ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Бурнашева Ольга Анатольевна

 Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств. За последние несколько десятилетий практика посещения музея дошкольниками постоянно развивались во всем мире. Образовательный потенциал музея указывает на важность посещения музея, как средства развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Бурнашева Ольга Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»

Старооскольского городского округа

Дошкольное образование - это опыт, который ребенок проходит в первые годы своего развития. Это программа для детей раннего возраста, проводимая профессионально подготовленными взрослыми, в которой обучение сочетается с игрой. Важность дошкольного образования заключается в том, что оно помогает эмоциональному, социальному и личностному росту и развитию ребенка. Дошкольное образование - это первый опыт ребенка в структурированной среде, чтобы понять важность обмена и изучения нового, что способствует личностному росту.

Музеи имеют множество художественных, культурных, исторических, традиционных и объектов, представляющих научный интерес. Это отличный источник знаний. Музей не только дает знания, но и знакомит детей с историей, культурой, цивилизацией, религией, искусством, архитектурой.  Благодаря всему этому дети узнают, как жили люди в древние времена, что они использовали и чем занимались. Поэтому музеи также называют хранилищем истории [3].

Раннее детство - это период быстрого когнитивного развития, который закладывает основу для интеллекта и способностей к обучению, способствующих благополучию на протяжении всей жизни, и стимулирующая среда имеет решающее значение для развития у детей этих когнитивных способностей [3].

Стратегии привлечения ресурсов и содействия когнитивному развитию детей стали центральной темой для педагогов, ученых, родителей и политиков. Стимулирующая среда, в которой дети развивают когнитивные способности, выходит за рамки семьи и дошкольного учреждения. Среди различных внешних факторов, которые могут повлиять на развитие детей дошкольного возраста, неформальные факторы вне семьи и дошкольного учреждения были недостаточно изучены в нашей стране, но в последние годы начали привлекать все больше внимания. Музей, как одно из неформальных учебных заведений, представляет собой потенциально полезную среду обучения, которая предоставляет практические занятия и интерактивные возможности для обучения, способствующие развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Поскольку дети являются основной аудиторией многих музеев, музеи могут служить образовательными местами, способствующими обучению на основе опыта. Исследования показали, что музеи способствуют тому, чтобы дети эффективно могли изучать  физику, биологию, историю, искусство и математику посредством своих творческих действий.

 Многие исследователи считают, что посещение детьми музеев, взаимодействие с экспонатами и участие в программах, предлагаемых музеями, могут улучшить знания и навыки обучения детей, что способствует развитию познавательной деятельности детей в удобной для них форме. Теоретически, музей может дополнить потребности в обучении и развитии детей всех возрастов, в том числе дошкольных. Существует эмпирическая связь между музеями и процессами обучения детей дошкольного возраста [1].

В России образованию в детей дошкольного возраста уделяется больше внимания, с акцентом на доступность и качество детских садов. За последние десятилетия многие исследования показали, что программы формального дошкольного образования положительно влияют на готовность детей к школе и долгосрочные результаты обучения. Однако когнитивное развитие детей происходит не только в условиях дошкольного учреждения. Неформальные учебные заведения, такие как музеи, также могут способствовать развитию детей в раннем возрасте.

Развитие познавательной деятельности дошкольников в музеях может обеспечить непосредственный опыт обучения и стимулировать ценные образовательные процессы для улучшения результатов обучения детей.

Экскурсия в музей - это ориентированная на ребенка образовательная модель, характеризующаяся практической работой и интерактивным исследованием.

Одна из самых острых проблем в образовании заключается в том, что современным детям не хватает интереса к учебе. Дети привыкли к постоянным стимулам со стороны приложений для смартфонов и платформ потокового вещания. Они не хотят концентрироваться на занятиях. Они не хотят узнавать что-то новое. Хотя многие музеи довольно успешно используют тактику цифрового взаимодействия, есть смысл оторвать детей от экранов и показать им красоту реального мира. Экскурсия детей в музеи дает им возможность увидеть что-то новое, что пробудит их любопытство. Они увидят, что мир полон увлекательных вещей, которые нужно изучать, и этот новый опыт побудит их учиться усерднее [2].

Большинство музеев побуждают детей сравнивать и сопоставлять окружающие их виды и звуки. Например, художественный музей поможет развить их критические способности в отношении художественных стилей, техник и предметов. Взрослые могут помочь в этом процессе, участвуя в беседах с детьми об экспонатах.

Посещение музея - прекрасная возможность для детей задать вопросы о новых предметах и удовлетворить свое врожденное любопытство. Действительно, поиск ответов на вопросы - отличный способ для детей научиться задавать вопросы [1].

В большинстве музеев есть экспонаты, разработанные специально для детей, поощряющие интерактивность и творческие занятия для детей. Художественные галереи, например, представляют собой прекрасную возможность для молодых людей попробовать свои силы в рисовании. Ознакомьтесь со списком мероприятий музея перед посещением, чтобы вы могли максимально использовать любой предлагаемый учебный опыт.

Посещение музеев способствует активному обучению. Активное обучение - это учебная стратегия, в которой дети играют динамичную роль, участвуют и размышляют о своем собственном обучении. Например, в художественных музеях посетители активно учатся, когда они делают такие вещи, как: формулируют свои собственные вопросы о произведениях искусства, размышляют о своих собственных идеях и впечатлениях, выносят собственные проницательные суждения, создают собственные интерпретации и ищут собственные личные связи. Исследования показывают, что активное обучение имеет важное значение: дети усваивают глубже и дольше сохраняют знания, когда у них есть возможность напрямую взаимодействовать с имеющейся информацией и опытом.

Таким образом, по мере того, как музеи расширяют свои миссии и ищут новые целевые группы, обучение становится новой и центральной задачей для дошкольных учреждений в целом. Музеи сегодня все чаще рассматриваются в качестве механизмов осуществления активного обучения.

 

Литература

1. Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9.

2. Каратаева Н.А. Особенности представлений современных дошкольников о музее // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. - №2. – С.109.

3. Халикова К.К. Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. – 2017. - №3. – С.137.

4. Языкина, Е. А. Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника / Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 323.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"

Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...

МИНИ – МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мини – музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей....

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...

Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра - как средство развития  познавательной деятельности дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельно...

Статья. Экскурсия в музей, как средство развития познавательной деятельности.

В данной статье представлен опыт работы по организации и проведению экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста....

Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.

В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...