Фортепианный кружок "Веселые клавиши"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Макарова Татьяна Васильевна

Задачи:

1.Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

2. Развивать музыкально- сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

3. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, длительность, громкость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fono_veselye_klavishi.docx51.65 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Директор МКУ ПДО

«Красногорский методический        центр»

__________ «____»__________20    г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ д/с № 17

________М.В. Косова

«____» __________20    г

Рабочая программа

дополнительного образования

« Веселые клавиши»

(Фортепиано)

Возраст детей: с 4 лет

Срок реализации: 2 года

Принята на заседании                                                                           Составитель:

педагогического                                                                Музыкальный руководитель

Совета Протокол                                                                        №МБДОУ д/с №17

«____»__________20    г.                                             Макарова Татьяна Васильевна

д. Путилково, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) адаптированная программа «Веселые клавиши» (фортепиано для дошкольников) является самостоятельным курсом (как дополнительное занятие) по выбору родителей.

Направленность программы – исполнительство на клавишных.

Цель программы – создание условий для раннего приобщения ребёнка к миру музыки, его перехода от игровой деятельности к учебно-исполнительской с помощью овладения навыками игры на фортепиано.

Обучающие задачи

1. Знакомство с конструкцией инструмента.

2. Знакомство с расположением звуков в разных октавах.

3.Обучение нотной грамоте: расположению нот в скрипичном и басовом ключе, длительности, знаки альтерации.

4.Обучение основным приёмам звукоизвлечения.

5. Организация игровых движений.

Развивающие задачи

1. Формирование и расширение музыкального кругозора.

2. Развитие музыкальной памяти.

3. Развитие внимания и воображения.

4. Развитие творческого и интеллектуального потенциала.

5. Формирование потребности в музыкально-творческой деятельности.

Воспитательные задачи

1. Формирование хорошего музыкального вкуса.

2. Воспитание личностных качеств: трудолюбия, внимания, силы воли, терпения,

стремления к достижению цели.

3. Приобретение навыков самостоятельной работы.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы ребёнок будет:

1. знать расположение звуков в малой, первой, второй октавах.

2. знать названия и расположение нот в скрипичном и басовом ключах;

3. знать длительности, знаки альтерации;

4. правильно сидеть за инструментом;

5. владеть основными приёмами звукоизвлечения (non legato, staccato) и

различными динамическими оттенками;

6. ориентироваться в нотном тексте;

7. исполнять пьесы в ансамбле с педагогом

8. стремиться проявлять волевые качества, самостоятельность в игровой и

исполнительской деятельности;

9. формироваться как активный слушатель музыки различных стилей.

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль

- Педагогическое наблюдение

Промежуточный контроль

- Концерт для родителей и детей (по желанию ребёнка).

- Концерт (исполнение произведений для любимых игрушек).

Итоговый контроль

-Результаты  достижений обучающихся фиксируются в диагностических картах индивидуального развития ребёнка.

- Гала-концерт.

- Итоговая игра-занятие по освоению теории.

- Участие в конкурсах для дошкольников («Мир моего детства» и др.)

Задачи первого года обучения

1. Учить детей слушать музыкальное произведение, определять его характер.

2. Познакомить с особенностями клавиатуры в пределах малой, первой и второй октав, названиями белых клавиш.

3. Учить детей написанию нот в скрипичном и басовом ключах в пределах малой, первой и второй октав.

4. Формировать понятия о музыкальном размере, о длительностях — целая,

половинная, четверть.

5. Познакомить с аппликатурой.

6. Формировать навыки правильной посадки за инструментом.

7. Формировать навыки владения штрихом non legato всеми пальцами.

8. Учить детей исполнять двустрочные пьесы в скрипичном ключе двумя руками попеременно.

9.Подводить к исполнению несложных пьес в ансамбле с педагогом.

Ожидаемые результаты первого года обучения

По итогам освоения программы первого года обучения ребёнок:

1. Знает клавиатуру в пределах малой, первой и второй октавы.

2. Знает написание нот в двух ключах в пределах этих октав.

3. Знает длительности — четверть, половинную и целую.

4. Умеет исполнять пьесы в размере 2/4, 4/4.

5. Умеет правильно сидеть за инструментом.

6. Осваивает штрих non legato разными пальцами.

7. Осваивает игру несложных пьес двумя руками попеременно.

8. Умеет исполнять несложные пьесы в ансамбле с педагогом.

Задачи второго года обучения

1. Продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности.

2. Способствовать освоению ребёнком клавиатуры в полном объёме.

3. Расширить знания в области написания нот в большой, малой, первой, второй октавах, знаков альтерации.

4. Расширить знания о музыкальном размере (3/4).

5. Углубить знания о длительностях — целой, половинной, четверти, восьмой.

6. Способствовать овладению штрихом staccato.

7. Формировать умение играть пьесы двумя руками одновременно.

8. Освоить различные динамические оттенки.

9. Развивать умение слышать гармоническую основу.

Ожидаемые результаты второго года обучения

По итогам освоения программы второго года обучения ребёнок

1. Расширит звуковой диапазон на клавиатуре.

2. Освоит написание нот различных октав.

3. Приобретёт навыки различных видов звукоизвлечения.

4. Научится исполнять более сложные произведения, приобретёт начальный

исполнительский опыт.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Данные занятия создают базовую основу для формирования  интереса ребёнка к музицированию и возможности раннего выявления его индивидуальных способностей на пути к освоению инструмента. Также одной из важнейших составляющих индивидуальной работы с ребёнком является выявление на раннем этапе  чистой интонации,  восприятия ритмического рисунка, хорошей приспособленности к инструменту,  признаков одарённости ребёнка. Программа обеспечивает дополнительные условия для последовательного становления начинающего музыканта-исполнителя.  Новизна программы определяется следующими факторами. Во-первых, это возраст детей, которые могут приступить к занятиям с четырех лет. Во-вторых, это использование различных игровых приёмов, привлечение современных технологий - компьютерных игр, аудио и видеозаписей и др. Актуальность программы продиктована местом музыкального образования в современном обществе. Данная программа призвана вызвать у ребенка эмоциональный отклик на музыку, обеспечить условия для развития его музыкально-сенсорных способностей и с помощью этого подвести к знакомству с одним из богатейших по своим возможностям инструментов – фортепиано. Освоение данной программы позволит ребёнку-дошкольнику, независимо от уровня его способностей, получить начальные навыки владения фортепиано.

Новизна программы определяется двумя факторами.

Во-первых, это возраст детей, которые приступают к занятиям в четыре года. Во-вторых, это использование различных игровых приёмов, выработанных автором программы в процессе многолетней преподавательской деятельности, привлечение современных технологий - компьютерных игр, аудио и видеозаписей и

Возраст детей

Данная программа адресована детям 4-5 лет.

Сроки реализации программы

Продолжительность освоения программы - программы 2 года.

Первый год обучения – 64 часа

Второй год обучения – 64 часа

Формы и режим занятий

Форма организации занятий - индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Программа реализуется в рамках платных образовательных услуг.

Формы занятий: игра-занятие, концерт, экскурсия.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

Количество часов

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводная беседа о музыке

6

2

8

2

Знакомство с конструкцией инструмента

4

2

6

3

Пение, подбор по слуху

2

6

8

4

Изучение клавиатуры

2

2

4

5

Организация игровых движений

5

5

10

6

Нотная грамота

3

7

10

7

Игра по нотам

2

10

12

8

Ансамбль с педагогом

-

5

5

9

Итоговое занятие(концерт в классе)

-

1

1

Итого

24

40

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводная беседа о музыке. Беседа по технике безопасности. Теория. Показ педагогом произведений, доступных восприятию ребёнка. Беседа о характере произведения, средствах музыкальной выразительности (мелодия, тембр, регистр, темп, динамика). Практика. Упражнения с использованием сюжетных игрушек, иллюстрированных книжек, музыкально-игрового пособия «Музыкальный букварь».

2. Знакомство с конструкцией инструмента. Теория. Разновидности фортепиано- рояль и пианино. Составляющие части механики. Предшественники фортепиано - клавикорд, клавесин. Практика. Рассказ «Прогулка по волшебному лесу, в котором растут клёны, ели» (породы деревьев, из которых впоследствии изготавливают пианино и рояли). Игра на узнавание тембровой окраски звука рояля и отличие его звучания от других инструментов с использованием синтезатора.

3. Пение, подбор по слуху. Теория. Интонационный и ритмический разбор. Практика. Пропевание звуков и прохлопывание заданной ритмической организации. Подбор на фортепиано. Упражнение на активизацию двигательного анализатора «Лесенка».

4. Изучение клавиатуры. Теория. Расположение белых клавиш. Практика. Игра «Сосчитаем белые клавиши». Игра «Собираем букеты из одинаковых цветов» (все ноты «до», «ре» и т. д.).

5. Организация игровых движений. Теория. Значение правильной посадки и постановки руки для правильного звукоизвлечения. Аппликатура. Практика. Гимнастические подготовительные упражнения для освобождения рук; игра на изучение аппликатуры; правильная посадка; игра упражнений non legato разными пальцами. Игра «Радуга-дуга». Игра «Перелёты». Игра «Домик со звоночком». Упражнения «Мяу» и «Три кота».

6. Нотная грамота. Теория. Изучение нотной грамоты в двух ключах одновременно, начиная от «до» первой октавы и расходясь в разные стороны. Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи. Музыкальный размер 2/4, 4/4. Практика. Игра «Нотное лото». Изучение длительностей, начиная с четвертей и половинных. Выполнение упражнений из нотных сборников, работа с нотной тетрадью, в которой записываются вновь пройденные ноты сначала педагогом, затем ребёнком. Игры: «Найди зайке домик» (распределение игрушек по регистрам клавиатуры; распределение игрушек между ключами).

7. Игра по нотам. Теория. Координация работы зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Практика. Исполнение пьес двумя руками попеременно. Игра «Узнай знакомую песенку». Игровой приём «Музыкальный рассвет», «Рисование музыки».

8. Ансамбль с педагогом. Практика. Разучивание партий. Исполнение пьес в ансамбле.

9. Итоговое занятие (концерт в классе).

Учебно-тематический план

Второй год обучения

Количество часов

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Беседы о музыке

4

2

6

2

Организация игрового аппарата

2

8

10

3

Нотная грамота, чтение с листа

2

8

10

4

Работа над репертуаром

3

20

23

5

Игра в ансамбле с педагогом

-

10

10

6

Исполнительская практика

-

3

3

7

Итоговое занятие

-

2

2

Итого

11

53

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Беседы о музыке. Теория. Разбор произведений, прослушанных на занятии, на концерте, в записи. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. Простые формы музыкальных произведений. Практика. Исполнение пьес, выученных ребёнком самостоятельно в летний период (по желанию родителей и ребёнка). Концерт в классе «Мои летние пьесы» (диагностика).

2. Организация игрового аппарата. Теория. Исполнительская манера. Психологическая установка на целостное исполнение произведения. Поклон. Практика. Работа над упражнениями и этюдами на различные виды звукоизвлечения. Упражнения на развитие реакции при ориентировке в регистрах. Игра «Правильные пальчики» (на аппликатуру).

3. Нотная грамота, чтение с листа. Теория. Расширение диапазона на клавиатуре. Практика. Мелкие длительности. Чтение с листа несложных пьес двумя руками попеременно.

4. Работа над репертуаром. Теория. Разбор текста произведения. Практика. Работа над штрихами, над звуком. Работа над фразировкой, интонацией, формой. Выучивание наизусть.

5. Игра в ансамбле с педагогом. Практика. Исполнение ребёнком своей партии. Игра «Дружные ручки».

6. Исполнительская практика. Практика. Целостное исполнение произведений (концерт для любимой игрушки; концерт для детей – по желанию ребёнка).

7. Итоговое занятие. Концерт для родителей. В течение учебного года организуются два концерта для родителей - в декабре и мае. Дети выступают по желанию.

Содержание деятельности.

Направление деятельности

Содержание деятельности (формы работы)

сроки

Информационно-методическое обеспечение

-изучение литературы

-составление плана работы дополнительной образовательной       деятельности .

-оформление картотеки музыкального репертуара

-создание уголка «Веселые клавиши»

В течение  года

Работа с детьми

-гимнастика для рук
  -изучение клавиатуры
  -игра на фортепиано без нот
  -изучение элементов нотной грамоты
  -игра в ансамбле
  -овладение пианистическими навыками через эмоциональность
  -пальчиковая гимнастика
  -игра пьесок на различные штрихи через образное восприятие звука
  -игра мелодии с сопровождением
  -подбор по слуху
  -чтение с листа
  -работа с ритмическим рисунком
  -пение любимых детских песен
  -игры на сказочные сюжеты

Согласно плану работы

Сотрудничество с родителями

-анкетирование родителей

-оснащение детей музыкальными принадлежностями (нотная тетрадь, карандаши и т.д.)

-помощь в подготовке и организации концертов, их посещение

Декабрь

В течение года

Примерное тематическое планирование первого года обучения

Дата

Тема

Формы организации, методические приемы

Программное содержание

Количество занятий

октябрь

1.Введение:

Игра на фортепиано как вид музыкальной деятельности.

2. Фортепиано. Клавиатура. Звукоизвлечение. Общие сведения.

Посадка, постановка рук.

3. Знакомство с нотной грамотой: нотный стан.

Посадка, постановка рук.

4. Ключ скрипичный.

Посадка, постановка рук.

1.Знакомство с учеником, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте. Опрос.

2.Первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Музыкально-дидактическая игра.

3. Определение нотного стана. Знакомство с регистрами. Начальные упражнения для рук. Музыкальный диктант.

4. Рассказ о ключе соль скрипичном. Рисование скрипичного ключа. Упражнения на инструменте для правильного звукоизвлечения, постановки рук.

1. Создать доброжелательную, рабочую атмосферу общения с учеником. Вызвать интерес ребенка к музыкальному инструменту, побудить к игре на фортепиано.

2. Поддерживать интерес к занятиям музыкой. Продолжать знакомство с фортепиано. Рассказать о клавиатуре, учить извлекать звуки. Формировать правильную посадку за инструментом, постановку рук.

3. Дать воспитаннику определение нотного стана, такта, тактовой черты. Учить рисовать на нотном стане тактовую черту. Продолжать учить извлекать звуки. Формировать правильную посадку за инструментом, постановку рук.

4. Учить различать ключ скрипичный, ноты скрипичного ключа. Учить рисовать скрипичный ключ.

Учить правильной посадке, постановке рук, выполнять музыкальные упражнения на фортепиано.

2

2

2

2

ноябрь

1.Ноты на нотном стане и расположение на фортепиано.

2. Обозначение пальцев.

3.Длительности. Обозначение пальцев.

4.Размер.

Упражнения на координацию рук и пальцев.

1.Сказка о нотах. Рассказ о нотах, расположении нот на нотном стане. Рисование нот на нотном стане. Творческая игра «Придумай имя нотке».

2. Разучивание считалочки про пальцы. Упражнения на координацию и запоминание обозначения пальцев.

3.Изучение длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая. Рисование длительностей на нотном стане. Ритмические игры.

4.Определение размера. Двудольность и трехдольность. Упражнения для рук на инструменте. Разучивание простых попевок. Чтение нот с листа.

1.Учить рисовать на нотном стане ноты скрипичного ключа. Развивать творческую активность, инициативу. Учить находить расположение нот на клавиатуре.

2.Учить считалочку. Учить обозначения пальцев. Выполнять упражнения на координацию и запоминание обозначения пальцев.

3. Учить длительности нот. Находить их в нотном тексте. Уметь определять ритмический рисунок в нотном тексте, играть на фортепиано.

4. Определять на слух двудольность и трехдольность, учить дирижировать, знать жанровую принадлежность. Выполнять упражнения на координацию и запоминание обозначения пальцев. Учить читать с листа.

2

2

2

2

декабрь

1.Лад: мажор.

2. Темп: быстро - медленно. Ноты и их расположение на

фортепиано.

3. Динамика: громко – тихо.

4. Жанры:

песня, танец. Упражнения на координацию рук и пальцев.

1.Сказка о Мажоре . Сочинение примеров в мажоре на заданный текст.

2.Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Чтение с листа.

3. Определение динамики как громкости звучания музыки. Динамические игры.

4. Беседа о жанрах музыки. Музыкально-дидактическая игра

1. Определять на слух мажор . Подбирать текста к мажорному ладу. Разучить попевку «Андрей-воробей» (р.н.п.). Пополнять словарный запас музыкальными терминами.

2. Определять на слух темп произведений. Развивать творческую инициативу ребенка. Учить играть по нотам.

3. Учить определять на слух p и f, сочинять песни в разной динамике на заданный текст. Пополнять словарный запас музыкальными терминами.

4. Дать определение жанра, определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. Учить воспитанника находить примеры разных жанров. Учить сочинять песни в разных жанрах. Учить игре на фортепиано.

2

2

2

2

январь

1.Жанровое разнообразие музыки.

2. Ноты и их расположение на

фортепиано.

3.Фортепиано – инструмент-оркестр.

4. Упражнения для правильной постановки рук, пальцев

1.Музыкально-дидактическая игра.

2.Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Рассказ о фортепиано. Просмотр видеофильма.

4. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

1.Продолжать учить ребенка различать жанры музыки. Пополнять словарный запас музыкальными терминами.

2. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

3. Дать представление о возможностях фортепиано как музыкального инструмента. Рассказать об истории появления, о композиторах, писавших только для фортепиано. Поддерживать у ребенка интерес к музыкальному инструменту. Расширять его кругозор.

4.Развивать музыкальный слух, память. Закреплять знания о нумерации и обозначении пальцев в нотах. Формировать правильную посадку и позицию рук.

2

2

2

2

февраль

1.Упражнения на координацию рук и пальцев.

2. Ноты в скрипичном ключе и их расположение на фортепиано.

3. Посадка, постановка рук.

4. Жанры:

песня, танец.

1. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

2. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

4. Музыкально-дидактическая игра. Разучивание пьес.

1. Формировать правильную посадку за инструментом, постановку рук. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте.

2- 3.Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

4. Закреплять знания о жанрах. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте.

2

2

2

2

март

1.Упражнения для правильной постановки рук, пальцев.

2. Ноты и их расположение на

фортепиано.

3.Композиторы классики – детям.

4. Посадка, постановка рук.

1. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

2. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Беседа о русских композиторах, их произведения, написанные для слушания и исполнения детьми.

4. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

1. Развивать музыкальный слух, память. Закреплять знания о нумерации и обозначении пальцев в нотах. Формировать правильную посадку и позицию рук.

2. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

3.Расширять кругозор ребенка. Поддерживать интерес к музыкальному искусству.

4. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

2

2

2

2

апрель

1. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».

2. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» (продолжение)

3. Упражнения на координацию рук и пальцев.

4. Посадка, постановка рук.

1-2.Знакомство с биографией П. И. Чайковского. особенности строения «Детского альбома». Жизнь ребенка XIX века.

3-4. Определение музыкального слуха, памяти.

Нумерация и обозначение пальцев в нотах. Правильная посадка и позиция рук.

1-2. Знакомство с творчеством великого русского композитора. Расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, учить высказываться о средствам музыкальной выразительности.

3-4. Формировать правильную посадку за инструментом, постановку рук. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте. Учить читать ноты и правильно находить их на инструменте.

4

2

2

май

1. Ноты скрипичного ключа и их расположение на

фортепиано.

2. Упражнения для правильной постановки рук, пальцев.

3. Диагностика

4. Итоговое занятие

1. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

2. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

3.Определение уровня музыкальных способностей

4.Обощение пройденного материала

1.Учить рисовать на нотном стане тактовую черту, записывать ноты в такте. Учить названия нот, их расположение на нотном стане и фортепиано. Скрипичный ключ .Учиться быстро и точно определять ноты на фортепиано и нотном стане в скрипичном ключе.

2.Развивать музыкальный слух, память. Закреплять знания о нумерации и обозначении пальцев в нотах. Формировать правильную посадку и позицию рук.

3. Развивать музыкальные способности.

4.Закрепить пройденный материал.

2

2

2

2

Тематическое планирование второго года обучения

Дата

Тема

Формы организации, методические приемы

Программное содержание

Количество занятий

октябрь

1. Игра на фортепиано как вид музыкальной деятельности.

2. Звукоизвлечение. Legato.

Посадка, постановка рук.

3. Нотная грамота: ноты первой октавы.

Посадка, постановка рук.

4. Ключи: басовый  

Посадка, постановка рук.

1. Беседа с ребенком о музыке, игра на инструменте.

2. Музыкально-дидактическая игра.

3. Определение нот на нотном стане. Упражнения для рук. Музыкальный диктант.

4. Рассказ о ключе фа басовом, его особенностях. Рисование басового ключа. Упражнения на инструменте для правильного звукоизвлечения, постановки рук.

1. Создать доброжелательную, рабочую атмосферу общения с учеником.

2. Поддерживать интерес к занятиям музыкой. Знакомство с «родственниками» фортепиано(клавишные инструменты). Правильная посадка за инструментом, постановку рук.

3. Определение воспитанником нотного стана, такта, тактовой черты. Рисовать на нотном стане ноты первой октавы

4. Учить различать ключ  басовый, ноты басового ключа. Учить рисовать в альбоме и на нотном стане ключ басовый.

Выполнять музыкальные упражнения на фортепиано. 

2

2

2

2

ноябрь

1.Ноты в басовом ключе и расположение на фортепиано.

2. Обозначение пальцев.

3.Длительности. Обозначение пальцев.

4.Размер 4/4.

Упражнения на координацию рук и пальцев.

1.Сказка о нотах в басовом ключе. Рассказ о нотах, расположении нот на нотном стане. Рисование нот на нотном стане. Музыкально-дидактическая игра «Найди нотку».

2. Считалочки про пальцы. Упражнения на координацию .

3. Длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая. Музыкально-ритмические игры.

4.Определение размера.4/4. Чтение нот с листа.

1.Учить рисовать на нотном стане ноты басового ключа. Учить находить расположение нот на клавиатуре.

2. Считалочка про пальчики. Обозначения пальцев. Выполнять упражнения на координацию.

3. Длительности нот. Находить их в нотном тексте. Уметь определять ритмический рисунок в нотном тексте, играть на фортепиано.

4. Определять на слух 4/4, дирижировать, определять жанровую принадлежность. Читать с листа.

2

2

2

2

декабрь

1.Ладовая принадлежность.

2. Темп: разновидность. Ноты и их расположение на

фортепиано.

3. Динамика: mf, mp.

4. Жанры:

марш. Упражнения на координацию рук и пальцев.

1.Сказка о Миноре. Сочинение примеров в миноре на заданный текст.

2.Определение темпа, определение характера песни с темпом. Чтение с листа.

3. Определение динамики как громкости звучания музыки. Динамические игры.

4. Беседа о жанрах музыки. Музыкально-дидактическая игра

1. Определять на слух минор. Пополнять словарный запас музыкальными терминами.

2. Определить на слух темп произведений. Сочинять попевки в различном темпе на заданный текст. Учить играть по нотам.

3. Учить определять на слух mp и mf, сочинять песни в разной динамике на заданный текст.

4. Определение жанра, определение жанровой специфики. Находить примеры разных жанров. Учить сочинять песни в жанре марша. Учить игре на фортепиано.

2

2

2

2

январь

 1.Жанровое разнообразие музыки.

2. Ноты и их расположение на

Фортепиано в басовом ключе.

3.Фортепиано – инструмент-оркестр.

4. Упражнения для постановки рук, пальцев

1.Музыкально-дидактическая игра.

2.Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Рассказ о инструментах, играющих в нижнем регистре.

4. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

1.Продолжать учить ребенка различать маршевой жанр музыки. Пополнять словарный запас музыкальными терминами.

2. Игра на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

3. Рассказать об истории появления, о композиторах, писавших только для фортепиано. Расширять кругозор ребенка.

4.Развивать музыкальный слух, память. Нумерация и обозначение пальцев в нотах. Правильная посадка и позиция рук.

2

2

 

2

 

2

февраль

1.Упражнения на координацию рук и пальцев.

2. Ноты и их расположение на

фортепиано в басовом ключе.

3. Посадка, постановка рук.

4. Жанры:

марш.

1. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

2. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

4. Музыкально-дидактическая игра. Разучивание пьес.

1. Правильная посадка за инструментом, постановка рук. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте.

2- 3.Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

4. Закреплять знания о марше. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте.

2

2

2

 

2

март

1.Упражнения на legato.

2. Ноты и их расположение в басовом ключе.

3.Зарубежные композиторы – детям.

4. Посадка, постановка рук.

1. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

2. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

3. Беседа о зарубежных композиторах, их произведения, написанные для слушания и исполнения детьми.

4. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

1. Развивать музыкальный слух, память. Правильная посадка и позиция рук.

2. Развивать навыки игры на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

3. Поддерживать интерес к музыкальному искусству.

4. Игра на музыкальном инструменте, музыкальный слух, память.

2

2

2

2

апрель

1. Р. Шуман «Альбом для юношества».

2. Р. Шуман (продолжение)

3. Упражнения на координацию рук и пальцев.

4. Посадка, постановка рук.

1-2.Знакомство с биографией Р. Шумана. Жизнь немецкого ребенка XIX века.

3-4. Определение музыкального слуха, памяти.

Правильная посадка и позиция рук.

1-2. Знакомство с творчеством великого немецкого композитора. Расширение музыкального кругозора. Выразительность.

3-4. Правильная посадка. Учить читать ноты и правильно находить их на инструменте.

4

4

май

1. Ноты и их расположение на

Фортепиано в скрипичном и басовом ключах.

2. Упражнения для правильной постановки рук, пальцев.

3. Диагностика

4. Итоговое занятие

1. Чтение с листа. Подбор мелодии по слуху.

2. Игра на фортепиано. Упражнения. Разучивание пьес.

3.Определение уровня музыкальных способностей

4.Обобщение пройденного материала

1 Рисовать на нотном стане тактовую черту, записывать ноты в такте. Учить названия нот в басовом ключе, их расположение на нотном стане и фортепиано.

2.Развивать музыкальный слух, память. Формировать правильную посадку и позицию рук.

3. Развивать музыкальные способности.

4.Закрепить пройденный материал.

3

3

1

 

1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации образовательной программы педагог использует форму индивидуального обучения. Однако по окончании прохождения отдельных тем, а также по мере накопления ребёнком исполнительского опыта педагог использует форму концерта.

С целью разнообразия форм работы по взаимодействию с семьёй ребёнка предусмотрены:

- экскурсия в музей музыкальных инструментов,

- посещение концертов классической музыки для детей,

- семейных абонементов, реализуемых на базе отдела художественного воспитания,

- концертов, проводимых на различных площадках .

Методы и приёмы, используемые педагогом в обучении:

1. показ произведений педагогом на занятии;

2. беседы, словесно-игровые приёмы на закрепление музыкальных терминов;

3. исполнение упражнений из сборников  «Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция», «Музыкальный зоопарк», музыкально-игрового пособия «Музыкальный букварь»;

4. внесение на занятие детских иллюстрированных книжек, сюжетных игрушек, дидактических и настольных игр («Нотное лото», «Построим птичке домик», «Перелёты» и др.);

5. прослушивание записей концертов и анализ музыки с точки зрения музыкально-выразительных средств;

6. использование наглядных средств: нотный стан, скрипичный и басовый ключи (изготовленные из цветного пластика и др.);

Рекомендации педагога для родителей по организации музыкального уголка ребёнка:

1. Придумайте название музыкальному уголку;

2. Приобретите и начните оформлять семейный фотоальбом «Мы купили пианино»;

3. Составьте совместно с ребёнком расписание домашних занятий фортепиано;

4. Придумайте для ребёнка несложные поручения по уходу за инструментом;

5. Если в Вашем доме проживают другие члены семьи, владеющие музыкальными

инструментами, объявите «Игровой конкурс» на лучшего исполнителя;

6. «Заведите» семейные традиции на проведение музыкальных вечеров, поручите

ребёнку нарисовать (и подписать) «Приглашения», составить «Программу»

концерта

7. Поощряйте сюжетно-ролевые игры ребёнка, например, «В музыкальную школу».

Тематические задачи педагога и их реализация

Период обучения

Задача

Тема «Знакомство с конструкцией инструмента»

Октябрь

Ноябрь

Знакомство с фортепиано.

Знакомство с предшественниками фортепиано, с разновидностями электронных инструментов.

Тема «Пение, подбор по слуху»

Октябрь-май (первый год обучения)

Октябрь-май (второй год обучения)

Пение, отображение ритма и подбор простых песен, на основе которых впоследствии изучается нотная грамота.

Ознакомление с новыми ступенями лада. Подбор простейшего аккомпанемента.

Изучение клавиатуры

Октябрь-декабрь (первый год обучения)

Октябрь-декабрь (второй год обучения)

Определение середины клавиатуры. Название клавиш в пределах первой октавы.

Запоминание клавиш в первой и второй октавах.

Запоминание клавиш в малой октаве.

Тема «Организация игровых движений»

Ноябрь-май (первый год обучения)

Октябрь-май (второй год обучения)

Изучение аппликатуры. Гимнастические подготовительные упражнения для рук. Правильная посадка. Упражнение «Радуга-дуга»

Освоение штриха non legato третьим и вторым пальцами.

Legato.Освоение короткой лиги вторым и третьим пальцами.

Тема «Нотная грамота»

Декабрь-май (первый год обучения)

Октябрь-май (второй год обучения)

Запомнить скрипичный ключ, линейки и строчки, написание нот в скрипичном ключе, обозначение аппликатуры.

Понятие такта, размера. Игра со счетом половинных и четвертных длительностей.

Басовый ключ. Написание нот в малой октаве.

Написание нот первой и малой октав.

Восьмые и целые длительности.

Закрепление пройденного.

Тема «Игра по нотам»

Декабрь-май (первый год обучения)

Ноябрь-май (второй год обучения)

Приобретение навыка следить за строчкой.

Разбор и исполнение двухстрочных пьес двумя руками попеременно. Приобретение координационных навыков.

Постепенное усложнение материала.

Тема «Ансамбль с педагогом»

Октябрь-май (первый год обучения)

Октябрь-май (второй год обучения)

Пение песен в сопровождении педагога.

Исполнение песен в сопровождении педагога.

Разбор и исполнение ансамблевых пьес.

Итоговое занятие: определение уровня знаний ребенка.

Карта диагностики

Материалы по индивидуальному сопровождению учащегося

по освоению программы «Веселые клавиши»

Фамилия, имя ребёнка_________________________________

Наименование

навыков

Дата фиксации результата

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Навыки правильной посадки

Навыки правильного звукоизвлечения

Нотная грамота

Координация движений рук

Развитие музыкального слуха

Развитие эмоциональной сферы

Навыки работы в ансамбле

Примечания (Рекомендации, индивидуальные задания, дополнительные консультации)

+ – включённость ребёнка в деятельность

++ – заинтересованность, положительная динамика

+++ – высокий уровень освоения навыка

Репертуарный список

1-й год обучения

1. Левина З. «Тик-так»

2. Лещинская И. «Мелодия»

3. Люлли Ж-Б. «Песенка»

4. Русская народная песня «Как за синею рекой»

5. Гумберт Г. «Этюд»

6. Вэйсберг Ю. «Выйдем на лужок»

7. Калинников В. «Тень-тень» (ансамбль)

2-й год обучения

1. Гнесина Е. «Этюды» (№№ 4, 7, 20, 24, 25)

2. Витлин В. «На лужайке»

3. Назарова Т. «Колыбельная»

4. Волков В. «Резвушка»

5. Берлин А. «Пони «Звёздочка»

6. Лонгшамп -Друшкевич К. «Марш гномиков»

7. Русская народная песня «Вечерком красна девица» (ансамбль)

8. Томпсон Д. «На санках»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Рояль, пианино и синтезатор.

2. Банкетка или стул необходимой высоты.

3. Подставка для ног.

4. CD-проигрыватель,

5. Канцелярские принадлежности: нотная тетрадь, карандаши, фломастеры.

6. Сюжетные игрушки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Методическая литература

1. Бернстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии. -СПб., 2001.

2.Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкальном развитии детей 4-8 лет. - М.,

1998.

3. Игнатова И.Н. Раннее развитие детей 3-4 лет на музыкальной основе. -СПб., 2008.

4. Макшанцева Е. Д. Скворушка. Музыкально-речевые игры для дошкольного возраста- М., 1998.

5. Материалы научно-практической конференции с международным участием «Одарённые дети: проблемы, перспективы, развитие». – СПб., 2013.

6. Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей. - РИС ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2011.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1987.

Литература для совместной работы педагога и ребёнка на занятии

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.,1985.

2. Прокофьев С.С. Петя и волк. –М.: «Лейпциг», 1970.

3. Свердель Л. И.. Музыкальный зоопарк. -М., 2004.

4. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- М., 2005

5. Чайковский П.И. Щелкунчик. Музыкально-литературная композиция. -М., 1989.

6. Чайковский П.И. Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция – М.,  1974

Нотная литература

1 Альтерман С.С, 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетради 1-2. СПб

2013 г.

2.Баневич С. Криштоп Л. Школа юного пианиста СПб 2012 г.

3. Березовский Б. Начинаю играть на рояле СПб 2010 г.

3. Глушенко М.А. «Волшебный мир фортепиано». – М. 2008 г.

4.Кириллова М. Пономарёва Н. Музицирование в классе фортепиано СПб 2012

5. Лещинская И.М., Пороцкий В.Б. Малыш за роялем.- М.,1989.

6 Пересветова Ж.А. Школа фортепианного ансамбля. – М.: «Первые шаги» -СПб.,2008.

7. Соколова Р.З. Ребёнок за роялем. М.,1983.

8. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазёр- М., 1987.

9. Фортепиано. Хрестоматия составитель Григоренко Е.Г.- М., 2008.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. -М.,1985.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. – СПб.: Композитор., 2012.

3. Литовко Ю. Музыкальный букварь – СПб., 2010.

4. Поплянова Е. Кто стоит на трёх ногах. Музыкальные загадки.- СПб.: Композитор, 2011.

5. Прокофьев С.С. Петя и волк.- Лейпциг, 1970.

6. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- М., 2005.

7. Чайковский П.И. Щелкунчик. Музыкально-литературная композиция.- М., 1989.

8. Чайковский П.И. Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция.- М .,1974.

9. Мир моего детства/Сборник статей. – Авторы составители: Волошина

А. А., Ищенко Е. А. и. д. – РИС ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ». – 2012.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://burskytest.narod.ru/HTML/TrainingEquipments/TrainingEquipmentsFrameset.htm

http://sozvuchie.ucoz.ru/index/muzykalnye_igry/0-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков...

сценарий сольного концерта ученицы фортепианного отделения "История одной ёлочки"

Сценарий разработан для проведения сольного концерта ученицы фортепианного отделения для выступления перед воспитанниками старшей группы детского сада в канун Нового года...

Буклеты "Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ". "Требования к оформлению текстовых документов", "Упрощаем работу в текстовом редакторе «Microsoft Word». Горячие клавиши"

В настоящее время труд любого педагога не мыслим без использования компьютерных технологий.  В рамках проекта "Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ" в нашем учрежден...

Дидактическая игра "Волшебные клавиши"

Игра на закрепление знания дошкольников музыкальных произведений фортепианного цикла П.И. Чайковского "Детский альбом"...