Развитие речевого этикета посредством изучения русских народных сказок
статья (подготовительная группа)

JuliaPush13

В данном материале описывается, как именно речевой этикет можно связать с русскими народными сказами, и какие игры - упражнения могут подойти для развития данной сферы у дошкольников старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование речевого этикета детей старшего дошкольного возраста посредством русско-народных сказок»

Цель: совершенствование речевого этикета посредством изучения русско-народных сказок.

Задачи:

-развивающие: развивать устную речь воспитанников, культуру общения. Упражнять в употреблении вежливых слов, умении правильно поступать в различных ситуациях

- образовательные: знакомить с понятием «вежливость», показать, в чём проявляется вежливость, расширять знания о культуре поведения, вводить вежливые слова в активный словарь детей.

-воспитательные: формировать у детей представление о вежливом обращении к взрослым и детям. Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Актуальность данный темы связана с тем, что в наши дни незаслуженно стали забывать наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы подрастающего поколения.  В связи с этим, отказ от данного способа детей представляется упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Огромную роль в формировании речевого этикета призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русско-народных сказках.

Речевой этикет берет своё начало глубоко из древности. Именно в те далёкие времена почиталось уважительное общение со взрослыми. Как взрослому человеку донести до своего чада правила речевого этикета? Чтобы он понял и регулярно употреблял их? Как заинтересовать?  В далекие времена у людей не было гаджетов, и способов передачи информации через мессенджеры. Единственный мессенджер – почтовый голубь, посыльный, почтальон. В некоторых домах и книг толком не было. Нужно действовать по ситуации – придумали писать сказки. Каждый добавлял что-то своё, какой аспект в жизни важен именно ему. Так и начали появляться сказки, в которых нравственная составляющая – одна из самых важных.

Именно через них люди стали интересно и ёмко доносить до своих детей моральные устои, уважительное общение со взрослыми.

Важно с раннего возраста доносить до детей определенные правила и каноны общения сначала с семьей, позже с друзьями и людьми старше их по возрасту. Уважение к старшим - неотъемлемая часть социализации ребенка в обществе. Именно взрослый на своём опыте расскажет и подскажет как лучше и правильнее делать, дабы их чадо не допустило тех ошибок, которые прошли взрослые. И так из поколения в поколение. Каждый пытается донести до ребенка как лучше, но пока ребенок сам не пройдёт определенные этапы взросления, он не поймёт, насколько же родители были правы.

Так и случилось в сказке «Гуси-лебеди». Девочка ослушалась родителей и с братом Иванушкой случилась беда. Для того, чтобы помочь брату, Алёнушка обращалась к Печке, Яблоне, Речке. Каждая просила съесть определенные кушанья, но Алёнушка отказывалась. Это говорит о том, чтобы о чём просить, сначала помоги сам. То есть дело за дело. Просили героини вежливо, ласково, проявляли свою доброту, но Алёнушка твёрдо и грубо им отказывала. Не думаю, что мать с отцом учили её именно этому. Но по прошествии времени Алёнушка вспомнила, что на добро нужно отвечать добром.

- Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Создавая сказку, люди показывают общения, характер, быт животных между собой тем самым раскрывая и человеческие качества в том числе: волк – злой, заяц – трус, лиса-хитрая, медведь – свирепый и тд. Думаю, очеловечивание животных неспроста. Во-первых, сделано это для того, чтобы дети реже ходили в лес, ведь если там злой волк, хитрая лиса и свирепый медведь, то ходить туда опасно. Во-вторых, родители посредство сказок, главными героями в которых становятся животные, показывают  многогранность человеческой личности, поведения, характера.

На основе вышесказанного, для закрепления речевого этикета, могу предложить Вам игры на основе русско-народных сказок.

Игра «Скажи наоборот»

Игра со словами антонимами. Обогащение словарного запаса. Видение альтернативного поведения.

Приготовьте фишки или фанты (камешки, фасоль, мелкие кубики) За правильный ответ игрок получает фант. Кто больше собрал, тот и выиграл.

Доброе утро— Спокойной ночи.                                        Веселиться---грустить.

Аккуратный----неряшливый.                                              Любить---ненавидеть.

Здравствуй---До свидания.                                                  Смеяться---- плакать.

Щедрый---жадный.                                                               Верный--- предатель.

Привет – прощай.                                                                  Говорить---молчать.

Дружить---враждовать.                                                        Добрый--- злой.

Здоровый--- больной.                                                           Свет---- тьма.

Разрешать—запрещать.                                                        Доброта—жестокость.

Радость--- горе.                                                                      Улыбаться--- хмуриться.

День—ночь.                                                                           Давать--- отбирать.

Горький--- сладкий.                                                              Миролюбивый--воинственный.

Кричать--- молчать.                                                               Чистый--- грязный.

Игра «Отказ»

Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.

Ход игры

Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.

Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.

Игра «Испорченный телефон»

Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.

Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.

Игра – упражнение «Пожалуйста»

Цель: Игра – упражнение вырабатывает навык употребления “волшебных“ слов.

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово “пожалуйста“. Кто ошибается – выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком...

Перспективный план для старшей группы:"Изучение русских народных сказок"

Приложение к образовательному проекту "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"...

« Развитие связной речи посредством театрализации русских народных сказок»

           « Развитие связной речи посредством театрализации...

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством изучения русских народных сказок»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества....

Примерный план изучения русских народных сказок во второй младшей группе.

Сказка «Репка»Сентябрь Знакомство с видом искусства театр.  Чтение сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций сказки. Октябрь Пересказ сказки. Знакомство де...