Как подготовить и провести родительское собрание. Семинар-практикум.
материал

Смирнова Юлия Михайловна

Данный материал может быть полезен воспитателям в подготовке и проведении родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 57»

Как подготовить и провести родительское собрание.

Семинар-практикум.

         Подготовила и провела: Смирнова Ю.М.                          

                                                 

г.о. Солнечногорск

                                                 

Вводная часть.

(сразу делим педагогов на две группы- берут кусочек пазла, который пригодится в конце семинара) Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы очень рады видеть вас на нашем семинаре – практикуме.

Тема семинара: «Как подготовить и провести родительское собрание»

Работа  с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.

          Большинство классиков педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кратчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Но не только классики рассуждали о роли семьи. Обратимся к устному народному творчеству

Упражнение «Ледокол» – «Составь пословицу» (пословицы о семье разделены на две части, необходимо составить целое). Какие пословицы о семье вы знаете?

И это не случайно. Ведь центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.

За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты, включая дошкольное учреждение, должны этому содействовать.

Работа в подгруппах.

1 группа

Почему родители перекладывают ответственность на педагогов? (занятость родителей, нежелание, некомпетентность, позиция «Вы педагоги вы и воспитывайте» и др.).

2 группа

Родители перекладывают ответственность на педагогов. - Чем можно обосновать такую позицию?

  1. Закрытость ДОУ. Приглашение на праздники, семинары, когда нужна помощь, в остальное время – закрытость учреждения
  2. Позиция педагога: убеждение в педагогической некомпетентности родителей, миссия – поучение семьи, акцент на негатив, игнорирование его настроения, жизненного опыта.
  3. Формы работы – доминирование монолога педагога.

Как решить эту проблему? Обсуждение.

Для того, чтобы изменилось отношение родителей к вопросам ответственности за воспитание собственных детей, необходимо, прежде всего, педагогам перестроить свое отношение к данной проблеме и найти такие формы взаимодействия, которые бы позволили сделать семью и ДОУ партнерами в воспитании детей.

Форм работы с родителями существует множество, но мы сегодня остановимся на одной из них, наиболее сложной, требующей тщательной подготовки от педагога и профессиональных умений.

Эта форма – родительское собрание

Что же такое родительское собрание? Вы можете напомнить себе (на слайде)

Родительское собрание (встреча) это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

       Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор.

Правила при подготовке к родительскому собранию

• собрание должно быть целенаправленным;

• отвечать запросам и интересам родителей;

• иметь четко обозначенный практический характер;

• проводиться в форме диалога;

• на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Более подробную информацию вы можете прочитать в памятке.

Тематика родительских собраний весьма разнообразна. Мы составили примерный перечень тем, возможно он будет вам полезен. Ознакомление с темами.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Творческая работа

А сейчас мы предлагаем вам попрактиковаться в изготовлении афиши – приглашения на родительское собрание. Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания. От того, в какой форме она будет составлена, каким содержанием наполнена, будет зависит, захотят ли родители прийти на встречу, насколько информированы будут по теме и т. д… Перед вами все необходимые материалы. Приступаем… .

Изготовление афиши для собрания из предложенных тем или свою

Замечательно, какие интересные и нетрадиционные приглашения у нас получились…. 

Родительское собрание является основным способом взаимодействия родителей и детского сада, и отвечаем за это взаимодействие — мы, воспитатели, для нас проведение собрания — прямая обязанность.

Заключительная часть

В конце сегодняшней встречи, я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

• Если вы считает, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;

• Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой;

• Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте;

• Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой;

• Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, похлопайте в ладоши.

Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей.

Подготовительная группа

  1.  «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей». «Готовим детей к школе. Что это значит?». «Как подготовить руку ребёнка к письму». «Советы родителям будущего первоклассника». Готов ли ваш ребенок к школе? Показатели готовности». «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников». «Развитие речи как фактор подготовки к школе». «Социально-психологическая адаптация детей к дальнейшему обучению в школе».
  2. «Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице».
  3. «Чтобы дети были здоровы». «Развиваем интерес к спорту».
  4. «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье. Семейный иммунитет».
  5. «Театр и театральные игры как средство всестороннего развития творческой личности ».
  6. «Что такое занимательный математический материал?».
  7. Ребенок и правила дорожного движения (ПДД).

Примерные темы родительских собраний

1,2 младшая группа

  1. «Родителям о значении закаливающих процедур». «Как прививать малышам полезные привычки». «Обучение дошкольников гигиеническим навыкам».
  2. «Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей». «Развивающий предметный мир». «Формирование игротеки. Маленькие гении дома».
  3. «Поиграйте с ребёнком в сказку»- о роли театрализованных игр в развитии детей.
  4. «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция».
  5. «О воспитании безопасного поведения дома и на улице».
  6. Семинар-практикум: «Волшебные пальчики».
  7.  «Кризис 3х лет»
  8.  «Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет»
  9. «Сила радости»

Средняя группа

  1. «Психологический комфорт в детском саду и дома».
  2. «Подвижные игры в семейном кругу». «Организация двигательной активности с детьми дома и на улице».
  3. «Воспитание безопасного поведения у ребенка дома и на улице».
  4. «Формируем полезные привычки». «О здоровье всерьез...». «Культура правильного питания – путь к здоровью».
  5. «Какие игрушки необходимы детям».
  6. «Уроки добра»,- о развитии позитивного социального опыта в общении.
  7.  «Трудимся вместе» - об организации совместной деятельности взрослого и ребенка при выращивании комнатных растений.
  8. « Воспитание культуры поведения детей средствами театрализованной деятельности».
  9. «Волшебный мир книги». «Значение чтения  для развития речи дошкольника».
  10. «Что такое занимательный математический материал?».
  11. «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества».
  12. «Развитие эмоций детей через творческую деятельность»

Старшая группа

  1. «Развитие речи. Профилактика речевых нарушений».
  2. «О пользе закаливающих процедур».
  3. «Приобщение детей к народному искусству»
  4. «Читаем детям о здоровье».
  5. «Культура правильного питания – основа ЗОЖ».
  6. «Воспитание гуманного отношения у детей к природе».
  7. «Уроки добра»,- о развитии позитивного социального опыта в общении.
  8. « Воспитание культуры поведения детей средствами театрализованной деятельности».
  9. «Развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников».
  10. «Что такое занимательный математический материал?».
  11. «Безопасность детей в условиях дорожной среды».

Пословицы о семье

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В семье и каша гуще.
  • Семья воюет, а одинокий горюет.
  • В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  • Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Богатую невесту беручи, да думай о том, как семью кормить.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Бабушке — один только дедушка не внук.
  • Намёки да попрёки - семейные пороки.
  • Густая каша семьи не разгонит.
  • Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.
  • У милого дитяти много имён.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • На что клад, коли в семье лад.
  • Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • Дочернины дети милее своих.
  • Люблю своих детей, но внуки милей.
  • Дети родителям не судьи.
  • Когда не вижу своих, так тошно без них; а увижу своих, так лучше без них.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. 

За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его

проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Серьезно продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администрацию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне

 Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

2. Анкетирование родителей по теме собрания.  

Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.                                                

3. В подготовке собрания дети - главные участники. Они изготавливают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового и природного материалов и вручают их родителям.

4. Изготовление памяток с советами.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

5.      Подготовка конкурсов по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

6.      Подготовка выставок по теме собрания.

Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.        

7. Видеозапись  ответов детей, презентации.

8.  Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании — активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.

9.  Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

10.  Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Вручение дипломов, медалей и т.д. 

 

 

Литература

1.  Л.Н.  Киш, С.В. Греку  «Родительские собрания» Волгоград, Учитель   2010  г.

2. О.В. Матросова «Современные проблемы детского сада и семьи»,  Волгоград, Учитель 2010  г.

3. Л.Е. Осипова  «Работа детского сада с семьей» г. Великие Луки, Издательство Скрипторий, 2008 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как подготовить и провести родительское собрание. Семинар-практикум. Подготовила и провела: Смирнова Ю.М. г.о.Солнечногорск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57»

Слайд 2

«Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кратчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля» Платон

Слайд 3

Устное народное творчество. Игра «Ледокол» составь пословицу Пословицы о семье В семье согласно, так идёт дело прекрасно. У милого дитяти много имён. Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Вся семья вместе, так и душа на месте. Дерево держится корнями, а человек семьёй. В хорошей семье хорошие дети растут. На что клад, коли в семье лад. Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа. За общим столом еда вкуснее.

Слайд 4

Работа в подгруппах. воспитатели Родители перекладывают ответственность на педагогов. - Чем можно обосновать такую позицию? родители Почему родители перекладывают ответственность на педагогов?

Слайд 5

Родительское собрание – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Слайд 6

Правила при подготовке к родительскому собранию собрание должно быть целенаправленным и основательно подготовленным ; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога и носить неформальный характер ; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании; в подготовке собрания дети - главные участники; изготовить памятки с советами; подготовить конкурсы по теме собрания; подготовить выставки по теме собрания; сделать видеозапись ответов детей, презентации; обязательно наличие обратной связи

Слайд 7

Творческая работа Изготовление афиши-приглашения на родительское собрание Изготовление приглашения на родительское собрание от детей

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ Если вы считает, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами; • Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой; • Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте; • Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой; • Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, похлопайте в ладоши.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание,семинар-практикум,развитие мелкой моторики.

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.3. Заинтересовать проблемой.4. Научить родителей по-новому играть с детьми, п...

Родительское собрание — семинар-практикум «Посмотри по сторонам»,

Семинар -практикум для родителей с инспектором ГИБДД- " Посмотри по сторонам"...

Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"

Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...

Родительское собрание (семинар - практикум) «Мульт - страна для детей и для родителей»

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчес...

Родительское собрание (семинар-практикум) "А вы готовы к первому классу?"

Родительское собрание подходит для проведения в онлайн и офлайн форматах....