Внедрение инновационных образовательных программ дошкольного образования
методическая разработка

Евграфова Наталья Викторовна

Инновации в дошкольном образоании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 40529_10328.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №8» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Инновационный проект  

«Внедрение здоровье-сберегающих технологий

в образовательный процесс МАДОУ Детский сад №8»

Направление: «Внедрение инновационных образовательных программ/проектов дошкольного образования»

Разработала Евграфова Н.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории                        

Введение                                                                                                                          

 Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая желает следующий шаг. Это-первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.                                                                                                    Й.Этвёш.

Актуальность:

Здоровье нации – одна из актуальных проблем. В условиях природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.  По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Доказано, что здоровье на 20% зависит от генотипа, на 20 %— от экологии, на 50% — от образа жизни и лишь на 10% — от медицинского обслуживания.

Всемирная Организация Здравоохранения констатирует «Проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Многочисленные авторы — М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.И. Ковалева считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие.

Оздоровление сейчас становится не только узко медицинским направлением, связанным с проблемой лечения и профилактики. Оздоровление должно культивировать здоровье, формировать сознание общества на понимание здоровья как ценности, должно быть ориентировано на образование человека и общества в целом по проблемам здоровья.

      Несмотря на проводимые педагогами физкультурно-оздоровительные мероприятия, уровень заболеваемости детей снижается незначительно, почти неизменным остается индекс здоровья, не уменьшается процент детей с наличием риска возникновения хронических заболеваний.

    Таким образом, для изменения положения перед педагогами нашего детского сада встала необходимость разработать проект или программу, результатом реализации которой будет:

- снижение уровня заболеваемости

- овладение детьми навыками само-оздоровления, здорового образа жизни

- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психологического состояния

Цель проекта:

- Разработать и внедрить в практику работы дошкольного учреждения современные здоровье-сберегающие технологии;

- Сохранение и укрепление здоровья детей;

- Приобщение детей к здоровому образу жизни, знаний и умений оберегать и сохранять своё здоровье через организованную модель здоровье-сбережения в ДОУ;

 - Формирование мотиваций у педагогов, родителей и дошкольников на здоровый образ жизни, ответственности в сохранении собственного здоровья;

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

1. Разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;

2. Внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные формы оздоровления дошкольников посредством использования здоровье-сберегающих технологий и методик;

3. Снизить уровень заболеваемости, повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей, укрепить здоровье за счет внедрения здоровье-сберегающих технологий,

4. Обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

5. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровье-сбережения.

6. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.                                                                                                                                                                          Участники проекта-воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, медсестра.                                                                                

Ожидаемый результат:

- Создание системы здоровье-сберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;

- Снижение уровня заболеваемости и повышение индекса здоровья детей;

- Улучшение результатов мониторинга физических качеств детей;

- Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей;

- Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

- Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ;

- Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;

- Осознание родителей и воспитанников пониманию смысла здорового образа жизни и влияние на состояние здоровья;

- Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Методы реализации:

- Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

- Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

- Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса;

- Мониторинг

Ресурсы:

- Закон РФ «Об образовании»

- Конвенция ООН «О правах ребенка»

- «Семейный кодекс РФ»

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

- Санитарные нормы и правила

- Устав МАДОУ ДС

- Образовательная программа

- Психолого-педагогическое обеспечение

- Материально-техническое обеспечение

- Кадровое обеспечение

- Социально-партнёрское обеспечение

       

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации образовательного проекта в дошкольном образовательном учреждении – долгосрочный.

Этапы:

I - подготовительный (мотивационно-организационный);

II - основной (внедренческий);

III - заключительный (обобщающий).

Этап I

Подготовительный

Цель:

Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и компетентности родителей по использованию здоровье-сберегающих технологий в ДОУ и семье.

Задачи:

- Изучение состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при укреплении здоровья детей;

- Выявление основных противоречий и проблем здоровье-сбережения;

- Проанализировать лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия в ДОУ, а так же особенности образа жизни воспитанников, отношения педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни;

- Изучить возможности качественной реализации здоровье-сберегающих технологий в системе образовательного процесса;

- Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей.

Содержание работы:

- Создание творческой группы педагогов;

- Анализ научно-методической работы по проблеме, условий детского сада по использованию здоровье-сберегающих технологий;

- Анализ имеющихся методических материалов по здоровье-сберегающим технологиям;

- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

- Разработка педагогическим коллективом инновационных тематических занятий по формированию знаний у детей о здоровом образе жизни;

- Анкетирование педагогов и родителей.

Ожидаемый результат:

Медико-педагогический коллектив теоретически подготовлен к проведению инновационной деятельности: изучена литература, проанализированы ресурсы, выявлены проблемы по использованию здоровье-сберегающих технологий в образовательном процессе.

 Этап II

Основной

Цель:

Внедрение здоровье-сберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- Отбор и внедрение эффективных здоровье-сберегающих методик и технологий;

- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

- Улучшение условий для обеспечения оптимального двигательного режима в течение всего периода пребывания ребёнка в ДОУ;

- Проведение обучения здоровью и здоровому образу жизни детей, педагогического персонала, родителей;

- Систематический анализ здоровья детей с целью выявления динамики показателей проекта;

 - Организация здорового образа жизни у детей, родителей, сотрудников;

- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Содержание работы:

- Апробирование и внедрение здоровье-сберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс ДОУ;

- Проведение различных методических мероприятий: педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, организация «круглых столов», открытых мероприятий, участие в конкурсах;

- Интеграция различных видов деятельности с включением здоровье-сберегающих технологий;

- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

- Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов;

- Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровье-сберегающих технологий во все виды деятельности, у детей достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом, дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека, снижение уровня заболеваемости детей, повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей, повышение эффективности оздоровительной и профилактической работы, активное сотворчество взрослого и ребёнка, повышение компетентности участников образовательного процесса.

 Этап III

Заключительный

Цель:

Подведение итогов эффективности использования здоровье-сберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

- Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целью и задачами проекта;

- Повышение индекса здоровья воспитанников, приобщение к здоровому образу жизни;

- Систематизация и обобщение педагогического опыта педагогов МБДОУ, составление письменного отчета о проделанной работе.

- Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

- Регулярное использование здоровье-сберегающих технологий в педагогическом процессе.

Содержание работы:

- Проведение диагностики;

- Обобщение опыта педагогов;

- Отчёт о проделанной работе;

- Анализ деятельности педагогов по использованию здоровье-сберегающих технологий в ДОУ;

- Активное использование в работе с детьми эффективных здоровье-сберегающих технологий;

- Совершенствование мастерства педагогов, распространение опыта работы в другие дошкольные учреждения;

- Выпуск методических рекомендаций.

Ожидаемый результат:

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей, овладение знаниями о здоровом образе жизни, осознание детьми ответственности за своё здоровье, повышение уровня профессионального мастерства у педагогов.

Заведующая ДОУ:

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

 - обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ

 - создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей;

- приобретение необходимого оборудования;

- ежемесячный анализ реализации программы;

 - нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации проекта;

- создание материально – технических условий;

- проведение здоровье-сбережения через все виды деятельности детей (психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия).

Старшая медицинская сестра: 

- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

 - контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации проекта.

Воспитатели:

 - внедрение здоровье-сберегающих технологий в разные виды деятельности;

- пропаганда ЗОЖ среди родителей и воспитанников;

- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами);

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- пополнение среды нестандартными спортивными и игровыми пособиями;

- закаливающие мероприятия;

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

 - методы психологической разгрузки;

 - проведение мониторинга.

 - участие в семинарах, методических объединений различного уровня по вопросам оздоровления детей. 

- организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ

 Повара:

 - контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания.

Младший обслуживающий персонал:

- соблюдение санитарно – охранительного режима;

- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства:

  1. работа в едином образовательном пространстве
  2. семинары
  3. семинары-практикумы
  4. дни открытых дверей
  5. педагогические советы
  6. повышение квалификации
  7. «копилка» педагогического мастерства
  8. мастер-классы
  9. проектная деятельность
  10. создание банка инновационных идей
  11. творческие конкурсы
  12. издательская деятельность
  13. ярмарка педагогический идей
  14. презентация 
  15. круглый стол

Работа с родителями

 Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- изучение, обобщение и распространение  положительного опыта семейного воспитания;

- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

 Формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3. Дни открытых дверей.

4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6. Совместные занятия для детей и родителей.

7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, медицинской сестры, врача).

8. Организация совместных дел.

9.  Оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото стендов, газет.

Финансирование проекта.                                                                                                                      Реализация инновационных проектов опирается на существующий опыт работы ДОУ с педагогами, родителями. Вместе с тем, для развития и формирования этого опыта в инновационный образовательный ресурс, доступный для образовательного учреждения предполагается привлечение дополнительных ресурсов.

Направленность расходов

Сумма

Источники финансирования

Приобретение  дополнительного оборудования, методических и дидактических материалов

15000

Бюджетные средства ДОУ

Итого

15000

Бюджетные средства ДОУ.


Список литературы

 

  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.- Волгоград, 2007
  2. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

  1. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

  1. Орла В.И., Агаджановой С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. - СПб.: «Детство-пресс», 2006

  1. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

  1. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва, 2009

  1. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста, ТЦ «Сфера», Москва, 2006

  1. Чупаха И.В. Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003

  1. Ресурсы сети интернет
  2.  Журналы:

- «Дошкольное воспитание»

- «Ребенок в детском саду»

- «Управление ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Апробационный план работы  сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме:  «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Удостоверение о повышении квалификации "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса".2023г

Удостоверение о повышенинии квалификации Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования:требования и особенности огранизации образовательного процесса". (72 часа) ЭЛ22 01...

Тестирование для педагогов ДОУ "Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования"

Тестирование для педагогов ДОУ "Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования"...

Консультация для родителей о внедрении Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Уважаемые родители,информируем вас о том, что с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе д...

Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику

Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику...