Рабочая программа младшей группы №3 «Почемучки» общеразвивающей направленности МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска на 2021– 2022 учебный год.
рабочая программа (младшая группа)

Волкова Елена Николаевна

Рабочая программа младшей группы №3 «Почемучки»общеразвивающей направленности МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска на 2021– 2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ml.gr_.no3_.docx105.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГДОНСКА

ПРИНЯТ:                                                                                  УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете                                                      Заведующий МБДОУ ДС

Протокол №________ от______ г.                                                «Золушка» г. Волгодонска

                                                                                                    __________ О. В. Руппенталь

                                                                                                    Приказ №_________________г.

Рабочая программа

младшей группы №3 «Почемучки»

общеразвивающей направленности

МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска

на 2021– 2022 учебный год.

Воспитатель: Волкова Е.Н.

                         

г. Волгодонск, 2021г.


Содержание программы

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы.

3

1.2.

Характеристика особенностей развития детей.

4

1.3.

Дополнительная образовательная деятельность по приоритетным направлениям

6

1.4.

Планируемые результаты освоения программы.

9

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

13

2.1

Структура содержания образовательной деятельности (учебный план, расписание НОД, режим дня, тематическое планирование образовательного процесса ДОУ, традиции группы).

13

2.2

Содержание педагогической деятельности по 5 образовательным областям (перспективные планы).

16

2.3

Содержание работы с семьями воспитанников.

19

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

26

3.1

Программно-методическое обеспечение (педагога).

26

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

26

I Целевой раздел

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Рабочая программа младшей группы №3«Почемучки» МБДОУ ДС «Золушка»

г. Волгодонска общеразвивающей направленности спроектирована в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384), с учётом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» научный руководитель Е.В. Соловьева, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

3. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

4. «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года №373);

5. Действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

6.Уставом МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска.

1.2. Цели и  задачи  реализации  Программы

1.Обеспечить адаптацию каждого ребенка к детскому саду.  

2.Создать в группе атмосферу психологического комфорта и обеспечить эмоциональное благополучие детей.  

3.Содействовать становлению продуктивного целеполагания.  

4.Охранять и укреплять здоровье детей.

5.Развивать самостоятельность детей в быту и формировать навыки самообслуживания.  

6.Развивать речь детей.  

7.Обеспечивать необходимые условия для сенсорного развития каждого ребенка.  

8.Развивать мелкую моторику кисти руки ребенка.  

9.Создавать условия для развития координации движений.  

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 3-4 лет определяется особенностями развития  детей данной категории основными принципами построения психолого- педагогической работы.  

 

 

 

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1.полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);  

3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.сотрудничество образовательной организации с семьёй;

6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.учёт этнокультурной ситуации развития детей;

10.принцип развивающего образования;

11.учёт интеграции образовательных областей;

12.соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

1.3. Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет

В период от двух с половиной до трех с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Его суть состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение — непрерывная череда волеизъявлений «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Важно понимать, что чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Нужно просто перехитрить их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. Скажите ему: «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем в группу и будем...» В то время как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон. Другой источник конфликтов — все более сложные и обширные планы и намерения, которые возникают у каждого ребенка. Реализовать их в условиях группы, где обитают еще 15—20 столь же «самостоятельных граждан», нередко затруднительно, поскольку интересы детей сталкиваются. Кукла или машинка, которая нужна одному, в этот же момент может срочно понадобиться и другому, на уютный уголок для игры могут одновременно претендовать несколько детей и т. д. Социальный опыт малышей и их речевые возможности также ограничивают способность самостоятельно находить компромиссные решения и договариваться. В таких случаях помогайте детям найти выход из сложившейся ситуации с учетом интересов каждого.

Трехлетний ребенок — неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом — клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о том, что он не может непосредственно воспринимать. Его мир — это мир «здесь и теперь». Он активно исследует и познает то, что непосредственно воспринимает и чем может практически манипулировать.

Дети обожают возиться с самыми разными конструкторами, хотя собрать какое-то изделие в соответствии с образцом еще не могут.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т. п.

Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите их показать вам, как надо это делать, попросите научить вас. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете детей.

Если в два года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к трем годам он становится более критичным и более реально оценивает его. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с образом цели, который теперь формируется более ясно еще до начала деятельности, он начинает стремиться к более совершенному результату. Ребенок уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте своим воспитанникам способы улучшить их работу.

Мышление детей старше трех лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка в данный момент.

Специально организованные занятия позволят формировать начальные математические представления детей о количестве, величине, признаках и свойствах предметов. В работе с детьми данного возраста валено помнить, что слушать рассказ педагога они могут в пределах 5 минут. Для того чтобы осваивать материал, дети должны практически действовать. Проводите коллективные и индивидуальные занятия. Используйте такие формы, как демонстрационные опыты, продуктивная деятельность с математическим или познавательным содержанием.

На четвертом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трехлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности.

Малыш по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребенка (вспомните о кризисе трех лет) или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками.

Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности — например, упала башня из кубиков, которую он строил.

1.3 Дополнительная образовательная деятельность по приоритетным направлениям. 

Приоритетное направление «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

«В гостях у сказки».

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

 Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель проекта: приобщать к сказкам посредством различных видов театра

Задачи проекта:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности,
  • привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,
  • формировать представление о различных видах театра,
  • развивать речь, воображение и мышление,
  • помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Участники проекта:

  • воспитатель,
  • дети группы,
  • родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

  • дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
  • сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • постановка сказки «Курочка Ряба».

Перспективный план  по приоритетному направлению с воспитанниками

на 2021-2022 учебный год

Мероприятие

Срок реализации

«Давайте познакомимся»

 Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра

Игра: «Скажи свое имя ласково».

Сентябрь 3 неделя

Рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба» или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки.

Сентябрь 4 неделя

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»

Октябрь 1 неделя

Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»

Октябрь 2 неделя

Лепка «Вот какая репка!» 

Октябрь 3неделя

Рассказ сказки «Колобок» с помощью воспитателя.

Октябрь 4 неделя

Строительная игра «Теремок»

Ноябрь 1 неделя

Отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой «Три медведя»

Ноябрь 2 неделя

Рассказывание сказки «Три медведя» вместе с детьми, беседа по содержанию. Показ сказки на магнитной доске.

Ноябрь 3 неделя

Отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя». Игры в центре «Театр»

Ноябрь 4 неделя

 Аппликация - «Колобок»

Декабрь 1 неделя

Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)

Декабрь 2 неделя

Игра «Волшебная палочка»

Декабрь 3 неделя

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Три медведя»

Декабрь 4 неделя

Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:

Птицыпопугай, снегирь, сова, дятел, щегол, дрозд, синица, петух, курица

Январь 2 неделя

Отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, учить рассказывать сказку с помощью сюжетных картинок.

Январь 3 неделя

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Путаница», «Муха-цокотуха».

Январь 4 неделя

Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:

Зверикошка, лошадь, собака, тигр, олень, лиса, песец, медведь, волк, хорек, ежи, заяц, кролик, морские свинки, хомяки, мыши, лягушка, жаба, черепаха, крокодил, ящерица.

Февраль 1 неделя

Знакомство со сказкой С. Маршака «Глупый мышонок», беседа по содержанию. Разыгрывание отдельных эпизодов из сказки.

Февраль 2 неделя

Рисование ватными палочками «Теремок»

Февраль 3 неделя

Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой»

Февраль 4 неделя

Рассмотрение иллюстрации к сказке «Глупый мышонок».

Учить держать пальчиковую куклу.

Март 1 неделя

Пересказ сказки «Глупый мышонок» с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения.

Март 2 неделя

Отгадывание загадок, звукоподражание, разучивание потешек.

«Изобрази героя» в центре «Театр».

Март 3 неделя

Аппликация по сказке «Глупый мышонок»

Март 4 неделя

Игра «Назови друга ласково»,

«Кукла Петрушка пришла в гости»

Апрель 1 неделя

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Апрель 2 неделя

Конструирование по сказке «Заюшкина избушка»

Апрель 3 неделя

Показ сказки «Заюшкина избушка» настольный театр , рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми.

Апрель 4 неделя

«Сказка на столе»

Май 1 неделя

Постановка сказки «Курочка Ряба».

Май 2 неделя

1.4 Планируемые результаты освоения Программы.  

        Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • ребёнок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
  • ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • ребёнок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка формируются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок:

  • имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
  • понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
  • познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
  • самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
  • заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
  • общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
  • способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
  • соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
  • имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
  • интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
  • инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
  • имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
  • обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
  • доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
  • осознаёт себя гражданином России;
  • психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
  • хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
  • имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
  • обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.

II. Содержательный раздел.

2.1. Структура содержания образовательной деятельности (учебный план, расписание НОД, режим дня, тематическое планирование образовательного процесса ДОУ, традиции группы).

Учебный план группы младшего возраста

Направления непосредственно образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Возрастная группа

младшая

Познавательно развитие

Речевое развитие

Мир природы, мир человека

 1

Математические представления

 1

Познавательно-исследовательская деятельность

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными

областями

Развитие речи

1

Чтение художественной литературы

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными

областям

Физкультурно-оздоровительное

ФИЗО

3

Художественно-эстетическое

Музыкальное развитие

2

ИЗО

0,5

Лепка

0,5

Конструирование

1

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными  областями

Трудовое воспитание

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными  областями

Социально-личностное развитие

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными  областями

Патриотическое воспитание

В ходе режимных моментов и через

интеграцию с другими образовательными  областями

   Количество непрерывно образовательной деятельности в неделю/ месяц

10/40

Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (в мин.)

15

Количество непосредственно образовательной деятельности в неделю

2  ч.30м.

Расписание образовательной деятельности в младшей группе №3 на 2021-2022 учебный год

ПОНЕДЕЛЬНИК

9.00 – 9.15

Мир природы, мир человека

9.25 – 9.40

Музыкальное развитие

ВТОРНИК

9.00 – 9.15

Физическое развитие

9.40 - 9.55

Речевое развитие

СРЕДА

9.00 – 9.15

Музыкальное развитие

9.25 – 9.40

Конструирование

ЧЕТВЕРГ

9.00 – 9.15

Физическое развитие

9.40 – 9.55

ФЭМП

ПЯТНИЦА

9.00 – 9.15

ИЗО/лепка

10.30 – 10.45

Физическое развитие на свежем воздухе

Традиции группы

Созданию благоприятного социально-психологического микроклимата  в группе по программе «Радуга» способствуют традиции, которые порождают самостоятельные проявления доброжелательности со стороны детей.

Ежедневные традиции:

  1. Воспитатель лично встречает родителей  и каждого ребенка, выходя навстречу им в раздевальное помещение; здоровается с ними и выражает радость по поводу того, что они пришли. Важно сразу сказать ребенку, что его прихода ждут другие дети.
  2. С приходом последнего ребенка воспитатель собирает в круг группу и приветствует всех детей; выражает радость по поводу, что все собрались, и желает вместе весело и интересно провести день. Обсуждает содержание совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей.
  3. В конце дня, перед выходом на вечернюю прогулку, воспитатель в месте со всеми детьми кратко подводит итог. Говорит что-то хорошее о каждом ребенке. Каждому ребенку предоставляется возможность сказать о том, что было для него самым важным в прошедшем дне. Воспитатель особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему совершенствованию этих работ.

Традиции в группе

Традиция

Цель

«Круг»

Ежедневно утром проводится «круг» в помещении группы. Смысл этой традиции – дети учатся думать, рассуждать, иметь свое мнение.

Сон под спокойную музыку

Успокоение и расслабление.

«Минута тишины»

Дети учатся контролировать силу своего голоса. Воспитываем уважение друг к другу.

Колокольчик

Используется для привлечения внимания детей.

Объявление меню и приглашение детей к столу, и пожелание приятного аппетита.

Поздравление именинника

Социально-коммуникативное развитие.

2.2 Содержание педагогической деятельности по 5 образовательным областям (перспективные планы) (см. Приложение)

Образовательная область. Познавательное развитие (Мир природы, мир человека,)

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме для людей, об особенностях ее природы, о многообразии стран и народов мира.

Задачи:

Поддерживать мотивацию познания, созидания;

1.Расширять представления о целях человеческой деятельности;

2. Поддерживать         элементарное         экспериментирование         с отдельными субъектами;

3.  Поощрять проявление интереса к окружающему;

4. Организовывать наблюдение за объектами и явлениями природы, рукотворными субъектами;

5. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения;

6. Поощрять проявление самостоятельной познавательной активности;

7.  Развивать представления о мире человека и природы; 9. Формировать отношения к окружающему миру.

Познавательное развитие: математические представления

Цель: формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи:

1. Формировать представления о различных признаках и свойствах объектов (цвет, форма, величина, физические свойства);

2. Учить различать и называть простейшие геометрические формы;

3. Учить различать и называть основные цвета;

4.Учить различать и называть признаки величины;

5. Учить осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;

6. Учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

7.  Учить устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному заданному признаку или свойству; учить понимать слова, выражающие контрастные качества;

8. Учить различать количество в пределах 3 без пересчета, субитацией;

9. Учить порядку следования числительных в пределах 5;

10. Знакомить с простейшими примерами упорядоченной временной последовательности;

11. Знакомить с названиями частей суток;

12. Знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра;

13. Знакомить со словами, обозначающими пространственное расположение предметов;

14. Создавать условия для формирования представлений об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками, потешками с циклическим сюжетом;

15. Поддерживать общую любознательности ребенка;

16. Поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих опредмеченного названия или назначения.

Опытно - экспериментальная деятельность.

Цель: учить детей познавательным интересам         в процессе экспериментирования.

Задачи: 

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Образовательная область. Речевое развитие.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. 

Задачи:

1.Овладение речью как средством общения и культуры;          

2.Обогащение активного словаря;  

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  

4.Развитие речевого творчества;          

5.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  

7.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: способствовать творческому развитию детей через интеграцию различных видов деятельности ДОУ, формирование основ художественной культуры ребенка.

Задачи:

1.  Установление ассоциативных связей между реальными предметами и отображающими их конструкциями; целенаправленное рассматривание и создание простейших построек;

2. Ознакомление с базовыми строительными деталями – узнавание, различие, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств;

3. Создание условий для конструирования и обыгрывания построек;

4. Содействие освоению базовых способов конструирования из строительных, природных и бытовых материалов: соединение, приставление, наложение полное, наложение частичное, размещение деталей впритык или на некотором расстоянии друг от друга;

5. Обогащение опыта обследования материалов и деталей, сравнения друг с другом и экспериментирование с ними для выявления характерных качеств, апробации освоенных способов и поиска новых;

6. Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссозающего и творческого воображения;

7. Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка, как творческой личности.

     Образовательная область   «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Задачи:

1. Расширять  круг знаемых мотивов человеческой деятельности;

2. Развивать мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре;

3. Расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию своих собственных целей;

3. Формировать способность реализовывать цепочку из 2-3 соподчиненных целей;

4. Помогать овладевать различными способами достижения собственных целей;

5. Развивать навыки самообслуживания;

6. Начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности;

7. Поддерживать стремление помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности.

8. Продолжат развивать диалогическую речь, как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);

9. Создавать условия для инициативного общения со сверстниками и взрослыми;

10.  Закреплять простейшие формы речевого этикета;

11. Продолжать транслировать традиционную культуру (фольклор); 13. Закладывать основу представлений о себе.

 

2.3 Содержание работы с семьями воспитанников.

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.

Первым важным шагом к решению данного вопроса является работа с родителями с момента поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Подписывая договор с детским садом, в котором обозначены права и обязанности родителей, последние признают юридическое право детского сада на взаимодействие с ними по вопросам здоровья, воспитания и развития детей.

В основу реализации работы с семьей в нашем детском саду заложены следующие принципы:

  • Партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и итоговых результатов.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:

  • Изучение семьи с помощью анкеты;
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • Работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации по вопросам воспитания, обучения и оздоровления дошкольников);
  • Создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и другое).

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Планирование по взаимодействию с родителями воспитанников

Месяц

Тема

Форма работы

Ответственные

Сентябрь

«И снова учебный год»

Родительское собрание

Воспитатели.

Представление приоритетного направления работы с детьми

 Консультация

Воспитание

«Профориентация

детей в дошкольном

образовании»

Консультация

Воспитатели

«Значение режима дня для здоровья ребенка».

Консультация

Воспитатели

«Роль ИКТ в развитии детей 3-4года»

Консультация

Воспитатели

«Я и мой ребенок на улицах города»

Анкетирование

Воспитатели

«Профилактика дорожного травматизма»

Буклеты

Воспитатели

Октябрь

 «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей

Консультация

Воспитатели

 «Что нам осень подарила»

Конкурс поделок

Воспитатели, родители

 «Приемы обучения юного пешехода»

Постер-консультация

Воспитатели

 «Играем в кукольный театр»

Папка-передвижка для родителей

Воспитатели

 «Что дети должны знать о правилах дорожного движения».

Информационный буклет

Воспитатели

«Профессии

родителей»

Презентации или альбомы с

фотографиями, где и кем работают их

родители.

Воспитатели,

родители

Ноябрь

«Развивающая среда дома для детей 3-4 года».

Консультация

Воспитатели

«Правила пользования онлайн ресурсами группы»

Информационный лист

Воспитатели, родители

«Влияние спортивных привычек в семье на здоровье детей».

Информационный буклет

Воспитатели

 «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Электронная памятка

Воспитатели

«Изготовление и обновление настольного театра»

Мастер-класс

Воспитатели,

родители

 «С мамой, папой играем, ПДД  изучаем!»

Онлайн-акция в соцсетях

Воспитатели, родители

Декабрь

«Все работы хороши

– выбирай на вкус» (изготовление атрибутов к

сюжетно-ролевой ирге)

 Тематическая

выставка СРИ

Воспитатели

 «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Электронный информационный

лист

Воспитатели

 «Чудеса своими руками!»

Конкурс новогодних поделок

Воспитатели, родители

«Здравствуй, Новый год»

Утренник

Муз. Руководитель., воспитатели,

«Безопасный Новый год».

Электронный информационный

лист

Воспитатели

 «Здоровье ребенка в наших руках».

Электронная памятка

Воспитатели, родители

Январь

«Игры для развития мелкой моторики».

Буклет для размещение через мессенджеры

Воспитатели, родители

«Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок»

Родительское собрание

Воспитатели

«Профилактика ОРЗ и гриппа».

Электронный информационный

лист

Воспитатели

 «Осторожно гололёд»

Электронная памятка

Воспитатели

 «Помогите птицам»

Информационный буклет

Воспитатели

«Столовая для пернатых»

Акция. Изготовление кормушек

Воспитатели,

родители

                       Февраль

«Профилактика зимнего травматизма на дороге»

Онлайн консультация

Воспитатели

"Папа и я лучшие друзья!"

Фотовыставка. Оформление фотогазеты

Воспитатели, родители

«Здоровый образ жизни в семье- залог здоровья ребенка».

Буклет для размещение через мессенджеры

Воспитатели, родители

«Обновление и изготовление атрибутов к С/Р играм

Консультация

Воспитатели

"10 золотых правил здоровьесбережения"

Информационный лист

Воспитатели, родители

 «Животные в доме»

Папка-передвижка

Воспитатели

                               Март

«Моя любимая мама»

Онлайн консультация. Выпуск газеты

Воспитатели

 «Эмоции. Пластика. Мимика»

Информационный лист

Воспитатели

Совместное создание в группе мини-огорода.

Посадка огорода на окне

Воспитатели,

Родители, дети.

«Как знакомить детей с правилами дорожного движения»

Консультация

Воспитатели

«Капризы и упрямство у детей. Что делать?»

Вечер онлайн вопросов и ответов

Воспитатели,

Родители.

                              Апрель

«Формирование самостоятельности у детей»

Аукцион советов

Воспитатели,

Родители.

«Роль театрализованной деятельности в развитии детей»

Буклет

Буклет

"Осторожно улица".

Информационный лист для размещения в мессенджерах

Воспитатели

«Наблюдения в природе»

Буклеты

Воспитатели

«Дорога – дети -безопасность»

Буклеты

Воспитатели

«Научим детей трудиться»

Электронный педагогический журнал

Воспитатели

                             Май

«Что должен знать и уметь выпускник младшей группы»

Папка-передвижка:

Воспитатели

«Досуг с ребёнком на природе».

Консультация

Воспитатели

«Наши достижения»

«Юные актеры»

Родительское собрание

Презентация

Воспитатели,

Родители.

 «Азбука дорожного движения».

Музыкально-спортивный праздник

Воспитатели

родители, дети

«Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей»

Презентация. Дискуссия

Воспитатели,

Родители.

Перспективное планирование по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма

Мероприятие

Срок

Ответственный

Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть)

  1. Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения.
  2. Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.
  3. Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».
  4. Занятие по конструированию «Улицы нашего города» - коллективная работа (конструирование из бросового материала,

Сентябрь

Воспитатели

Тема: «Знакомство с улицей» (история улиц, организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов)

  1. Вторая целевая прогулка, рассказ воспитателя об организации движения.
  2. Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад
  3. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».

Октябрь

Воспитатели

Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора »

  1. Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.
  2. Конструирование из бумаги «Светофор»
  3. Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре – зеленый».
  4. Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др.

Ноябрь

Воспитатели

Физ.инструктор

Тема: «Мы – пешеходы».

  • Беседа «Что мы видели на улице». Рассматривание иллюстраций.
  • Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
  • Кукольный спектакль «Сказка про зайку, который не знал правил дорожного движения».

Декабрь

Воспитатели

Тема: «Мы – пассажиры»

  • Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»
  • Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
  • Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров

Январь

Воспитатели

Тема: «Где можно играть»

  • Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.
  • Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по серии картин «Улицы нашего села».
  • Рисование на тему «Где можно играть».
  • Музыкальное развлечение «В страну Светофорию».

Февраль

Воспитатели

Муз.рукаводитель

Тема: «Будущие водители»

  • Знакомство с дорожными знаками
  • Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
  • Выставка детских работ «В стране Светофории».
  • Чтение художественной литературы.

Март

Воспитатели

Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения»

Беседа «Правила дорожного движения»

 «Рассматривание легкового автомобиля. Детское кресло».

Дидактическая игра «Какая машина лишняя?».

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Апрель

Воспитатели

Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения»

Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»

Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения».

Май

Воспитатели

III. Организационный раздел.

3.1 Программно - методическое обеспечение педагога.

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

1

Гризик Т.И.

Познавательное развитие детей 2–-7 лет. Методическое пособие для воспитателей.

Москва. «Просвещение» 2013 г.

2

Куцакова Л.В.

« Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа и конспекты занятий.

Москва. «Сфера».2013 г.

3

Ушакова О.С.

«Ознакомление дошкольников с литературой»

Москва «Сфера».2016 г.

3.2 Организация развивающей  предметно-пространственной

среды группы.

Материально техническое обеспечение.

        Образовательная организация в соответствии с поставленными образовательными целями создаёт развивающую предметно-пространственную образовательную среду, которая в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, должна быть:

1. Содержательно насыщенной;

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2.Трансформируемой;

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  1. Полифункциональной;

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

  1. Вариативной;

Вариативность среды предполагает:

- наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  1. Доступной;

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

  1. Безопасной.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, реализующей Программу «Радуга», должна обеспечивать:

- учёт национально-культурных и климатических условий (необходимый региональный компонент);

- учёт возрастных возможностей детей;

- в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

При организации, развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни.

3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учета половых и возрастных различий детей.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, краски, кисти, карандаши, салфетки, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

«Музыкально — театрализованный» центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты и исследователи, они с удовольствием отгадывают по звуку шум того или иного инструмента, используют различные «шумелки» для игры. Он представлен различного вида театрами (кукольный, магнитный, настольный, би-ба-бо, пальчиковый, конусный). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. 

Эмоциональное развитие-в данном уголке находятся дид.игры, направленные на эмоциональное развитие ребенка, эмоциональный куб. а также набор картинок для определения и подражания различных эмоций. Зеркало в данной зоне позволяет детям осуществлять подобные манипуляции с играми и картинками.

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

В данной зоне находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Еще центр речевого развития богат играми для развития мелкой моторики ребенка: имеются шнуровки, крышки, орехи и каштаны и др.дид. материал.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др., с помощью которых педагог показывая детям наглядно, учит ухаживать за растениями.  В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и камней и т. д.

Природный материал служит, который находится в данном центре, служит еще и для развития мелкой моторики младших дошкольников.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются магнитная доска, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный  материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В «Нравственно-патриотическом» центре» помещена государственная символика России. В уголок родного края входит альбом «Мой город», «Моя семья», и др.

«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники как самостоятельно, так и с помощью педагога  реализуют  свои замыслы. Центр дополнен крупными игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

В центре «ИКТ» размещены — телевизор, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т.д.), которые используются детьми в свободной деятельности.

Направление: Социально-личностное развитие

Осуществляется через интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности.

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором крупного строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению младших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.

Для организации уголка уединения в нашей группе  не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а напоминает маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Это уютное тихое место, мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания.

Направления образовательной деятельности

Вид помещений

Оснащение

Познавательно-исследовательская деятельность

Сенсорное развитие

Игровая комната группы

-объекты для исследования в действии (мозаики, шнуровки, конструкторы, кубики «Юный строитель», цветные счётные палочки), наборы деревянных кубиков, д/и на развитие психических функций. Игры с прищепками.

Игры «Бусоград», «Камешки Марблс».

Познавательное развитие

Игровая комната группы

- Объекты для исследования в действии (коллекция тканей, коллекция камней, природный материал: орехи, каштаны, шишки, ракушки; материал, предназначенный для игр с песком и водой). Лейки, грабли, пульвилизатор.

-Д/и. «Времена года», «Время», «Что растет на дереве?», «Полезно-неполезно», «Что растет на грядке?», «Где чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Где моя мама?», «Что получится?», «Ассоциации», домино «Зоопарк», «Забавные животные». Книжки- самоделки «Весна- красна», «Зимушка- зима», «Осень золотая».

Развивающие лото «Транспорт», «Овощи-фрукты», «Зоопарк», «Магазин»; «Все работы хороши» игра «Поймай бабочку»

РЭМП (развитие элементарных математических представлений)

Игровая комната группы

-Объекты для исследования в действии (счетные палочки, математические наборы, раздаточный материал)

-нормативно-знаковый материал (кубики с цифрами, наборное полотно на каждого ребенка, развивающие игры с математическим содержанием: «Геометрическое лото», «Время», «Знай время», «Раз, два, сосчитай», математическое домино, «Формы», познавательная игра-лото «Разноцветные гномы», магнитная доска; игра «Маша и медведь» -«Цифры»,логические кубы, мягкие кубики с цифрами и предметами, игра «Веселый паровоз» для счета, «Математический театр с атрибутами», цветное фигурное развивающее лото, «Разноцветные гномы»,игры «Формы», «Мои первые цифры», «Турбо счет», «Веселая логика»,»Сколько не хватает?»,

Экология

Экологический центр

Цветы: фикус каучуконосный, бегония.

ФЦКМ (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

Игровая комната группы

-Настольно-печатные игры (лото, домино, настольная игры.

Коммуникативная деятельность

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Всё пространство группы

-Настольные игры:

Лото: «Магазин», «Все работы хороши», «Ассоциации», «Фрукты и ягоды», «Что к чему?», «Что получится? . Домино: «подарки леса», «лесное»,  «фрукты».

Развитие всех компонентов устной речи детей

Игровая комната группы

- Игры на развитие мелкой моторики: мозаики, пазлы, шнуровки, шнуровки, игры с прищепками, магнитами «Поймай бабочку», «Разноцветные ладошки», «Клоун»;

- развивающие игры: «Профессии», «Четвёртый лишний»,  «Умники и умницы»; камешки Марблс», «Бусоград».

Шнуровки, вкладыши.

-художественная литература для чтения детям и чтения самим детьми.

-картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания.

Восприятие художественной литературы и фольклора

-

 ФЦКМ в том числе первичных ценностных представлений.

-Развитие литературной речи.

- Приобщение к словесному искусству.

 Игровая комната группы

 -Стихи и сказки малышам «Маша и медведь», С. Еремеев «Вежливые слова», И.Гурина «С новым годом!», В.Павленко «Коля и пчела», р.н.с. «Заяц – хваста», «Жили у бабуси», Читаем детям В. Александрова «Мой мишка», р.н. с. «Три медведя», потешки, загадки «Кошкин дом», К.Ч. «25 загадок, 25 огадок», сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса», «Большая книга для самых маленьких», «Сказки», р.н.с. «Теремок», сказки «Деревянные колеса», К.Чуковский «Сказки», «Овощи», «Транспорт»,  И.Фоняков «Песенка для прогулок», «Русские народные сказки» ( читаем детям), «Петушок- золотой гребешок». Е.Благинина «Уморилась», «Пусть всегда будет солнце!», «У солнышка в гостях», З.Александрова «Мой мишка», «Колыбельные песенки для самых маленьких», В.Степанов «Учимся считать», Е. Михайленко «Мышонок и слоны», А.Барто «Погремушка», «Скорая помощь Пилюлька», Т.Шапира «Ежик – почтальон»,  «Мишка на севере», р.н.с. «Курочка Ряба», А.Б. «Игрушки», С. Маршак «Мяч», З.Александрова «Новая столовая», В. Степанов «Родная природа», И.Гурина «Снегурочка», стихи для детей «Качели», А. Барто «Мне теперь не до игрушек», К. Чуковский «Мойдодыр», «Путаница», «Муха-Цокотуха»; «В дикой природе», «Кошкин дом», «100 любимых стихов + 100 любимых сказок для малышей», «Азбука хороших манер».

 аудио и видеозаписи литературных произведений;

-образно-символический материал (пазлы);

-различные виды театров: настольный, конусный, Би- Ба- Бо, пальчиковый, магнитный.

-ширма для кукольного театра;

-детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов;

-картотека подвижных игр;

-книжный уголок в группе.

Игровая деятельность

Развитие навыков и умений игровой деятельности

Игровая комната группы

-Игрушки персонажи (кукла «Маша», Буратино, Карлсон);

-ролевые атрибуты (руль, шапка, мед. принадлежности, посуда, халат, куклы, шапка);

-маркеры игрового пространства (детская кукольная мебель, предметы быта);

-строительный материал;

-детали конструктора.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Игровая комната группы

- Настольные игры соответствующей тематики;

-игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;

-маркеры игрового пространства;

- материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Игры, направленные на развитие эмоций.

Игровая комната группы

Логический куб, карточки «Эмоции»,

Дид.игры, отгадай эмоции», «Повтори эмоции»

Формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Всё помещение группы

- Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;

- атрибуты для с/р игры: «Семья», «Поликлиника», «Больница», «Водитель», «Магазин», «Аптека», «Ателье», «Парикмахерская», «Строители»;

- игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

- настольные игры соответствующей тематики («Одень куклу).

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игровая комната группы

  1. Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
  2. дидактические наборы соответствующей тематики;
  3. справочная литература;
  4. коллекции;

- нормативно-знаковый материал;

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Игровая комната группы

  1. иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; «Уроки светофорика» (загадки, стихи, рассказы о ПДД);
  2. дидактические наборы соответствующей тематики: «Что случится, если…»,
  3. игрушки — предметы оперирования;
  4. игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;
  5. полифункциональные материалы;
  6. настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения), строительный материал;
  7. конструкторы;
  8. детали конструктора;
  9. художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по  «Безопасность».

Конструирование из разного материала

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности.

Игровая

комната группы

  • Образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы);
  • строительный материал;
  • конструкторы напольные;
  • детали конструктора настольного;
  • плоскостные конструкторы;
  • бумага, природные и бросовые материалы (шишки, крышки, пробки, орехи, желуди, каштаны);
  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).

Игровая комната группы

  • Игрушки — предметы оперирования;
  • маркеры игрового пространства (детская  кукольная мебель, предметы быта);
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», материалы для аппликации, конструирования из бумаги;
  • природные, бросовые материалы;
  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Игровая комната группы

  • Игрушки — предметы оперирования;
  • маркеры игрового пространства (детская  кукольная мебель);
  • образно-символический материал (виды профессий);
  • настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает?»);
  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Музыкальная деятельность

— Развитие навыков и умений музыкально - художественной деятельности;

— приобщение к музыкальному искусству;

Игровая комната группы

  • Магнитофон, телевизор;
  • разнообразные музыкальные инструменты для детей;

  • подборка аудиозаписей с узыкальными произведениями;
  • пособия, игрушки, атрибуты;
  • различные виды театров;
  • ширма для кукольного театра;
  • детские костюмы.

Изобразительная деятельность

— развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

Игровая

комната группы

  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки);
  • природный, бросовый материал;
  • иллюстративный материал, картины, плакаты;
  • настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация»);
  • альбомы художественных произведений;
  • художественная литература с иллюстрациями;
  • изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки, глиняные игрушки);

— развитие детского творчества.

Игровая комната группы

Приобщение к изобразительному искусству

Игровая комната группы

  • альбомы художественных произведений;
  • художественная литература с иллюстрациями;
  • иллюстративный материал, картины, плакаты;
  • изделия народных промыслов.

Двигательная деятельность

  1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Игровая комната группы

  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);
  • картотеки подвижных игр;
  • игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку»);
  • атрибуты для спортивных игр;
  • игровые комплексы;
  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Игровая комната группы

  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);
  • настольно-печатные игры
  • - игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку»);
  • атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон);

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Все пространство группы

  • развивающие игры;
  • художественная литература;
  • игры на ловкость;
  • дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения);
  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);
  • картотеки подвижных игр;
  • атрибуты для спортивных игр (Теннис,  бадминтон);

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Игровая комната группы

  • Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков;
  • художественная литература;
  • игрушки-персонажи;
  • игрушки — предметы оперирования;
  • настольные игры соответствующей тематики;
  • иллюстративный материал, картины, плакаты.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Игровая комната группы

  • Иллюстративный материал, картины, плакаты;
  • настольные игры соответствующей тематики;
  • художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми;
  • игрушки-персонажи;
  • игрушки — предметы оперирования;
  • физкультурно-игровое оборудование;
  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ подготовительной к школе группе МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» на 2021-2022 учебный год (Возраст детей: 6-7 лет)

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы...

Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» на 2021-2022 учебный год.

Цель- сохранение психического здоровья детей, создание условий, способствующих их психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспектив...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для детей младшей группы обще развивающей направленности (с 3 до 4 лет) на 2021 - 2022 учебный год

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» – базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки...

План работы с родителями в старшей группе МБДОУ «Марушинский детский сад « Петушок»» на 2021-2022 учебный год.

План работы с родителями в старшей группе МБДОУ «Марушинский детский сад  « Петушок»»        на 2021-2022 учебный год....

Приказ "О кружковой работе МБДОУ "Детский сад № 79 "Соловушка" на 2021-2022 учебный год от 31.08.2021

Приказ "О кружковой работе МБДОУ "Детский сад №79"Соловушка"на 2021-2022 учебный год от 31.08.2021...