Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
проект (младшая группа)

Бороденко Милена Викторовна
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
«Уроки доброты»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор: Бороденко Милена Викторовна 
 
 
Паспорт педагогического проекта «Уроки доброты»
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
 
1. Наименование проекта - «Уроки доброты»
2. Основные разработчики педагогического проекта- Педагог- Бороденко Милена Викторовна 
3. Основная цель -Духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с  художественной культурой.                                                                                                                                                                                                                                                     
4. Основные задачи
Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».
Развивать и обогащать словарь детей.
Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
5.Срок реализации
Проект рассчитан на учебный год.( Февраль  2022- по Февраль 2023 уч.год)
6. Структура педагогического проекта
паспорт;
пояснительная записка;
цель, задачи;
содержание проекта;
актуальность темы;
тип проекта;
методы
участники проекта
перспективный план;
работа с родителями;
литература.
7. Ожидаемые результаты Программы
Применение педагогического проекта   в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.
Пояснительная записка.
 Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагогический проект составлен для детей 2 младшей группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.
Педагогический проект «Уроки доброты» строится на принципах:
- принцип культуросообразности  (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15 минут. Количество занятий в год – 10.
  Проект составлен с учётом реализации меж предметных связей по разделам:
изодеятельность
художественная литература;
ручной труд
Цель: духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Задачи:
1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
2.Развивать и обогащать словарь детей.
3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
5.Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
6.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
7.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. 
Содержание педагогического проекта.
 
Содержание проекта включает два раздела:
1.разделы
2.задачи
Изобразительное искусство
1. Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.
2. Помочь детям почувствовать и понять образы героев.
3. Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.
 
Художественная литература
1. Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.
2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
 - Долгосрочный
- Групповой.
Методы.
          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
 Дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
 пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
оформление книжек – малышек родителями;
изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
 Сказки — это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный- ФЕВРАЛЬ-2022 года.
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной- март года- май 2022 год
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый- Февраль 2022 года. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективный план
Тематический годовой план занятий.
 
  Тема занятия Содержание Работа с родителями 
Февраль
  «Маша и медведь» Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Раскрашивание раскраски
Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»
Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»
 
«Половичку курочка веничком метет» Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»
 
«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая» Знакомство детей с масленицей.
Март
  «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама» Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
«Приди, весна, с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»
 
«Петушок- золотой гребешок» Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.
«Заюшкина избушка» Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»
Апрель «Трень-брень, гусельки» Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Конкурс « Пасхальное яичко».
«Светлое Христово воскресенье» Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»
«Петушок золотой гребешок» Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» Народный календарь «История праздника Пасхи».
«Курочка ряба» Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»
Май
  «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко. Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
«Сорока – белобока кашу варила» Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «
 
«Кто в тереме живет?» Знакомство  со сказкой  «Теремок»
Продуктивная деятельность по сказке «Теремок» Сочинение сказок родителями
Прощание с «избой» Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. Презентация проекта  «Уроки доброты»
 
Литература:
1. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.
4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»       Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...