Рабочая программа воспитателей старшей группы "А" общеразвивающей направленности на 2021-2022 уч.год
рабочая программа (старшая группа)

Елена Александровна Ненянг

Рабочая программа старшей "А" группы составлена на основе ООП МДОУ "Детский сад "Беоснежка" г. Надым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stsrshaya_gruppa_a_nenyang_e._a.docx74.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)56-34-53,E-mail:belosnezhka-ds@mail.ru ОКПО 78191969,

 ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Утверждаю:

 Заведующий МДОУ «Детский сад                                                                                                                                              

«Белоснежка» г. Надыма

Ю.М.Горбунова    ___________

Принято:

Педагогическим советом

 МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

 Протокол №___ от __________2021 г.                                                                                                                                          

Принято:

Советом МДОУ

 (родительским комитетом МДОУ)

 «Детский сад «Белоснежка»

Протокол № ___ от __________2021 г

Рабочая программа

воспитателей старшей группы «А» МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

составлена с учетом ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

на 2021-2022учебный год.

Составила: Ненянг Е. А.

г. Надым, 2021 г.

Содержание

I.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации рабочей программы

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.4

Планируемые результаты освоения программы.

II.

Содержательный раздел

1

 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

1.1

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

1.2.

Образовательная область "Речевое развитие"

1.3.

Образовательная область "Познавательное развитие"

1.4

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие

1.5.

Образовательная область "Физическое развитие"

2.

Формы, методы и средства реализации рабочей программы

3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Основные направления работы группы.

4.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

5.

Работа с семьями воспитанников.

III

Организационный раздел.

1.

Распорядок и режим дня: (выдаёт методист: сетка занятий, режим дня)

1.1.

Содержание педагогической работы в течение дня

1.2.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе.

1.3.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды и материально-техническое оснащение.

IV.

Список приложения.

I. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая образовательная программа разработана для старшей группы «А». Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» (далее – Основная образовательная программа).

При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 10.01.2014г. № 08-5,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),

- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе",

- Устав МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Содержание рабочей программы для старшей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Рабочая программа для старшей группы реализуется на государственном языке Российской Федерации. Нормативный срок освоения программы – 1 год. Реализация Основной общеобразовательной программы предусматривается в течение всего времени пребывания детей в ДОУ, вместе с тем, родители (законные представители) воспитанников имеют право пользоваться гибким графиком посещения ребенком образовательной организации и самостоятельным выбором образовательного маршрута, в том числе дополнительного образования ребёнка дошкольника, осуществления его в период реализации Программы (как вне ДОУ, так и внутри МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»).

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы

Рабочая программа для старшей группы «А» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется воспитатели группы МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г Надыма» (далее - ДОУ) в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования, с учётом образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития каждого дошкольника, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами и потребностями самого ребенка, характером и содержанием его активности.

Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

Приоритетными направлениями деятельности МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г Надыма» является: сохранение и укрепление здоровья; познавательно-речевое развитие.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

В основе реализации программы лежит культурно-исторический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.

Культурно-исторический подход рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

Личностно-ориентированный подход – все поведение ребенка определяется непосредственными и социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития: развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная(рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых родителей(законных представителей), педагогов ДОУ и детей;

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Программа сформирована на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

При реализации рабочей программы предусматривается непременное использование принципов гуманизации, дифференциации и индивидуализации, которые обеспечивают:

- учет индивидуальных особенностей детей, их склонности, интересы и возможности;

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, возможности развития его личного потенциала;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

В рабочей программе учтены принципы и подходы, определённые ведущими целями основной образовательной программой  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,

формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

подготовка к жизни в современном обществе,

формирование предпосылок к учебной деятельности,

обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В соответствие с приоритетным направлением деятельности ДОУ – познавательно-речевое развитие - особое внимание в рабочей программе уделяется задачам подготовить человека, обладающего коммуникативными компетенциями, способностью целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа.

1.4 Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

  •  Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  •  .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  •  Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми образовательной программы

 

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

«Физическое развитие»

Физическая культура:

  • Уметь ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  • Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа
  • Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
  • Умеет метать предметы правой и левой  рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). владеет шкалой мяча.
  • Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
  • Умеет кататься на самокате.
  • Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.
  • Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
  • В дидактических играх оценивают свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
  • Объясняет правила игры сверстникам.
  • После просмотра спектакля может оценить игру актера.
  • Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразный материал.

«Познавательное развитие»

  • Считает в пределах 10.
  • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10).
  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
  • Размещает предметы различной величине (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
  • Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
  • Называет текущий день недели.

«Речевое развитие»

Коммуникация:

  • Может участвовать в беседе.
  • Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

«Художественно – эстетическое развитие»

Рисование. 

  • Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.                                   Лепка.
  • Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
  • Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы движения фигур.
  • Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. 

  • Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.                                                                                              Музыка. 
  • Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  • Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).
  • Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.
  • Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

II Содержательный раздел

  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цели и задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:

- Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа.

Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- игровая деятельность;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- культурно-нравственное и этическое воспитание;

- гендерное, семейное, гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- основы безопасной жизнедеятельности.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане

К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация»

1.2 Образовательная область «Речевое развитие»

Цели и задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- знакомство с детской литературой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 5-6 лет От рождения до школы.  Мозаика-Синтез, 2020

Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

1.3 Образовательная область «Познавательное развитие»

Цели и задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Старшая группа. / под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цели и задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

- приобщение к искусству;

- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы».

К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

- Т.С.Комарова «Изодеятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет.(М. Мозаика-Синтез), 2019г.»

- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного  материала. Планы и конспекты занятий. – Мозаика-синтез 2006

- Т.С.Комарова «Изодеятельность в детском саду. Календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации с детьми 5-6 лет. (М. Мозаика-Синтез), 2020г.»

Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

Совместная со взрослыми и самостоятельная музыкальная деятельность планируется воспитателями календарно.

1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Цели и задачи:

- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

- способствовать овладению подвижными играми с правилами;

- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Направления образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

- формирование основ культуры здоровья.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. План физкультурных досугов и праздников представлен в Приложении 1 к Содержательному разделу Программы.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».

Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого -педагогической работы».

К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».

Для реализации задач физического развития детей воспитатели старшей группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровье сберегающие технологии (см. Таблицу здоровье сберегающих технологий в Приложении 1 к Содержательному разделу Программы).

  1. Формы, методы и средства реализации рабочей программы

В старшей группе «А» используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (далее НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма». В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013г.

В соответствие с ФГОС ДО, непосредственно образовательная деятельность, организуется по пяти направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др.), как сквозных механизмах развития ребенка.

  1. Особенности организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Основные направления работы группы.

 Для детей дошкольного возраста - подгрупповая, фронтальная.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе - 20 и 25 минут соответственно. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг, пятница), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью,

- подвижных игр,

- труда в природе и на участке,

- самостоятельной игровой деятельности,

- индивидуальной работы с ребёнком,

экскурсии;

игры:

- сюжетно-ролевые,

- дидактические игры,

- театрализованные, игры-драматизации,

- спортивные игры,

дежурство детей по столовой, на занятиях;

труд:

- коллективный,

- хозяйственно-бытовой,

- труд в уголке природы,

- художественный труд,

развлечения, праздники;

экспериментирование;

проектная деятельность;

чтение художественной литературы;

беседы;

показ кукольного театра;

вечера-досуги.

В режиме дня выделено специальное время для организации индивидуальной работы с детьми. В этом случае используются следующие виды деятельности:

Вид деятельности

Примеры

Игровая

  • разыгрывание сюжетных действий из жизни людей;
  • развивающие игры, в том числе и компьютерные;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • игры-путешествия;
  • предметные игры, игры-имитации

Познавательно-исследовательская

  • исследования объектов окружающего мира через наблюдение;
  • экспериментирование;
  • ситуативный разговор;
  • обсуждение проблемных ситуаций

Коммуникативная

  • совместная деятельность, организация сотрудничества;
  • овладение навыками взаимодействия с другими детьми и взрослыми;
  • развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов;
  • разгадывание загадок
  • обсуждение пословиц;
  • драматизация фрагментов;
  • разучивание песен, стихов и загадок

Конструирование из разных материалов

  • модели и макеты;
  • коллективные проекты

Изобразительная

  • отражение впечатлений от слушания произведений и просмотра мультфильмов во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Двигательная

  • подвижные игры

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • в помещении и на улице, как в режимной деятельности, так и в самостоятельной деятельности

Использование интеграции детских видов деятельности делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания дошкольного образования.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность, а специальная организация развивающей предметно - пространственной среды способствует расширению и углублению представлений детей об окружающем мире.

Современные образовательные технологии, применяемые в образовательном процессе:

здоровьесберегающие технологии;

технология проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

 информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированная технология;

развивающие технологии (в т. ч. технология «Ситуация»);

игровая технология;

технология проблемного обучения в детском саду;

технология интегрированного занятия.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ).

физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.).

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ).

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения).

обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-педагогика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Информационно-коммуникационные технологии

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно - ориентированная технология

Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Развивающие технологии

в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Технология «Ситуация»

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов (введение в ситуацию, актуализация знаний и умений, затруднение в ситуации, «открытие» нового знания (способа действий, включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка, осмысление), соответствующих этапам метода рефлексии.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Технология проблемного обучения в детском саду

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Методика создания проблемных ситуаций

•        воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

•        сталкивает противоречия практической деятельности;

•        излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

•        предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

•        побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

•        ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

•        определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

•        ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного - использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

        Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни свою точку зрения».

5. Работа с семьями воспитанников

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому при реализации Программы дошкольного образования, необходимо учитывать такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители – главные участники педагогического процесса. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Для обеспечения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом созданы следующие условия:

  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
  • Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

       Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями. Традиционные формы:

  • Коллективные (собрания, конференции, «Круглые столы» и др.)
  • Индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации)
  • Наглядно – информационные (видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, папки – передвижки, фотографии, выставки детских работ и др.)

      Нетрадиционные формы:

  • Информационно – аналитические (проведение социальных срезов, опросов, «Почтовый ящик»)
  • Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)
  • Познавательные (семинары -  практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы и др.)

Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2. практическая помощь семье в воспитании детей;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5. активизация их педагогического самообразования.

 Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Одной из приоритетных задач МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Цель здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

Повышение эффективности воспитательно-образовательной и оздоровительной работы посредством создания мотивации и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений, как важнейшего фактора личностного развития ребенка.

Задачи здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

Создать здоровьесберегающее образовательное пространство через системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста.

Обеспечить здоровьесберегающий процесс нормативно-правовой, инструктивно-методической базой.

Обеспечить сохранение и укрепление здоровья воспитанников на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода.

Обеспечить кадровую поддержку осуществления системы здоровьесбережения участников образовательных отношений в ДОУ.

Создать медико-педагогические условия для формирования единой системы сохранения и укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии.

Обеспечить организационно-педагогические условия инновационной здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.

Формировать здоровый образ жизни у всех участников образования. Воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью у  воспитанников.

Формировать культуру поведения и культуру общения у воспитанников, развивать модель поведения, соответствующую общечеловеческим ценностям.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, используемые в нашей группе

Виды

Особенности организации

Медико-профилактические

Закаливание   в соответствии с медицинскими показаниями

1

умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Дошкольные группы ежедневно

2

ходьба босиком

Все группы ежедневно

3

облегченная одежда

Все группы ежедневно

Профилактические мероприятия

1

витаминизация 3-х блюд

Ежедневно

2

употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

3

полоскание рта после еды

Ежедневно

4

Чесночный «медальон»

ежедневно, по эпидпоказаниям

Медицинские

1

мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

2

плановые медицинские осмотры

1 раз в год

3

антропометрические измерения

2 раза в год

4

профилактические прививки

По возрасту

5

Кварцевание

По эпидпоказаниям

6

организация и контроль питания детей

Ежедневно

Физкультурно-оздоровительные

1

коррегирующие упражнения (улучшениеосанки, плоскостопие)

Ежедневно

2

зрительная гимнастика

Ежедневно

3

пальчиковая гимнастика

Ежедневно

4

дыхательная гимнастика

Ежедневно

5

элементы точечного массажа

средняя, старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю

6

динамические паузы

Ежедневно

Образовательные

1

привитие культурно-гигиенических навыков

Ежедневно

III Организационный раздел

  1. Распорядок и режим дня:

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.

Гибкий режим рассматривается в вариантах:

Организация жизни детей в группе в дни карантина;

Распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала;

Разная длительность пребывания ребёнка в группе (по желанию родителя).

При построении режима дня учитываются следующие принципы:

Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим и индивидуальным особенностям дошкольника, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года). Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

Организация сна

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступает снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводятся дневному сну.

При организации сна в ДОУ учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении до +19 градусов.  

4. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

5. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели.

Организация прогулки

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет 3- 4часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня, а также после ужина и перед уходом детей домой дети с воспитателем выходят на прогулочные участки (организуется игровая деятельность на открытом воздухе по желанию детей). При температуре воздуха ниже - 15°Си скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулка состоит из следующих частей:

- наблюдение,

- 2 подвижные игры,

- труд на участке,

- индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,

- самостоятельная игровая деятельность детей.

В зависимости от предшествующей прогулке НОД и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети занимались деятельностью, требующей больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке вначале проводятся подвижные игры, пробежки, а затем наблюдения. Если до прогулки занимались физической или музыкальной деятельностью, то прогулка начинается с наблюдений, спокойных игр.

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность детей 3-8 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Организация питания

Одним из важнейших факторов поддержания здоровья воспитанников и эффективности воспитания и обучения является организация рационального и сбалансированного питания.  В ДОУ организовано 5-ти разовое питание на основе примерного 10-дневного меню. В детском меню представлены разнообразные блюда, в 10.00-соки, витаминизированные напитки или фрукты. Ежедневно в 3-е блюдо (компот) добавляется аскорбиновая кислота для профилактики авитаминоза.  Калорийность, химический состав детских блюд соответствуют современным требованиям.

Педагоги осуществляют системную работу:

- с родителями воспитанников, в целях организации рационального питания в семье (для обеспечения преемственности в организации питания детей дошкольного возраста, родителей информируют об ассортименте питания ребенка в ДОУ, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в ДОУ);

- с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании, способах сохранения и укрепления здоровья, и правилах этикета, принятых в обществе при приёме пищи.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:

- мыть руки перед едой;

- класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;

- рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами (в зависимости от возраста): тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в тарелке.

В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные – воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

  1. Содержание педагогической работы в течения дня:

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Прием детей на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
  • Гигиенические процедуры (обширное умывание)
  • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны)
  • Физкультурные занятия
  • Физкультминутки на занятиях
  • Прогулка в двигательной активности
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • спортивные игры
  • занятия в физкультурных секциях
  • факультативы
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

• Физкультурные досуги, игры и развлечения оздоровительная гимнастика

1.2 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

- явлениям нравственной жизни ребенка;

- окружающей природе;

- миру искусства и литературы;

- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;

- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.);

- сезонным явлениям;

- народной культуре и традициям.

Праздничные традиционные мероприятия: «День знаний», «Праздник осени», «День матери», «День отца», «Новый год», «Святочные колядки», «День защитника Отечества», «Масленица», «Мамин день», «День смеха», Пасхальная неделя», «День Победы», «Выпускной балл», «День защиты детей», «Моя Пушкиниана», «День березки», «День города», празднование детских дней рождения детей, Зимняя и Летняя Спартакиада, посещение детской библиотеки, тематические выставки совместных детско-родительских работ, Дни открытых дверей, спортивные праздники для детей и родителей (законных представителей).

1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-техническое оснащение.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) старшей группы «А» соответствует требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3147-13.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Белоснежка» г. Надыма».

При проектировании РППС в группе учтены особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие  условия, требования ООП, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов, участников сетевого взаимодействия).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (группа, прилегающая территория, предназначенные  для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе  развивающим программным обеспечением) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Материально-техническое обеспечение Программы

В старшей группе «А» МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма», созданы необходимые материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  • оборудованию и содержанию территории,
  • помещениям, их оборудованию и содержанию,
  • естественному и искусственному освещению помещений,
  • отоплению и вентиляции,
  • водоснабжению и канализации,
  • организации питания,
  • медицинскому обеспечению,
  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
  • организации режима дня,
  • организации физического воспитания,
  • личной гигиене персонала.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

В группе созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для успешной реализации нашей рабочей программы мы используем следующую методическую литературу:

  • Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» средняя группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
  • Рабочая программа воспитателя Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» средняя группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, 2014.
  • РЛ.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  • Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала» старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
  • И.А. Помораева – «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.
  • Л. Ю. Павлова сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  • Рабочая тетрадь к программе «От Рождения до школы» по математике для дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  • В.В. Гербова Развитие речи в детском саду старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2020.
  • В.В. Гербова Развитие речи в детском саду старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2018.
  • Рабочая тетрадь к программе «От Рождения до школы» по развитию речи для дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  • Рабочая тетрадь к программе «От Рождения до школы» уроки грамоты для дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  • Рабочая тетрадь к программе «От Рождения до школы» прописи для дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  • Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду старшая   группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2019.
  • Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду старшая   группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2020
  • Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшей группе».– М.: Мозаика – Синтез, 2018.
  • М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой.

IV. Список приложений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя Второй младшей группы на 2021-2022 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – Ф...

Рабочая программа в старшей группе "Дюймовочка" на 2021-2022 г.

Рабочая программа в старшей группе "Дюймовочка" на 2021-2022 г....

Рабочая программа воспитателя старшей группы "Солнышко" на 2021 - 2022 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 6-е издание, доп. &nda...

Рабочая программа воспитателя младшей разновозрастной группы на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа младшей разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 и от 3 до 4 лет с учётом их возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2021-2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2021-2022 учебный год...

рабочая программа разновозрастной группы комбинированной направленности на 2021-2022 уч.год

Программы является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходи...