Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»
проект (подготовительная группа)

Проект в подготовительной группе

«Осень - чудная пора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_osen_podgotovitelnaya_gruppa_-_kopiya.docx806.29 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

             «ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4.  

Проект в подготовительной группе

«Осень - чудная пора»

                                                 Выполнили воспитатели:

                                                                                                   Решетникова Е.В.

                                                                                                           Фурсина Н.И.

г.Самара 2022 г.

 Вид проекта: информационно – творческий.

 Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)

 Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

 Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в МДОУ укрепляем и

расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой

природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так

и дома.

  Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень – чудная пора!».

    Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

       Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
  • Этапы осуществления проекта:
  • Подготовительный этап.
  • Основной этап.
  • Заключительный этап.

                                Подготовительный этап.

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

                                      Основной этап.        

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

• «Приметы осени»

• «В гости к осени»

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Цикл наблюдений:

«Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада),

«Соберем семена садовых цветов»,

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»,

«Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,

«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,

«Куда летят перелётные птицы?»,

«Почему исчезли насекомые?»

Целевые прогулки: 

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экскурсия по территории Ерик-парка.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление

описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок

(А.А.Фет «Ласточки пропали», Е.Трутнева «Осень»).

Словесные игры:

«Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши

словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много»,

«Вспомни – назови», «Будь внимательным».

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел (а) в парке?»

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный

сад»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Ю. Тувим «Овощи»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

В. Бианки «Синичкин календарь»

К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный

мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

«Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Сюжетно – ролевые игры «Семья – осенние хлопоты», «На прогулке в осеннем лесу».

Игры – драматизации:

«Однажды хозяйка с базара пришла»,

«Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме».

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

сбор природного материала на прогулке  (шишек, семян, листочков для гербария);

уборка опавшей листвы;

подготовка клумбы группового участка к зиме;

уборка мусора с участка – ветки, бумажки, камешки.

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие

деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенний лес»

«Запасливый ёжик»

«Ваза с фруктами»

Рисование:

«Золотая осень» (пейзаж)

«Ветка рябины»

«Осенний натюрморт»

«За грибами в лес осенний»

Лепка

«Грибное лукошко»

«Осеннее дерево»

Оригами:

Коллективная работа «Грибная полянка»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Деревья осенью»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним

отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

«Осенняя сказка»

«Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное — несъедобное!»

«Осенние листочки»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Физкультминутки:

«Клён»

«Листопад»

«Грибы»:

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

«Осенние листья»

Работа с родителями:

1. Сбор природного материала.

2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

3. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, в лес, парк.

4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок

5. Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».

6. Помощь в подготовке к празднику «Осенняя сказка» (изготовление костюмов, разучивание стихов, песен).

Заключительный этап.

Продукты проектной деятельности:

1. Праздник «Осенняя сказка»

2. Конкурс чтецов «Поэтическая осень»

3. Альбом детских рисунков «Краски осени»

4. Осеннее оформление группы.

Анализ результатов работы.

Результаты проектной деятельности:  

  • В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

Литература:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.                                                                                                                           2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

3. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

4. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

5. «Экологические проекты в детском саду» - Масленникова О.Н., Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель, 2013 г.

6. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвещение».

Беседа с детьми об осени.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Ход:

Загадать детям загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь елочек и сосен.

Кто я, дети? … (осень)

- Какое сейчас время года?

- Назовите признаки осени (солнце светит реже, и не греет, день становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и др.)

- Почему происходят эти изменения в природе? (солнце меньше светит и не греет)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сентябрь - первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.)

- Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему?

- Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц молодого звонкого льда) Почему?

- Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме)

- Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки нагнутся и сломаются)

- Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья, людям и животным нечем будет дышать.)

- Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки, нечего есть)

- Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они питаются только насекомыми)

- Какие улетают чуть попозже? Почему? (журавли, грачи и кукушки, т.к. остался корм: зерна, плоды, ягоды)

- Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока водоемы не замерзли, корма им хватает.)

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

- Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие)

- Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку, делают запасы, меняют шубы)

- Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь и пшеницу.)

- Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая)

- Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

- Какие стихи про осень вы знаете? ( А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..»).

Дети читают знакомые стихи об осени.

Цикл наблюдений

1. Наблюдение за погодой

Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома

Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

2. Наблюдение за деревьями

Цели: уточнить строение деревьев; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

3. За солнцем

Цели: расширить знания о солнце в ноябре.

Ход наблюдения

Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

Загадка: Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это… (солнце)

Д/и «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

4. Наблюдение за небом и осадками.

Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень»:

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

5.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения

Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.

А. Исаковской

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными. Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

Почему?

Попробуйте отгадать загадку.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

6. Наблюдение за изморозью и инеем.

Цели: расширить знания о явлениях неживой природы; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Загадка: В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает.

(Иней)

7. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Из чего состоит лед?

Какие свойства льда (снега) вам знакомы?

Как образуются снежинки?

Мы — снежинки!

Это мы — парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики.

Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

8. Наблюдение за птицами.

Цели: развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

9. Наблюдение за ветром (внешние проявления ветра)

Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Осень"

Проект в подготовительной группе "Осень"...

Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная».

Проект в подготовительнойгруппе«Осень разноцветная»....

Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная»

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, способствовать творческому и речевому развитию....

Педагогический проект для подготовительной группы"Осень-Красавица"

Проект для подготовительной группы.Тема "Осень"...

Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»

Вид проекта: информационно-творческий...

Проект в подготовительной группе "Осень - чудесная пора!"

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности...