Мастер- класс для педагогов ДОУ «Формы работы с дошкольниками при ознакомлении с трудом взрослых в условиях актуализации ФГОС ДО»
методическая разработка (средняя группа)
Разработка содержит материалы мастер- класса для педагогов по вопросу трудового воспитания дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»
Мастер- класс
«Формы работы с дошкольниками при ознакомлении с трудом взрослых в условиях актуализации ФГОС ДО»
Подготовила:
Зубкова Е.А.
воспитатель второй
младшей группы
структурного подразделения
«Детский сад»
п. Ровеньки, 2021г.
Мастер- класс на тему: «Формы работы с дошкольниками при ознакомлении с трудом взрослых в условиях актуализации ФГОС ДО». (слайд 1)
Цель мастер-класса:(слайд 2)
уточнить и систематизировать знания воспитателей о формах работы при ознакомлении детей с трудом взрослых в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с условиями развития трудолюбия у детей дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию умений у педагогов, при работе с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых.
3. Расширить знания воспитателей по вопросу ознакомление детей с профессиями в условиях ФГОС ДО .
4. С помощью мастер-класса поделиться своим опытом с коллегами путем прямого и комментированного показа форм, методов и приемов работы.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме ознакомление дошкольников с трудом взрослых. Педагог, для себя может найти что-то интересное, в формах и методах организации работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых. Поймет, как интересно и увлекательно можно знакомить детей с трудом взрослых.
Ожидаемые результаты:
Повысить уровень педагогического опыта педагогов по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Материалы для игр: презентация
Ход мастер –класса.
Воспитатель:
-Здравствуйте коллеги. Свой мастер-класс на тему: «Формы работы с дошкольниками при ознакомлении с трудом взрослых в условиях актуализации ФГОС ДО». Я хочу начать словами (лайд 2) педагога В. А. Сухомлинского:
" Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком".
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО. Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда, это те задачи, которые стоят перед нами, при организации работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых.
Трудовое воспитание, одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений. (слайд 3) Главной целью которого, является формирование положительного отношения к труду.
Достичь этой цели мы можем, решая такие (слайд 3) задачи:
-формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Занимаясь трудовой деятельностью, дети усваивают нравственные нормы поведения, такие как, оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Знакомство детей с трудом взрослых я провожу по схеме (слайд 4): название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые действия — результат труда.
Воспитатель:
-Давайте вспомним, какие формы работы мы используем по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых: (слайд 5)
• НОД предусмотренные программой «От рождения до школы»;
• Наблюдения за трудовыми процессами одного вида труда направленные на результат (здесь важна повторность наблюдений);
• экскурсии и встречи с представителями профессий;
• обобщающие беседы, проводимые с использованием наглядности;
• игры, повторяющие тот или иной труд;
• совместная деятельность.
Воспитатель:
-(слайд 6) Знакомя младших дошкольников с профессиями в ходе занятий я использую образовательные ситуации, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить. Например: кукла заболела – знакомим с профессией врача, (слайд 7, 8)в ситуации, кукла пригласила гостей, но не может приготовить компот, знакомим с поваром и т. д.
(слайд 7)Приглашала на занятия младшего воспитателя, медсестру. Они рассказывали о своем труде, о предметах, с которыми работают. Всегда обращала внимание детей на конечный результат работы. Няня следит за чистотой в группе, кормит, моет посуду, заправляет кроватки. Медсестра, оказывает первую медицинскую помощь детям при ушибах, царапинах.
(слайд 8)Такие встречи способствуют закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе общения с представителями профессии.
Форма работы наблюдения
Наблюдая за трудом взрослых, дети видят трудовые действия и стараются им подражать. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое доступно для понимания ребенку и вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
(слайд 9) На детей младшего возраста большое влияние оказывает пример бытового труда взрослых. Ежедневно дети наблюдают труд младшего воспитателя (подметает, моет полы, накрывает столы, моет посуду), воспитателя (Слайд 10, ухаживает за растениями, моет игрушки, готовит столы к занятиям и т.п.), медсестры (меряет температуру, отмечает детей). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.
(Слайд 11) Кроме повседневного бытового труда, я знакомлю детей с трудом, который носит эпизодический характер, например электрик,вкручивает лампочки,дворник подметает дорожки, водитель привозит продукты. Можно внести ящик с инструментами и показать детям, как плотник чинитмебель, игрушки и т.д.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Я часто наблюдаю, как в играх дети подражают действиям строителей, парикмахера, водителя.
В процессе дальнейших (слайд 12) бесед, игр, чтение стихов, сказок, загадывания загадок, разучивание песен, пословиц обязательно уточняю представления детей о профессии, дополняю, закрепляю сведения, полученные ими во время наблюдений. Если не проводить бесед, то дети плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, няни, дворника и т.д.
(Слайд 13) В процессе наблюдений важно обращать внимание детей на те стороны труда взрослых, которые имеют значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования собственного трудового поведения, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминаний сам за собой убирает.
Экскурсии и встречи с представителями профессий
Большое значение придают знакомству с трудом взрослых, и их профессиями через экскурсии и беседы. (слайд 14)
Экскурсии - способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей детского сада, я организовывала экскурсии на прачку, в медицинский кабинет, в школу, дети проявляли активность и интерес к профессии.
Например, во время экскурсии в медицинский кабинет(слайд 15)
дети узнали:
как хранятся: бинт, вата, градусник, йод. Прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. Есть весы, ростомер, кушетка для больных. Там очень чисто, стерильно.
(слайд 16) В беседе с медсестрой дети узнали:
Чем она занимается. Измеряет температуру, отмечает детей, следит за чистотой рук, волос, обрабатывает раны, составляет меню, витаминизирует пищу на кухне для детей.
Форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Показывая детям трудовые действия, взрослый выполняет их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям задать вопросы.
Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, даёт им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.
(слайд 17) Во время таких экскурсий я дополняла информацию, рассказом о тех качествах, которыми должен обладать человек данной профессии. Использовала занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, игры. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждала увиденное. Проводила рисование по памяти «Нарисуй предметы», «Что понравилось?»,
Дидактические игры «Подбери предметы?», «Сложи картинку?» и т. п.
Мы не всегда с вами можем организовать экскурсию за пределами детского сада. Но мы можем использовать современные средства ИТ технологий например, «виртуальные экскурсии». Так, знакомя детей с профессией повара, я использовала видео с пищеблока детского сада. А знакомя с профессией парикмахера, слайды с фото из салона.
Игра
Основное место в работе знакомства с трудом взрослых отводится игре. Это сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации.
(слайд 18) Осознать общественную значимость труда взрослого, ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети из множества предметов выбирают игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
(слайд 19) Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
подбор картинок по общему признаку, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности; составляют разрезные картинки на профессиональную тему.
Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями той или иной профессии.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно-игровые ситуации, например, «Научим куклу Катю мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».
(слайд 20) В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
(слайд 21) В процессе проведения праздников и развлечений мы также
знакомим с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых Дню защитника Отечества и Международного женского дня, детям напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – помогают обратить внимание детей на профессии, представители которых имеют крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку. Например, спортсмен, лётчик, пожарный, военный.
(слайд 22) Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно влияют на развитие у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Мы должны с вами научить детей переводить знания в сюжеты игр. Определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
(Слайд 23) В ходе сюжетно-ролевой игры дети имитируют сюжеты, ситуации, модели поведения, модели отношений.
(слайд 24) Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Совместная трудовая деятельность
При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:
-труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;
-он должен быть допустимым и безопасным;
труд долженпроходить с разделением функций между детьми и взрослыми.
Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.
Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, мытье игрушек, стирка мелких вещей, мелкий ремонт книг, одежды, починка игрушек.
Труд по обслуживанию игр и занятий: совместная подготовка материала к занятиям,изготовление самодельных игрушек и пособий.
Труд в природе: уход за птицами, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, уборка участка (дворник расчищает площадку, дети увозят снег, няня моет скамьи, подметает веранду, дети собирают ветки, мусор, сухие листья).
В тех детских садах, где мы взрослые показываем пример энтузиазма, дети приобретают вкус к труду, у них формируется психологическая готовность к нему, а это, пожалуй, самое главное в трудовом воспитании. Дети, которые будут радоваться процессу труда, почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.
Хочу еще отметить, что большая роль в процессе ознакомления с профессиями отводится семье. Это беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного в условия дома.
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад мы приглашаем родителей воспитанников – представителей различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями можно организовать фотовыставки, оформить альбом, которые можно подарить в младшие группы.
(слайд 25) Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей, тесно между собой переплетаются. Организуя трудовую деятельность, мы с вами обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируем жизненно необходимые трудовые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность.
Наша с вами задача, посеять в детях то зерно, которое вырастет в трудолюбие.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани"
Опыт работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Кубани...
Мастер-класс для педагогов "Использование в работе с дошкольниками нетрадиционной техники рисования - эбру"
Нетрадиционная техника рисования - эбру...
Мастер-класс с педагогами «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Наше дошкольное образ...
Мастер класс для педагогов "Мандалотерапия в работе с дошкольниками"
Способствовать компетентности педагогов в вопросах использования технологии «мандала» у дошкольников, а так же развитие произвольности и концентрации внимания, творческого потенциала,...
Мастер-класс на тему: «Формы работы с дошкольниками при ознакомлении с трудом взрослых в условиях актуализации ФГОС ДО».
Цель мастер-класса:уточнить и систематизировать знания воспитателей о формах работы при ознакомлении детей с трудом взрослых в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи:1.Познакомить участников мастер-класса...
Мастер-класс для педагогов: "Инновационные формы работы с родителями в ДОО".
Инновационные виды и формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО....
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых...