кто быстрее построит башню.
Вторник называется «Заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
«Бабушка Маланья». Хороводная игра
Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Организация:
Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,- останавливаются.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели
На нее глядели
Делали вот так!
Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.
Среда – лакомка. В этот день зятья – приходят на блины к тёщам.
Игра: «Испечём блиночки». (Автор музыки: Трубачев, «Масленица» (Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами)
Материалы: Картонные блины, ткань
Ход игры: Два ребёнка держат ткань с двух сторон, на ткани разложены картонные блины, дети поднимают ткань, имитируя движения. Подкидывают блины на сковородке. Один ребёнок собирает блины на сковородку. Игра начинается и заканчивается под музыку. Выигрывает та команда, у которой на сковородке больше всего блинов.
Четверг – разгул, самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются на лошадях, запряжённых в сани, поют песни, начинают колядовать, (люди надевали маски зверей и ходили по дворам, пели частушки, хозяева давали ряженым угощение).
На колядки, на колядки,
Соберем мы шоколадки,
Мандарины, плюшечки,
Ешьте, мои душечки!
Не жалейте для детей
Пирожков и булочек,
Мы колядки пропоем
Про петушков и курочек!
Пятница – тёщины вечерни». Теперь уж зять тёщу к себе на блины приглашает и блинами угощает.
«Живёт масленица сем деньков, оставайся масленица семь годков».
«Масленица идёт, блин да мёд несёт».
«Какова Маланья, таковы у неё и оладьи».
«Испеки калачи в печи, да на стол неси горячи».
«Все за стол сели,
Со стола всё съели,
Сметану с простоквашей,
Да с овсяной кашей».
«Где блины, тут и мы,
Где с маслом каша,
Тут и место наше».
Суббота – золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам подарки.
В этот день сжигают чучело Масленицы и прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Последний день Масленицы – прощённое воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Прощенья просят, милосердные дела творят. Водят хороводы, ждут прихода весны.
Хоровод: «Веснянка». (Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода» русский текст Н. Френкель)
Коллективная работа: Рисование солнца в нетрадиционной технике рисования (используется пена для бритья и отпечатки ладошек)
Заключительная часть (рефлексия):
- Ребята, какой праздник праздновали? (масленицу)
- Что нового вы узнали? (Название масленичных дней недели.)
- Чему научились?
- Было вам интересно?
- Какие пословицы вы запомнили?
Спасибо ребята за праздник, а теперь мне надо уходить, а вам полакомиться моим угощением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг «Широкая масленица»
Досуг «Широкая масленица» ( средняя группа)...
Конспект проведения досуга "Широкая Масленица!"
Приведен конспект проведения Масленицы в средней группе....
Конспект досуга "Широкая Масленица"
материал поможет всем тем , кто занимается детьми, в увлекательной форме приобщить дошкольников к русским национальным традициям....
Досуг "Широкая Масленица"
Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Широкая Масленица"...
Досуг «Широкая масленица» с детьми второй младшей группы. Работаем по программе: «Миры детства: конструирование возможностей»
Досуг с детьми второй младшей группы...
Сценарий досуга "Широкая Масленица"
Сценарий досуга "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста...
Досуг "Широкая масленица"
Досуг «Широкая масленица» (вторая младшая группа)Задачи.• Познакомить детей с традициями масленичных гуляний.• Приобщать детей к культуре наших предков через актив...