Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чурикова Ольга Петровна

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской область»

Мастер-класс

«Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №12»:

Чурикова О.П.

2020 г.

 Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков. 

Задачи:

  • Создать условия для профессионального общения;
  • Повысить профессиональное мастерство музыкальных руководителей;
  • Распространить педагогический опыт.

I.Теоретическая часть.

   Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников».

     Все мы помним слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Запоют дети – запоёт народ». А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

     Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

     Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос ребёнка ещё не сформирован и слаб. Только лишь к 7 годам голосовой аппарат ребёнка формируется в целом. В школьном возрасте происходит его дальнейшее развитие и укрепление.

     Очень важно в период дошкольного детства научить детей пользоваться своим голосом правильно. В этом нам помогут вокально-хоровые упражнения, опирающиеся на игровую методику, вызывающую положительный эмоциональный отклик у детей и позволяющую достигать хороших результатов в кратчайшие сроки.

     В своей работе при проведении упражнений, я руководствуюсь следующими дидактическими правилами:

1) всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу – объясняю, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «у» и т.п.);

2) показываю способ выполнения действия, словесно поясняю – принцип «Делай, как я» («Послушайте как надо спеть и обратите внимание, как я чётко произношу окончания слов»);

3) неоднократно повторяю упражнение для усвоения умений, видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз споём громко);

4) постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели правильный навык выполнения того или иного упражнения;

5) включаю вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.  

II. Практическая часть.

1.Упражнения на осанку.

   Перед тем как приступить к вокально-хоровой работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении. Певческая установка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука.

Упражнение «Пружинки». По команде педагога: «Вверх»-подняться на носочки, «Вниз»-опуститься в и.п.

Таким образом отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

   Можно предложить детям постоять в неудобной позе (согнувшись, подняв руки вверх или встав на одну ногу), чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.

   Для детей представляет определённую трудность сохранения правильной певческой установки в течение длительного времени. Поэтому нужно дать детям возможность изменить позу. Помогают в этом динамические паузы, которые можно включить в любой раздел занятия.

   Приведу примеры некоторых динамических пауз.

   «Были маленькими мы»

Упражнение для младших дошкольников

Были маленькими мы,             Присесть.

Стали вдруг большими.          Выпрямиться и потянуться вверх.

Были слабенькими мы,           Расслабленно опустить руки и плечи.
Стали вот такими.                  
Согнуть руки в локтях, пальцы сжав в кулаки.

«МЕДВЕДЬ»

Упражнение для старших дошкольников

Сел медведь на брёвнышко,      Сесть, ссутулившись, опустив плечи и  положив  расслабленные руки на колени.

Посмотрел на солнышко,          Поднять голову вверх.

Покачался,                                  Покачаться вправо-влево.

Потянулся,                                 Потянуться, разводя руки в стороны.

Вправо, влево повернулся,      Сделать поворот вправо, затем влево.   
Сел красиво,                              
Сесть прямо.

Улыбнулся                                 Улыбнуться.

И сказал: «Хоть я – медведь,   Погрозить пальцем.

Но хочу красиво петь!»           Покачать головой право и влево.

ПЕСНЯ

из оперы «Ваня и Маша»

для старших дошкольников

Русский текст М.Андреевой                                      Музыка Э.Гумпердинка

         Весело

                        Педагог:

                        Es                    B        Es      B                   F         B          Es  

                       - Руч-ки как у    вас ле-жат?   Нож-ки как у     вас сто-ят?         Вы ра-зок,

                                                                                                Дети:

                    F               B7                          Es            

                 вы дру-гой по-смот-ри-те за со-бой! – Мы тихонько все сидим,    мы нисколько

                      As                    B7                  Es                 B7                                 Es

                   не ша-лим, -       мы ра-зок,      мы дру-гой     «по-смот-ре-    ли  за  со-бой»!

  1. Ручки как у вас лежат?           Педагог поёт 1-й куплет, дети сидят в

Ножки как у вас стоят?          свободной позе.

Вы разок, вы другой,

Посмотрите за собой!

  1. Мы тихонько все сидим,        Дети садятся правильно, выпрямив спину,

Мы нисколько не шалим, -    поставив ноги рядом, положив руки на

Мы разок, мы другой             колени и поют 2-й куплет.

«Посмотрели за собой!»

2.Упражнения на развитие дыхания

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание производится непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Можно прочитать детям стихотворение В. Степанова и потренироваться в правильном певческом вдохе:

Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханьем овладеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста!

Дыхательные упражнения можно разделить на несколько групп:

  1. упражнения для развития дыхания без звука;
  2. звуковые дыхательные упражнения;
  3. дыхательные упражнения с движениями;
  4. дыхательные упражнения с предметами;

1). Дыхательные упражнения без звука

Упражнения в дыхании без звука развивают управление мускулатурой дыхательных мышц. Такие упражнения хорошо проводить после музыкально-ритмических движений, танцев, музыкальных подвижных игр. Они позволяют стабилизировать дыхание, снять двигательное напряжение у детей.

 «ДИРИЖЁР» (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Дирижёр придёт 

И руками взмахнет. 

Сразу без ошибки 

Мы вдохнём с улыбкой,

На минуточку замрём,

Плавно выдохнем потом.

                        (М.Картушина)

И.П. – стоя, руки опущены вниз. Педагог-«дирижёр» поднимает руки вверх и считает до 2, дети делают вдох. «Дирижёр» держит руки вверху и считает до 2, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижёра» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы (счёт на 3). Постепенно счёт на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

«ПОПЕРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая), при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной ноздрёй, то другой. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счёт 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счёт 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза. Двухфазное йоговское дыхание хорошо для активизации внимания. Если дети возбуждены, это упражнение помогает быстро снять напряжение и подготовить детей к дальнейшей работе.


2). Звуковые дыхательные упражнения

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

(на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга).

Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг. Педагог начинает рассказывать стихотворение Н. Высотина:

У меня есть шар воздушный

Яркий, лёгкий и послушный.

Я, когда гулять хожу,

Шар за ниточку держу.

Дети «надувают шарик»: при помощи звука «ф», медленно расширяют круг, держась за руки. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул».

Шарик очень я жалею,

Почему же он худеет?

Дети, держась за руки, «сдувают шарик»: произносят звук «с» и, медленно сужают круг.

3). Дыхательные упражнения с движениями

 

Упражнение «ВЕТЕРОК».


Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

4). Дыхательные упражнения с предметами 

Эти упражнения, как правило, направлены на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала, в качестве которого могут быть использованы силуэты парохода, паровоза с прикреплённым к трубе кусочком тюля, домика с окошком, в котором висит занавеска, лодки с парусом из лёгкой ткани или свечи с «огнём» из красной капроновой ленты, флажка.

Упражнение с флажком «ФЛАГ»

для младших дошкольников

Рекомендуется проводить упражнение перед или после танца с флажками.

Дети держат флажок.

В день безоблачный и ясный

Над тобой и надо мной

Реет бело-сине-красный

Флаг страны моей родной.

                            (Ю. Поляков)

Дуют на флажок так, чтобы он затрепетал, как на ветру.

   Так же можно изготовить из легкой бумаги бабочек, снежинки, листочки, птичек, к ним прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребёнок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на них, наблюдая, как в воздухе танцуют, например, снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки, записанной на фоне звуков природы – пения птиц, воя ветра, шума листвы и т.д.

3. Упражнения на развитие чистого интонирования

   Красивое пение складывается из чистого, точного звука, имеющего приятную тембровую окраску. Достигается красота пения только путём многократных повторений и постоянной, кропотливой работы педагога над звуком. В этом помогают многообразные упражнения, которые мы подразделяем на:

1) упражнения на формирования правильного звукообразования;

2) упражнения для развития чистого интонирования;

3) упражнения на развитие ладового чувства;

4) упражнения для расширения вокального диапазона.

Игра «КОЛОКОЛЬЧИК»

Игра проводится при переходе от движений к основной части занятия перед игрой на детских музыкальных инструментах.

Динь-динь-динь, мой колокольчик,

Мелодичный мой звоночек.

Колокольцев перезвон –

Очень задушевный он.

                      (Н.Мажирина)

Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон!

Попевка строится на звуках терции. Дети стоят в кругу и исполняют попевку, передавая друг другу колокольчик. После окончания пения ребёнок, у которого оказался колокольчик, звонит в него и чётко и точно пропевает слова «динь-дон».

Пособие «Курицы».

Цель: Учить детей точно интонировать звуки квинты.

Описание: Дети исполняют песню «Курица» Е. Тиличеевой. Педагог на слог «ку» тянет за нитку вниз, опуская головы куриц, и отпускает ее на слоги «дах-тах-тах». Педагог обращает внимание детей, что курочки наклоняют голову на низкий звук и поднимаю на высокий.

Пособие «Две тетери».

Цель: Учить детей точно интонировать верхний тетрахорд гаммы.

Описание: Дети поют песню «Две тетери». На слова «Прилетели две тетери» педагог двигает тетерь по прорези вверх. При этом обращает внимание детей на постепенное движение вверх: «Тетери подлетают к чашке не спеша, и мы споем так же – будем постепенно подниматься вверх, останавливаться на каждом звуке».  

Пособие «Листопад»

Цель: Развивать ладовый слух. Учить точно интонировать мелодию, основанную на звуках тонического трезвучия.

Описание: Педагог показывает пособие. Дети поют попевку. Педагог указкой показывает каждый звук-листочек.

Пособие «Кузнечик»

Цель: Развивать ладовый слух. Упражнять в точном интонировании мелодии, основанном на пятиступенчатом звукоряде, в соответствии с изображением.

Описание: Педагог показывает пособие. Дети поют попевку, ребенок или воспитатель показывает направление мелодии, передвигая кузнечика по цветам.

Пособие «Баба Яга»

Цель: Расширять певческий диапазон. 

Описание: Педагог показывает пособие и говорит «села Баба-Яга варить свое колдовское зелье. Оно в котле кипит, пыхтит, ворчит. Дымок вверх улетает да песню свою напевает. А какую? Мы сейчас покажем»

   Дети произносят последовательно звуки Ы,Э,А,О,У, начиная с самого низкого, какой только могут произнести, глиссандируют до самого высокого, показывая движение пальцем.

4.Упражнения для развития артикуляции

Артикуляция – работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

К вокально-артикуляционным упражнениям можно отнести озвученную артикуляционную гимнастику, артикуляционные игры.

Артикуляционная гимнастика «МОТОЦИКЛ»

Я по улицам кружу –

Очень громко я жужжу.

С ветром, снегом и дождем

Мотоцикл давно знаком.

                         (О. Чернорицкая)

Заводим мотор (Р! Р! Р!). Поехали на мотоцикле (Р… Р… - пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает всё дальше и дальше (Р-р-рь… Р-р-рь… - затихая).

Упражнение можно использовать в конце занятия для ухода из зала – дети «уезжают на мотоцикле».

5.Упражнения для развития дикции

Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией.

Для работы над дикцией можно использовать пальчиковые игры с предметами и без них, скороговорки, чистоговорки, самомассажи, игры. Эти упражнения¸ как правило, используем в качестве динамических пауз в любом разделе занятия.

Игра-скороговорка «КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ»

Дети:

Кто хочет разговаривать,      Дети говорят скороговорку, педагог держит в руках игрушеечный микрофон, в конце даёт его любому ребёнку.

Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ребёнок:

Я буду разговаривать           Ребёнок говорит скороговорку в микрофон.
И буду выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Игра-скороговорка «ПОПУГАЙ»

Дети встают в круг и передают друг другу игрушечного попугая, говоря:

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!            
Ребёнок, у которого оказалась игрушка, поднимает попугая вверх и старается трижды сказать слово «попугай» как можно быстрее.

Игра проводится 2-3 раза.

6. Упражнения на развитие ансамбля

Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединенность внутренним художественным чувством. В детском саду мы рассматриваем такие виды ансамбля, как ритмический, динамический, темповый, интонационный.

  1. Упражнения для развития ритмического ансамбля

Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определённых последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.

Ритмическая игра со звучащими жестами «ПРЫГ-СКОК»

Дети проговаривают стихотворение с одинаковой интонацией, сопровождая каждую долю звучащими жестами.

Прыг-скок, прыг-скок, Шлепки по коленям четвертями одновременно 2-мя руками.

Сел кузнечик на листок.

Прыг-скок, прыг-скок,          Шлепки по коленям руками по очереди.

Лягушонок под мосток!
Скачет козлик на дорожке  
Шлепки в чередовании с хлопками.

Прыг-скок, прыг-скок!

Дети хлопают в ладошки:    Хлопки в ладоши.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Зайчик солнечный на стенке: Щелчки.

Прыг-скок, прыг-скок!
Я у папы на коленке:              
Хлопки и щелчки.

Прыг-скок, прыг-скок!

  1. Упражнения для развития динамического ансамбля

Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

Нюансы – динамические оттенки звука.

Вся вокальная работа с дошкольниками должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Это значит, что и дыхание, и звукообразование должны быть также активны, как при пении forte.      

Игра «ЭХО»

Эхо прячется в горах          Педагог показывает карточки с динамическими оттенками,
За камнями и в кустах.       дети проговаривают текст в соответствии с ними.
Кто-то громко засмеется,
Эхо сразу отзовется,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не смолчит.

  1. Упражнения для развития темпового ансамбля

Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Безусловно темп песни определяет музыкальный руководитель. Темп может в известных пределах изменяться. Исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников. Почувствовать единение с товарищами помогут игры, основанные на движении. Темп лучше всего ребёнок поймёт, если прочувствует его своим телом.

Упражнение «ОТ ТОПОТА КОПЫТ»

 Слова народные                                                            Музыка М.Картушиной

                       F                                                                                             B

                                    

                       От      то-  по-    та    ко-пыт       пыль    по   по-   лю   ле- тит.

Скороговорка исполняется сначала в медленном темпе, при повторениях темп всё время ускоряется. Темп задаётся педагогом игрой на кастаньетах или ложках.

Вариант упражнения. Дети сопровождают пропевание скороговорки метрической пульсацией: медленный темп – шлепки ладонями по коленям, средний – хлопки в ладоши, быстрый – удары 2-мя пальцами одной руки по ладони другой.

Игра «ДИРИЖЁР»

Педагог (а потом и ребёнок) дирижёрским жестом определяет темп песни. Дети должны петь точно в соответствии с желанием дирижёра, который может то ускорять, то замедлять темп. Перед началом пения ребёнок-дирижёр говорит:

Пусть узнают все друзья –

Дирижёр отличный я!

                  (Я.Миллиз)

  1. Упражнения для развития интонационного ансамбля

Высотно-интонационный ансамбль подразумевает полную слитность всех голосов хора между собой по высоте.

Одним из способов достижения интонационно-высотного ансамбля является пение на звук «у» для выравнивания унисона.

Упражнение «ФИЛИН»

Упражнение в соответствии с методикой Д.Е. Огороднова представляет собой песенку-игру, когда музыкальный руководитель поёт запев на одном звуке, а дети отвечают за персонажа. В данном упражнение они поют на этом же звуке «у» штрихом marcato, делая фермату на последнем звуке.  

Филин ухает, хохочет –

У-у-у, у-у-у!

Напугать в лесу всех хочет –

У-у-у, у-у-у!

У меня от этой пташки –

У-у-у, у-у-у!

По спине бегут мурашки –

У-у-у, у-у-у!

                            (Т.Коваль)

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за участие и закончить свой мастер-класс я хочу стихотворением Галины Дядиной

Голос – это самый тонкий

Музыкальный инструмент,

Самый сложный, самый звонкий,

Ярче самых ярких лент!

Он и хрупкий, словно волос,

Он и сильный, как тайфун,

Сам в себе имеет голос

Миллион незримых струн!

В нем так много разных клавиш,

Молоточков и колков,

Что себе и не представишь,

До скончания веков!

От природы у кого-то

Он волшебный, золотой,

Но тяжелая работа –

Ведать этой красотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер класс для родителей «Игровые упражнения как средства развития и оздоровления детей на занятиях по физической культуре и дома»

Веселое занятее для детей с родителями, с использованием упражэнений для взрослых и детей....

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Мастер-класс для педагогов. "Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста"

Кинезиологические игры и упражнения как эффективное средство развития и оздоровления дошкольников....

Мастер-класс "Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейроигры и упражнения - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а такж...