Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»
учебно-методический материал (старшая группа)

Тараненко Екатерина Валерьевна

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т.п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо. Развитое чувство ритма способствует более лёгкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей дошкольников. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области

Мастер-класс на тему:

«Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»

     

                     

                        Подготовила:

                        учитель-логопед

        Тараненко Е.В.

г. Губкин 2022г.

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т.п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо. Развитое чувство ритма способствует более лёгкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей дошкольников. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.

Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекционной работы в процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР, т.к. у них часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Для эффективного развития у детей с ТНР темпо - ритмического восприятия необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребёнку, применять наглядный материал, дидактические пособия, темпо - ритмические игры и упражнения.

Материал по развитию темпо - ритмической стороны речи нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог соотнести движения рук, ног, туловища с темпом и ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном темпе и ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же темпе и ритме слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты, стихи.

Детские стихи помогают развивать память, выразительность и эмоциональность речи, следуют подбирать небольшие стихи, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент.

1. Игра «Ритмическое приветствие».

Для приветствия друг друга, предлагается произнести повторяющиеся слоговые цепочки: «Та-ба-да, та-ба-да» и похлопать себя ладонями по коленям на каждый слог, а, произнося слово «Здравствуйте» -  3 раза прохлопать в ладоши.

2. Игра «Назови своё имя». По очереди хлопать - «тактировать» свои имена: Оль-га, Ма-ри-на, Ла-риса, И-ри-на, Ал-ла, Ве-ра, Ва-лен-ти-на и т.д.

3. Игра «Кто справа?» По очереди хлопать - «тактировать» имена своего соседа слева (справа), называя ласково: О-леч-ка, Ма-ри-ноч-ка,Ла-ри-соч-ка,И-ри-ноч-ка,Ве-роч-ка, Ва-лен-ти-ноч-ка.

4. Игра «Беру-дарю».

Передавать по кругу цветок правой рукой, при этом произносить слова «беру-дарю»(1 круг). Усложнить игру: теперь передавать цветок обеими руками. Берём цветок левой рукой, перекладываем в правую и передаём соседу справа (проигрываем в новом варианте 2 круг).

    II. Демонстрация практических приёмов. Продуктивная деятельность.

Использовать данные игры можно как в свободной деятельности дошкольников с ТНР, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.

1.Отстукивание или отхлопывание ритма (автоматизация в слогах, словах). В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками), мячом об пол и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий. Выполнение заданного взрослым количества движений.

«Хлопай, не зевай, правильно считай…» (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз, сколько… (раз я кивну головой, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.). Выполнение заданного взрослым количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков, подсказывает цифра и т.п.). Прохлопывание ритмов по показу или образцу (картинки) можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ.

2. Упражнение «Барабанщик» (автоматизация в слогах, словах).

Ребёнок кладёт руки на стол, кисти приподняты. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна. Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий. «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т.д. и т.п.

3. Упражнения со стаканчиками (по показу).

4. Изображение ритма.

Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

5. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе, а также изображён с помощью разных предметов на бумаге. Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

6. Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Упражнение «ПЫХ, ПЫХ, ПЫХ».

Составление темпо - ритмических цепочек легло в основу одного из видов речедвигательных упражнений. Нужно прочитать стихотворение, выделяя голосом слова, написанные жирным шрифтом.

    Солнце село на сосну,

    Пых, пых, пых.

    Я немножко отдохну,

    Пых, пых, пых.

    Я окошко отворю,

    Пых, пых, пых.

    Жёлтый лучик подарю,

    Пых, пых, пых.

Педагог разъясняет значения символов: закрашенный круг – сильный удар (хлопок); не закрашенный – слабый удар (хлопок). Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.

7. Игра «Выложи букву» (из декоративных камней).

Чередуя декоративные камни по цвету выложить на листе белого картона изучаемую букву. Например, чередуя камни по одному выложить букву Я; чередуя камни по два выложить букву В; чередуя камни по три выложить букву Г; чередуя камни по четыре выложить букву С; чередуя камни по пять выложить букву О и т.д.

8. Выкладывание камешков или другого материала на слоги (можно использовать обе руки), проговаривание слов с помощью камешков.

9. Ритмическая артикуляционная гимнастика, выполняемая под счёт с элементами биоэнергопластики.

10. Кулак-ребро-ладонь (автоматизация трехсложных слов), кулак-ладонь (автоматизация двухсложных слов).

11. Ритмические упражнения:

1) перекладывание мяча из правой руки в левую руку и наоборот;

2) передача мяча соседу и наоборот;

3) передача мяча по кругу;

4) перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

12. Ритмичное отбивание мячом слов (по слогам) и знакомых стихотворений (по словам). Мяч бросать одной рукой, ловить другой. Вариант усложнения – одновременно двумя мячами.

13. Музыкально-ритмические игры: подвижные упражнения (с обручами, «классики») под ритмичную музыку; игры с цветными карточками (по показу), стаканчиками (со сменой позиции).

Уделяя большое внимание в своей работе развитию темпа и ритма, необходимо стремиться к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с дошкольниками.

Развитие темпо-ритмических способностей у дошкольников с ТНР способствует общему развитию речи, умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции.

Список используемой литературы

  1. Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Нейропсихологическое обследование // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – 352с.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учеб.- метод. пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014. – 240 с.
  5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»

Актуальность исследования обусловлена тем, что:У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны  речи.Исследования подтверждают неод...

Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи

Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи...

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...

Мастер-класс для педагогов «Использование игр и упражнений для развития ритмической стороны речи дошкольников»

Представленный  материал  поможет  познакомить педагогов с примерами игр и упражнений для развития ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...