План по самообразованию: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Жданова Анна Геннадьевна

План по самообразованию. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя Ждановой А.Г. за 2020-2022гг.

Тема:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;
  5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Формы работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Однако, развитие мелкой моторики имеет не только прикладное значение. В методической литературе установлена прямая связь между работой руки и развитием речи ребенка. Но и это не все.  Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека" (И. Кант). « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский). «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори). Мелкая моторика является ключиком к развитию мозга в целом, включая сюда речь, внимание, мышление, память, воображение, развитие межполушарных связей, координацию движений. Кроме того, она запускает процесс психоэмоциональной саморегуляции ребенка.

Пальчиковые игры – один из видов игровой деятельности, являющейся основной формой работы с детьми в доу. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Они развиваются, играя в свое удовольствие.

Список методической литературы и разрозненных игр и пособий по данной теме обширен. Главная задача состоит в изучении, отборе и формировании собственной системы классификации материала. Я выделила для себя следующие направления:

  1. Игры с предметами. Включает в себя три вида деятельности:

- Самостоятельная деятельность детей с играми на развитие мелкой моторики (бусины, шнуровки, мозаика, пазлы, лего, чудесный мешочек)

- Совместная художественная деятельность (лепка из пластилина и теста, конструирование из бумаги, нетрадиционные техники рисования, рисование по трафаретам, различные виды аппликаций)

- Пальчиковые игры с предметами (картотека пальчиковых игр с предметами со стихотворным сопровождением)

2. Массаж и самомассаж рук. Включает в себя три картотеки:

-Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением

-Комплекс упражнений на самомассаж рук с использованием предметов

-Комплекс упражнений с изо материалами

        

         З. Пальчиковые игры по лексическим темам. Включает в себя обширную картотек игр преимущественно со стихотворным сопровождением по всем темам программы ДО (осень, зима, весна лето, детский сад, дом, мебель, одежда-обувь, животные Севера и Юга, домашние животные, дикие животные и пр.)

        

4. Игры-манипуляции на развитие воображения. Включает в себя:

- картотеку пальчиковых игр со стихотворным сопровождением

- Комплекс схем для создания фигур теневого театра

- Наборы игрушек и приспособлений для создания пальчикового театра

5.Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Состоит из

музыкальной картотеки пальчиковых игр.

          6.Кинезиологические игры. Данный  раздел находится в стадии сбора  и изyчения материала. Включает в себя:

- Картотекy yпражнений на развитие межполyшарных связей

- Картотекy кинезиологических игр со стихотворным сопровождением

- Схемы пальчиковой нейрогимнастики

- Картотекy кинезиологических пальчиковых игр с предметами

         

 

Научная и учебно-методической литература:

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.
  2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Железнова Е. Пальчиковые игры.
  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
  7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
  8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.
  9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.
  10. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
  11. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики,   2020.
  12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  13. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).
  14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  15. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.
  16. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб.: Корона-Век, 2007. - 32 с. ил.
  17. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб.: ИЧП «Хардфорд», 1996.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

СодержаниеВведениеЦели и задачиОсобенности развития детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у дет...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи ...