Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения
методическая разработка
Активизация обучения как совершенствование форм и методов обучения
Современное становление активного обучения было обусловлено стихийным
развитием игротехнического движения, возникшего после зарождения деловых игр.
Первая деловая игра была разработана и проведен М.М. Бирпггейн в СССР в 1932
году. Метод сразу был признан и получил бурное развитие. Однако, вскоре (1938 г.)
деловые игры в СССР были запрещены. Их возрождение произошло только в 60-х
гг. XX века.
Большую роль в распространении данного метода сыграли пропаганда, а также
личное участие в создании и развитии игротехнического движения. Минимальный
подъем популярности активное обучение получило в 80-х XX века [Балаев, 1986, с.
30 – 35].
Наиболее распространенным является следующее определение: «Активные
методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только
преподаватель, но и обучающиеся» [Смолкин, 1991, с. 56].
Активные методы обучения подразумевают под собой использование системы
методов, направленной не на изложение педагогом готовых знаний, а на
самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной
познавательной деятельности. Цель активных методов – участие в закреплении
знаний, умений, навыков всех психических процессов (речи, памяти, воображения и
т.д.). Активизация обучения может идти через совершенствование форм и методов
обучения, совершенствование организации и управления учебным процессом.
Активные методы обучения – это обучение деятельностью. Согласно Л.С.
Выготскому, обучение способствует развитию, так как личность развивается именно
в процессе деятельности. Через активную деятельность учащиеся развивают свои
творческие способности. Основу активных методов составляет диалогическое
общение, как между преподавателем и учащимися, так и между самими
обучающимися. В процессе диалога появляется умение разрешать проблемы в
коллективе, развиваются коммуникативные способности.
Активные методы обучения направлены на повышение заинтересованности
обучающихся самостоятельной познавательной деятельностью, способствующей
развитию личностного интереса к решению различных познавательных задач, а
также применению учащимися полученных знаний.
Активные методы обучения способствуют решению сразу трех учебно-
организационных задач:
1) подчинить процесс обучения контролирующему воздействию
преподавателя;
2) обеспечить в учебной работе активное участие подготовленных и
неподготовленных учащихся;
3) обеспечить постоянный контроль за процессом усвоения учебного материала
[Кавтарадзе, 1998, с. 96].
Согласно классификации методов активного обучения (Л.М. Смолкин),
выделяют имитационные (формы проведения занятий, в которых учебно-
познавательная деятельность построена на подражании профессиональной
деятельности) и неимитационные методы активного обучения (все остальные
способы активизации познавательной деятельности на занятиях).
Имитационные методы разделяются на игровые и неигровые. К игровым
относятся, например, деловые игры, игровое проектирование и т.п., а к неигровым –
анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [Смолкин,
1991, с. 78].
Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:
Методы активного обучения могут быть применены на различных этапах
учебного процесса:
I этап – первичное освоение знаний (проблемная лекция, учебная дискуссия,
эвристическая беседа и т.д.);
II этап – закрепление или контроль знаний (тестирование, коллективная
мыслительная деятельность и т.д.);
III этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний
и развитие творческих способностей (моделированное обучение, игровые и
неигровые методы) [Балаев, 1986, с. 88].
Стоит отметить, что почти все активные методы обучения имеют
многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор
конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач:
при закреплении новых знаний, в ходе совершенствования уже полученных
профессиональных умений и на этапе активизации обмена знаниями и опыта.
Развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением
поставлены задачи, направленные не только на усвоение учащимися знаний и
формирование профессиональных умений и навыков, но и на развитие творческих и
коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к
возникающей проблеме.
В своей практике мы часто применяем различные методы активного обучения,
например, игры, конференции, круглые столы, диспуты и экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...
Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...
формы и методы обучения детей дошкольного возраста
методика воспитиания и образования...
Совершенствование форм и методов работы с родителями
Представлен опыт работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста
Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...
Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различ...