Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения
методическая разработка

Овчинникова Т. В.

Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения

 

Современное становление активного обучения было обусловлено стихийным

развитием игротехнического движения, возникшего после зарождения деловых игр.

Первая деловая игра была разработана и проведен М.М. Бирпггейн в СССР в 1932

году. Метод сразу был признан и получил бурное развитие. Однако, вскоре (1938 г.)

деловые игры в СССР были запрещены. Их возрождение произошло только в 60-х

гг. XX века.

Большую роль в распространении данного метода сыграли пропаганда, а также

личное участие в создании и развитии игротехнического движения. Минимальный

подъем популярности активное обучение получило в 80-х XX века [Балаев, 1986, с.

30 – 35].

Наиболее распространенным является следующее определение: «Активные

методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической

деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только

преподаватель, но и обучающиеся» [Смолкин, 1991, с. 56].

Активные методы обучения подразумевают под собой использование системы

методов, направленной не на изложение педагогом готовых знаний, а на

самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной

познавательной деятельности. Цель активных методов – участие в закреплении

знаний, умений, навыков всех психических процессов (речи, памяти, воображения и

т.д.). Активизация обучения может идти через совершенствование форм и методов

обучения, совершенствование организации и управления учебным процессом.

Активные методы обучения – это обучение деятельностью. Согласно Л.С.

Выготскому, обучение способствует развитию, так как личность развивается именно

в процессе деятельности. Через активную деятельность учащиеся развивают свои

творческие способности. Основу активных методов составляет диалогическое

общение, как между преподавателем и учащимися, так и между самими

обучающимися. В процессе диалога появляется умение разрешать проблемы в

коллективе, развиваются коммуникативные способности.

Активные методы обучения направлены на повышение заинтересованности

обучающихся самостоятельной познавательной деятельностью, способствующей

развитию личностного интереса к решению различных познавательных задач, а

также применению учащимися полученных знаний.

Активные методы обучения способствуют решению сразу трех учебно-

организационных задач:

1) подчинить процесс обучения контролирующему воздействию

преподавателя;

2) обеспечить в учебной работе активное участие подготовленных и

неподготовленных учащихся;

3) обеспечить постоянный контроль за процессом усвоения учебного материала

[Кавтарадзе, 1998, с. 96].

Согласно классификации методов активного обучения (Л.М. Смолкин),

выделяют имитационные (формы проведения занятий, в которых учебно-

познавательная деятельность построена на подражании профессиональной

деятельности) и неимитационные методы активного обучения (все остальные

способы активизации познавательной деятельности на занятиях).

Имитационные методы разделяются на игровые и неигровые. К игровым

относятся, например, деловые игры, игровое проектирование и т.п., а к неигровым –

анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [Смолкин,

1991, с. 78].

Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:

Методы активного обучения могут быть применены на различных этапах

учебного процесса:

I этап – первичное освоение знаний (проблемная лекция, учебная дискуссия,

эвристическая беседа и т.д.);

II этап – закрепление или контроль знаний (тестирование, коллективная

мыслительная деятельность и т.д.);

III этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний

и развитие творческих способностей (моделированное обучение, игровые и

неигровые методы) [Балаев, 1986, с. 88].

Стоит отметить, что почти все активные методы обучения имеют

многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор

конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач:

при закреплении новых знаний, в ходе совершенствования уже полученных

профессиональных умений и на этапе активизации обмена знаниями и опыта.

Развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением

поставлены задачи, направленные не только на усвоение учащимися знаний и

формирование профессиональных умений и навыков, но и на развитие творческих и

коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к

возникающей проблеме.

В своей практике мы часто применяем различные методы активного обучения,

например, игры, конференции, круглые столы, диспуты и экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия

      Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...

Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

формы и методы обучения детей дошкольного возраста

методика воспитиания и образования...

Совершенствование форм и методов работы с родителями

Представлен опыт работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...

Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различ...