ДОП "Юный эколог" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Попова Мария Ярославовна

Программа дополнительного образования "Юный эколог" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_dop.docx52.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»

ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001

г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19,

e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru

Тел/факс: (495) 733-52-56

Дополнительная образовательная программа

«Юный эколог»

Направленность программы: ознакомление и познание окружающего мира

Уровень программы: 1 год обучения

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 Авторы-составители: Попова М.Я.

2022-2023 учебный год

Содержание

Раздел 1. Целевой                                                                                                                                          

1.1

Пояснительная записка                                                                                                                  

Цель и задачи реализации рабочей программы                                                                          

Принципы формирования рабочей программы                                        

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности  

1.2

Планируемые результаты освоения программы                                      

Раздел 2. Содержательный                                                                                    

2.1

Вариативные формы, способы и средства реализации программы        

2.2

Взаимодействие с семьями                                                                        

Раздел 3. Организационный                                                                                  

3.1

Расписание                                                                                                    

3.2

Перспективное планирование работы педагога                                      

3.3

Традиционные праздники, развлечения                                                  

3.4

Описание материально – технического обеспечения программы        

Список литературы                                                                                    

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;

Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность программы социально – педагогическая: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей бережно относиться к природе и её богатствам.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков бережного отношения к природе путём совершенствования система мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.

Принципы формирования рабочей программы.

Программа разработана с применением методик, описанных в книге «Мы. Программа экологического воспитания детей» Н.Н. Кондратьевой и программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

В программе применяются следующие принципы:

  • Принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • Принцип систематичности, регулярности занятий;
  • Принцип прочности овладения навыками, многократного повторения;
  • Принцип индивидуальности.

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Подготовительную к школе группу посещают дети не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей данного возраста.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения в природе;
  • Анализ готовности решать экологические ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях в природе;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представление

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

  • Несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.
  • О сезонных изменениях в природе.
  • О временах года и их признаках.
  • О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.
  • О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.
  • Выполнять правила поведения в природе.

Способы проверки знаний, умений, и навыков.

Педагогическая значимость проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию.

Высокий уровень.

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний уровень.

Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Низкий уровень.

Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Раздел 2. Содержательный

2.1 Вариативные формы, способы и средства реализации программы.

Формы работы кружка:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Тестирование;
  • Наблюдение;
  • Подвижные игры;
  • Ведение дневника наблюдений;
  • Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.

2.2 Взаимодействие с семьями

Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Содержание уголков для родителей

по изучению правил поведения в природе

Основная цель создания экологического уголка – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам поведения в природе. Именно от их действий зависит на сколько прочно овладевает ребёнок навыками, правилами поведения в природе.

Уголок может быть оформлен так:

  1. Единый стенд (размер зависит от наличия свободной площади и количества помещаемой информации но не менее 30 х 65 см.).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  3. Книжка – раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимания лозунги. Например: «Защитим природу вместе!», «Твой дом – твоё здоровье!», «Внимание, ядовитые растения».

Раздел 3. Организационный

  1. Расписание

Обучение проходит в форме группой образовательной деятельности по установленному расписанию (Приложение № 2).

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительность занятия не более 30 минут. Общее количество занятий в год – 36 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия во II половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. С каждого игрового занятия дети должны вынести определённый урок который запомнится им, будет применятся в нужный момент.

Однако целостность образовательного процесса в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается.

В группе предполагается оборудование уголка природы для игр; ухода за растениями, наблюдений за ростом растений, мини – лаборатория для экспериментирования, настольные дидактические игры и атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.

Кружковая работа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» -  36 человек.  

Срок реализации кружковой работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня.  

План кружка рассчитан на 1 учебный год.  

Длительность – 30 минут.

Календарно-тематическое планирование

    Месяц

                 Содержание

                                  Цели

     Кол-во

      часов                           

Сентябрь

«Природа – наш дом»

 Показ презентации на тему: «Что в природе я найду, то в поделку превращу»

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям, любовь к природе и учить правильному поведению в природе; способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.

Развивать у детей способность внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

1 час

Травушка – муравушка

Презентация на тему: «Правила сбора лекарственных растений»

Познакомить детей с лекарственным растением – птичий горец; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном. Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании.  Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе.

1 час

След белого человека»

Опыт «Летающие семена»

Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь; формировать навыки поведения в природе

1 час

«Грибное царство»

Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Грибы»

Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе.

1 час

     Октябрь

       

 «Во саду ли в огороде…»

Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Фрукты, Овощи»

Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

1 час

 «Лес, точно терем расписной»

Рассматривание листочков через лупу

Закрепить знания детей, учить различать и показывать особенности диких животных обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; формировать композиционные умения размещать силуэты животных на панораме осеннего леса; учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных из бумаги; воспитывать бережное отношение к животным.

1 час

 «Жизнь осеннего леса»

Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным.

1 час

 «Кора деревьев»

Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки; кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева); закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; учить моделировать кору из бумаги.

1 час

Ноябрь

 «Чистый и загрязненный воздух»

Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении воздуха для нашего здоровья, дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха; воспитывать бережное отношение к растениям.

1 час

 «Почему исчезают животные?»

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир; внушить сочувствие к животной природе, научить сопереживать.

1 час

 «Кто главный в лесу?»

Дети рисуют плакаты с правилами поведения в лесу

Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Уточнить знания детей о том, какие звери живут в наших леса. Стараться помочь лесникам, изготовив плакаты правил поведения в лесу.

1 час

 

Подземные богатства земли»

Опыт (показать, что в почве есть воздух)

Расширять знания о природе, познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и в природе.

1 час

Декабрь

 «Животные жарких стран». 

Показ слайдов

Уточнить и расширить представление детей о животном мире, живущих в Африке и других теплых континентах: внешний вид, характерные особенности; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера и использовать для обобщения предметно – схематическую модель; продолжать развивать умение относить животных имеющих выделенные признаки, к птицам, рыбам и доказательно строить суждения; развивать у детей наблюдательность, любознательность, сообразительность и познавательный интерес к жизни птиц.

1 час

 «Животный мир Арктики»

Презентация «Растения и животные Арктики»

Дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей, воспитывать доброе бережное отношение к животным.

1 час

 «Животный мир Тундры»

Показ слайдов о севере

Описательные рассказы детей о животных (мнемотаблицы)

Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде, повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе.

1 час

«Знакомство с пустыней»

Показ слайдов о пустыни

Опыт «Барханы»

Познакомить детей с особенностями пустыни, её растительным и животным миром; показать детям взаимосвязь между внешнем видом растений и животных и условиями жизни в пустыни; учить детей строить модель пустыни отражающую взаимосвязь растений и животных и условий их жизни с помощью нового способа моделирования объектов природы – контурное изображение; развивать умение узнавать природные объекты по контурному изображению; формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам.

1 час

 Январь

 «Зимние забавы»

Отгадывание кроссворда

Опыты

Закрепить представление о характерных признаках зимы; познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать у детей устойчивый интерес к природным явлениям.

1 час

 «В гости в подледное царство»

Формировать у детей  представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закрепить знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; умение устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям; навыки безопасного поведения у реки зимой и ранней весной.

1 час

 «Покормите птиц зимой» (на прогулке)

Насыпать корм в кормушки

Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела.

1 час

«Кому нужна вода»

Показ схемы круговорота воды в природе.

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всему живому.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

1 час

Февраль

 «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; познакомить с разнообразием камней, их свойствам, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог; поддерживать интерес к опытнической работе.

л

1 час

 «Где зимуют лягушки?»

Сформировать представление детей о жизни лягушек в разные сезоны, закрепить преставление детей о способах появления

новых лягушек, развивать любознательность, воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

 ля

1 час

 «Земноводные животные»

Углублять  у детей знания и представления о земноводных животных, продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основанием, воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

1 час

 «Стоит красавица в зелёном платьице»

Инсценировка сказки «Кому хорошо живётся под ёлкой, а кому на ёлке?»

Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели.

1 час

   Март

 «Вода – источник жизни»

Опыты.

Рисунки «Давайте беречь природу!»

Показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

1 час

Человек – живой организм.

Рассматривание иллюстраций в книги – энциклопедии – «Тело человека».

показ

пока

Подвести детей к пониманию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности.

Формировать представления о некоторых органах человека о положительном и отрицательном влиянии на них.

1 час

«Кто живёт в реке и в  озере»

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр.

Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц.

1 час

 «Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам.

1 час

 «Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей.

1 час

  Апрель

«Первоцветы»

Презентация «Первоцветы»

 

Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

1 час

 «Бабочка, давай дружить!»

Презентация «Бабочки»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых (бабочках), из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе.

1 час

 «В гостях у пасечника»

Строительство сот из палочек Кюизенера.

Опыт

Формировать представления детей о профессии пасечника, о том, как пчелы делают запасы меда на зиму, как устроен улей; познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами; развивать умение строить наглядно- схематическую модель процесса, закрепить умение использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств продукта; развивать исследовательскую деятельность детей; воспитывать бережное отношение к пчелам, интерес к профессии пчеловода.

1 час

 «Берёзы тоже плачут»

Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом России, уточнить представление детей об особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

1 час

 «Посадка бархатцев»

Опыт «Куда растут корни?»

Обобщить знания детей об условиях роста и развития растений; расширять знания о бархатцах; учить называть названия цветов (их части), функции насекомых ; познакомить с новыми названиями лесных цветов: ветреница, медуница; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения по уходу за растениями.

1 час

     Май

 «Муравьи -  санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям.

1 час

 «Земля – наша голубая планета»

Закреплять знания детей о материках Земного шара, их природе и обитателях; научить детей определять местоположение материков на глобусе; развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

1 час

Конкурс знатоков экологии»

Закрепить представление о живой и неживой природе, об экологии как науке, о связи живых существ с окружающем миром; развивать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; закрепить знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

1 час

Итого 37 часов

3.3 Традиционные праздники, развлечения

Итоговый компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Два раза в год (январь, май) проводятся праздники, включающие в себя игры и различные ситуации для закрепления правил поведения в природе.

3.4 Описание материально – технического обеспечения программы

  • Игрушки и игровое оборудование: домашние и дикие животные, макеты леса, реки;
  • Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением животных, растений, грибов, ягод, леса, природы. Картинки с ситуациями: «Как вести себя в лесу?», «Мы пришли на речку», «Пожар в лесу»;
  • Картины из серии «Домашние и дикие животные»;
  • Дидактические игры: «Времена года», «Мой малыш», лото – «Растения – Животные», «Чей хвост».

Список литературы

  1. Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
  3. Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
  5. Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
  6. Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
  7. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
  8. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.