"Клумба цветов".
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель НОД: развитие коммуникативных умений детей в процессе их взаимодействия. Задачи НОД помогли решить такие методы и приёмы, как разнообразные упражнения: дыхательные, ритмические, ритуальные приветствия, этюды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klumba_tsvetov.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  по формированию коммуникативных навыков у детей старшей и подготовительной группы, основанная на игровой деятельности.

«Волшебный мир цветов».

Материал предназначен воспитателям, но также будет полезен родителям.

Цель:                                                                                                             Развитие коммуникативных умений детей в процессе их взаимодействия.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи.                                                                                                                  

«Познавательное развитие»:                                                                                        - развивать моторные функции, произвольное поведение, воображение, вербальное мышление.

«Речевое развитие»:                                                                                                   - активизировать словарь по теме;                                                                           - продолжать развивать умение составлять сложноподчинённые предложения;                                                                                                               - развитие звуковой культуры речи; - развивать умение чётко произносить слова.

«Физическое развитие»:                                                                                          - развивать координацию  движений согласовываясь с текстом физминутки и упражнений.

«Художественно – эстетическое развитие»:                                                              - вызвать эмоциональный отклик на прослушивание аудиозаписи;                          - создать коллективную работу «Цветущая поляна»;                                                 - развитие театрализованных навыков.

«Социально – коммуникативное развитие»:                                                        - развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы.

Практические: упражнения: дыхательное, ритмическое, фонопедическое, ритуал приветствия и прощания, подвижная игра, физминутка,  этюд, коллективная работа.

Наглядные: рассматривание картинок, вазы с цветком.

Словесные: речь с движением, повторы текста, коммуникативная игра, речевая игра, словесное упражнение, речёвка.

Материал: ваза с цветком, картинки с изображением цветов (разное количество), большой зелёный лист бумаги, разноцветные трафареты цветов из бумаги, смятой в комочки, клей-карандаш,  роза, аудиозапись «Волшебный лес».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность.

Формы организации совместной деятельности.

Двигательная.

Подвижная игра, физминутка, этюд, ритмическое упражнение.

Коммуникативная.

Словесная игра, коммуникативная игра, словесное упражнение, речёвка.

Игровая.

Театрализованная игра (мимика, движение, жесты).

Изобразительная.

Аппликация.

Музыкальная.

Слушание  аудиозаписи.

                          Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Ожидаемые результаты.

1.

Ритуал приветствия «Цветочная клумба». Предлагает поиграть: «Представьте себе цветочную клумбу, на которой растёт много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковёр. Утром все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему. Лёгкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Предлагает изобразить такую клумбу.

Внимательно слушают и, повторяя движения, изображают клумбу.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

Реализована самостоятельная творческая деятельность.

2.

Основная часть.                       Речь с движением. Физминутка «Польём цветы».

Ветер с травкою  играет,

стебельки её качает.    

    Мы в траве  нашли цветок – синенький бутончик,

раскрывает лепестки нежный колокольчик.    

     Лепестки он к солнцу тянет,  

                                           без  воды он быстро вянет.

       Мы польём его сейчас,  

       пусть он радует всех нас!

Делают круговые движения руками.

Плавные движения кистями рук.   Присели на корточки, складывают ладони лодочкой. Постепенно раскрывают пальчики. Встают.

Поднимают руки над головой. Опускают голову, плечи, руки  вниз. Быстро разжимают и сжимают кулачки. Хлопают в ладоши.

Обеспечена потребность в движении.

3.

Упражнение «Цветы».

Сначала цветы испугались,   очень заволновались,            потом они удивились,                   и с нами цветы  подружились.  Нам они улыбались                        и весело с нами  смеялись.

Передают мимикой эмоции, о которых рассказывает воспитатель в стихотворении.

Развитие театрализованных способностей.

4.

Дыхательное упражнение  «Приятный аромат».        Ставит на стол вазу с цветами.

По очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразы: «Очень приятный запах», «Очень приятный аромат» и т.д.

Развитие органа обоняния.

Расширение  словарного запаса.

5.

Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили».

Дили – дили, дили – дили! Колокольчики будили

Всех жуков,

Пауков

И весёлых мотыльков.

Дили – дили, дили – дили! Колокольчики будили             всех зайчат,

     всех ежат,

всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся.

Дили – дили, дили – дили!

Встали все, кого будили!

Произносят «Динь – динь» на разной высоте в высоком регистре.  Произносят «Ж-ж-ж» на продолжительном выдохе.    Произносят «Х-х-х» на коротком,

энергичном  выдохе.  Произносят «У-у-у», постепенно увеличивая высоту голоса.       Повторяют  первое движение.  Произносят «Бл-л-л» в высоком регистре на длительном выдохе. Произносят «Ф-ф-ф» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой. Произносят «Р-р-р». Произносят «Чик-чирик» в разных регистрах.  Произносят «Кар! кар!  кар!» очень громко.     Произносят «Динь – динь» на разной высоте.           Кричат «Ура!» и поднимают руки.

Реализована потребность в  речевом общении.

Развитие речевого дыхания.

6.

Ритмическое  упражнение «Цветы».

Вот вам одуванчик –          жёлтый сарафанчик.                     Вот вам и ромашка,                        а на ней букашка.      Колокольчик голубой     подарили  нам с тобой.         Целый день, целый день         очень  пахнет сирень.                 Ты не рви цветочек,                     пусть живёт дружочек!

Сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук Буратино.

Чередовать с ходьбой на месте.

Реализована потребность в движении.

7.

Речевая игра «Кузовок».

Ведущий стоит в центре круга и держит в руках воображаемый кузовок, читает текст:              «Ты игрок, и я игрок.      Поиграем в кузовок.                     Ты запомни, мой дружок,         что мы сложим в кузовок.

Идёт по кругу. Подходит к каждому игроку с «кузовком».

Ведущий в любой момент может остановить игру и сказать:    «Повтори за мной, дружок, что сложили в кузовок».

Стоят или сидят в кругу.

Игрок кладёт в «кузовок» воображаемый цветок со словами: «Одуванчик в кузовок». «Колокольчик в кузовок». «Тюльпан в кузовок» и т.д.

Повторяют слова по порядку.

Развитие театрализованных

способностей.

8.

Упражнение «Есть – нет». Предлагает сказать первому игроку, что есть у него на картинке.

Примерные ответы:  «У меня есть два колокольчика».  «А у меня нет двух колокольчиков, но есть пять ромашек» и т д по кругу.

Сформировано умение в составлении предложений.

9.

Коллективная работа «Цветущая  поляна».       Раздаёт детям разноцветные трафареты цветов  из бумаги, смятой в комочки.

Разглаживают трафареты и приклеивают на большой зелёный лист бумаги  - поляну.

Реализована  

Возможность работать в коллективе.

10.

Коммуникативная игра «Добрые слова».

Стоит в центре круга с розой в руке. Читает:                                          В круг ребята  встали,                 розу  увидали.                      Цветок надо передать,          добрые слова сказать.

Передаёт ребёнку розу и говорит ему комплимент.   Игра продолжается, пока каждый не побывает в роли водящего.

Встают в круг. Вместе с воспитателем произносят слова.

Берёт розу и становится водящим. Говорит   « добрые слова»  и передаёт розу  другому участнику.

Мотивация на коммуникативную деятельность.

11.

Подвижная игра «Одуванчик». Предлагает  слушать слова и выполнять определённые действия.

Бутон –

Бутон  раскрывается –

Одуванчик расцвёл –

Одуванчик побелел –

Подул ветер -

Слушают слова.

Встают в тесный круг, берутся за руки.

Держась за руки, небольшими шагами отступают назад.

Держась за руки, образуют широкий круг.

Поднимают руки вверх.

Разъединяют руки, разбегаются по комнате.

Развитие двигательных навыков.

12.

Этюд «Распускающийся бутон» (немое кино).

Предлагает  «превратиться» в маленькое сморщенное семечко. Говорит, что будет садовником. Он бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает ( гладит ребёнка по голове и телу). С тёплым весенним солнышком семечко медленно начинает расти.                            У него раскрываются листочки.

Растёт стебелёк.

Появляются веточки с бутонами.

Наступает  радостный момент, и бутоны лопаются…

И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

Сжимаются в комочек на полу, прячут голову, закрывают её руками.

Поднимаются.  Свешивают руки с головы и тянут их вверх.

Вытягиваются.

Разводят руки в стороны, пальцы сжаты.

Резко разжимают кулаки.

Разбиваются на группы по 5 человек,  садятся на пол и берутся за руки, не отпуская рук, встают на ноги, отклоняются назад, держа друг друга за руки.

Развитие  театрализованных навыков.

Сформировано чувство радости.

13.

Релаксация «Замечательные цветы».

Рассказывает, что недалеко от большого города есть лес, а в лесу – поляна.                 Предлагает закрыть глаза и представить, что находимся на лесной поляне. Включает аудиозапись «Волшебный лес».

Чудесное летнее утро, ласково пригревает солнышко, на поляну прилетели бабочки, в траве запели свои звонкие песенки кузнечики.

Цветы на этой поляне самые разные, и они умеют разговаривать.

Предлагает «превратиться в весёлую семейку одуванчиков, которые за ночь выросли на нашей поляне.

«Смотрите, смотрите, какие красивые цветы выросли на поляне! - зазвенели колокольчики.

«Они похожи на солнышко!» - заметили маки.

«Они украсили нашу поляну!» - улыбнулись ромашки.  Услышав голоса цветов,

прилетели птицы, которые стали щебетать: «Какие замечательные цветы, они принесли радость на нашу поляну!».  Одуванчикам было очень приятно слышать такие слова. Они почувствовали доброту цветов и птиц и улыбнулись.                Аудиозапись  выключается. Предлагает открыть глаза, вновь превратиться в мальчиков и девочек.

Закрывают глаза.

Превращаются в  весёлую семейку одуванчиков.

Слушают с закрытыми глазами.

Открывают глаза, смотрят друг на друга, улыбаются.

Сформировано чувство  расслабленности.

14.

Ритуал прощания «Дружные ребята».

Приглашает всех в круг. Вместе произносят речёвку:                  «Все мы дружные ребята,          мы ребята – дошколята.  Никого не обижаем.                               Как заботиться мы знаем.   Никого в беде не бросим,           не отнимем, а попросим.         Пусть всем будет хорошо,    будет радостно, светло!

Берутся за руки и вместе с воспитателем произнося т речёвку.

Получают положительные эмоции.