Епархиальные чтения.
статья (подготовительная группа)

Либер Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Либер А.А.,

Петрова Е.А.,

музыкальные  руководители

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №33 «Радуга»

г.Губкин Белгородская обл.

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

                                                      «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

                                                        если на десять лет вперед – сажай лес,

                                                        если же на сто лет – воспитывай детей.»

                                                                                             Народная мудрость

В мире не существует ни одной культуры, не имеющей религиозных основ и духовных ценностей. Именно религия и вера в Бога дала людям  азы нравственности, основы морали, понимание о добре и зле. Религия сформировала нравственные шаблоны, фундамент семейных ценностей, была источником культуры, образования и просвещения. Религия была и есть именно тем идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

            Религия, образование и культура всегда были единым и нерушимым составляющим любого народа и государства. Именно с религией связаны исторические события мирового масштаба, которые влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами.

       «Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев) [1]

       Являясь автором фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы, русской культуры и православия, Лихачёву принадлежат сотни работ по широкому кругу теории и истории древнерусской литературы. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев по его собственным словам всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта.

       Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставляет задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры и связи с ней религиозных основ, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:

‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;

‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства с культурным потенциалом русского народа. Недаром принятие  христианства и культурное развитие страны - это неотъемлемые части одного целого.

          Русское культурное наследие всегда имело достойное место в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Созидателями будущей культуры нашей страны станут наши дети. Именно они являются продолжатели и носители того, что мы взрослые с ранних лет заложили фундаментом. Нравственность, духовность, семейные ценности должны являться главной основой жизни нашего подрастающего поколения. Поэтому так важно в раннем возрасте прививать детям понятия добра, любви, милосердия, патриотизма. Все те непреходящие ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей.

        Духовное воспитание детей в современном мире является непростой задачей. В современном обществе искажены понятия нравственных ценностей, жизненных приоритетов, любви, семейной целостности как ячейки общества. [2]  Разрушительная пропаганда средств массовой информации, навязывание и искажение культурных и нравственных идеалов разрушительным образом влияет на духовное и нравственное формирование маленьких граждан нашей страны. В наше непростое время становится очевидной необходимость духовного и культурного возражения нации через организацию учебно- воспитательного процесса и институт семьи.

            Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях является необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является внедрение  его содержания и основ в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

        Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Это благоприятная пора для  приобретения знаний об окружающем мире, образования  нравственных и духовных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности с устойчивыми нравственными идеалами.

          Духовно – нравственное воспитание дошкольников осуществляем через знакомство с православной культурой с помощью различных методов, приемов и средств.

      Особое место необходимо отводить чтению Детской Библии, духовной художественной литературе.  Дети с большим удовольствием слушают главы из Библии, рассказы, притчи. Здесь они могут услышать удивительные истории о сотворении мира, о добре и зле.  Важно доступным  для детей языком  довести  до сознания детей прочитанную литературу, проанализировать её,  раскрыть тему беседы, углубить, связать с жизнью.

 Для ознакомления дошкольников с православной культурой  в  игровой форме необходимо  создание картотек, словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок, дидактических игр: «Узнай и назови икону»«Раскрась Пасхальное яичко»«Укрась ёлку к Рождеству»«Назови праздники»«Мой ангел»«Собери храм». 

Детям присуща удивительная особенность запоминать самые яркие мгновения своей жизни. Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают всеми любимые православные праздники.  Они являются   источником не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, неиссякаемой любви Бога к людям, бесконечной радости.

Каждый православный праздник имеет свою традицию, обряды, своё время года, свою музыку. Уже в раннем возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.  Во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу, объяснять детям значение обрядов, что означают те или иные обычаи, слова, связанные с данным праздником. Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования. Дети с неподдельным интересом слушают рассказ о  том, почему на Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы  украшать храмы и дома зелеными ветвями и цветами, что весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой и благодатью сошедшего на них Святого Духа. На Рождество детям очень интересно и увлекательно делать ангелов и украшать со взрослыми рождественскую елку.                                              

Огромную ведущую роль в православном становлении детей отведена родителям. В дошкольных учреждениях необходимо создать условия для реализации духовного развития детей совместно с их родителями. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, в совместное духовно-нравственное воспитание детей как в дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это может включать в себя проведений родительских собраний в нетрадиционной форме, беседы священнослужителей с родителями, введение экскурсий в православный храм, где ребёнок вместе с родителем может полюбоваться красотой и архитектурой храма, послушать церковное пение, поставить свечку. Совместное времяпрепровождение благотворно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей. Духовные и нравственные качества, приобретаемые детьми в раннем возрасте, остаются с ними на всю жизнь.

Основы духовно – нравственного воспитания ребёнка в большей мере закладываются в семье.  Родители являются первоисточником формирования личности и именно они определяют поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей должно объединять стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие, и только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

 В заключение хочется обратиться к словам   православного педагога- писателя С.С. Куломзиной: «Мы должны понять, что никакой стройной системы нельзя сразу вложить в головы маленьких детей. Главная задача педагога – всё время поддерживать в сознании детей целостную картину мира и любую новую информацию крепко связывать со всем комплексом предшествующих детских знаний.»[3] Это верный залог будущего системного мышления, которое реально можно развить в детях в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»: АСТ, 2018, - 192с.
  2. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010, 234с.
  3. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 2010, 138с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в епархиальном учебно-практическом семинаре для преподавателей воскресных школ

В межаттестационный период  (дата аттестации: 28.12.2010 г.) участвовала, как преподаватель воскресной школы в учебно-практическом семинаре, была руководителем первой секции для преподавателей мл...

О работе секции по дошкольному образованию епархиального этапа xxv международных рождественских образовательных чтений

В рамках заседания секции педагоги - дошкольники из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Городецкой епархии обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания....

Заметка о епархиальной педагогической конференции

В заметке говорится о  педагогической конференции, проводимой ежегодно в рамках рождественских образовательных чтений в Нижнем Новгороде. Тема конференции "1917-2017: уроки столетия. Православное...

Епархиальные Рождественские образовательные Чтения

Епархиальные Рождественские образовательные Чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность», 2015 год...

VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание

Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: ·        Способствовать формированию национал...

Х-е Международные Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Данилова Н.И.,учитель-логопед,Николаиди В.О.,педагог-психологМАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»г. Губкин Белгородская областьРОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУ...

Х1 Епархиальные чтения

В рамках образовательного направления Епархиальных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в нашем городе в Спасо-Преображенском кафе...