Организация предметно - развивающей среды
материал (старшая группа)

Одарич Мария Васильевна

Организация предметно – развивающей среды в старшей группе.

    Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.

В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.

    Центр речевого развития

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Игры для развития речевого дыхания («Сдуй снежинку», «Чудеса в бутылке», «Горячий чай»), игры для подготовки к чтению, игры для развития мелкой моторики («Волшебные прищепки», «Шнуровка»), картотека пальчиковых игр, дыхательных упражнений, артикуляционная гимнастика, тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса. Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Предметы из сюжетов», «Алгоритм для составления описательного рассказа». Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте: «Азбука в картинках», кубики «Занимательные буквы», игра-пазл с буквами «Умный паровозик», рамки- вкладыши «Алфавит». Очень эффективны для развития руки колючие мячики для массажа и Су-Джок колечки. Также в центре есть кукла-талисман «Светлячок», для повышения интереса   воспитанников к деятельности по речевому развитию.

Центр безопасности и ПДД

 

Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе оборудован центр Безопасности и ПДД, в котором находятся познавательные игры, дидактические материалы («Школа безопасности», «Осторожные сказки»). В этом центре решаются такие задачи, как ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Подобран разнообразный материал: сюжетные иллюстрации, демонстративный материал, папки-передвижки, картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры по ОБЖ и ПДД («Хорошо-плохо», «Внимание дорога», «Это надо знать», «Дорожная азбука», «Дорога в школу»), коврик «Перекрёсток», «Пешеходный переход», макет «Перекрёсток», «Светофор», наборы дорожных знаков.

      Игровой центр  является одним из наиболее востребованных у воспитанников. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций. Воспитанники моей группы имеют возможность организовать различные сюжетно-ролевые игры:  «Семья», «День рождения», «Скорая помощь», «Поликлиника», «Аптека», «Детский сад», «Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Ателье», «Почта»  и др.

     Центр познавательной игры

Центр познавательной игры оснащен играми на развитие логики, интереса к элементарной математической деятельности. В нём размещены: материал для счета,  задачи-шутки, загадки и считалки, счётный материал, развивающие сортеры. Дидактические игры «Геометрическое лото», «Целое из частей», «Геометрическая мозаика», «Учись считать», «Цвет и форма», «Размер», «Занимательный квадрат» «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд, «Математические домики», «Детям о времени» и др. Развивающие игры: счётные палочки и схемы к ним, «Сложи узор». Использование разнообразного дидактического наглядного, игрового материала способствует знакомству ребят с различными предметами и величинами.  Созданные условия позволяют найти каждому ребёнку путь в «Математику», через игру вызывают желание к познанию нового, способствуют умственному и личностному развитию.

     Центр патриотического воспитания

В центре патриотического развития размещены: карта, герб  и флаг России, фотоальбомы о родном городе и крае  («Ачинск и его достопримечательности», «Древний город», «Достопримечательности Красноярского края», «Парк флоры и фауны «Роев ручей», «Моя семья», «Наша группа»), картотеки («Народный календарь», «Предметы старины», «Костюмы разных народов», «Наши предки-славяне» и др.),  книги («Россия», «Народные промыслы»), атласы («Прогулка по России», «Животные и птицы России»), предметы народного промысла (матрёшки, игрушки, куклы-скрутки, кукла «Ивановская красавица»), игры («Костюмы народов мира», «100 чудес России», «Мой город Ачинск», «Большое путешествие по Красноярскому краю», «Наша Родина», «Подбери матрёшке юбочку») Данный центр позволяет формировать духовные основы ребёнка, патриотическое отношение к своему городу, краю, стране, создаёт у ребёнка чувство социальной ответственности и бережного отношения  к труду.

    Центр конструирования

Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен, любой конструктор можно переместить на любое место. Крупные напольные модули, из которых можно построить дом или даже ракету. Наборы кубиков, деревянные строительные наборы для сооружения построек. Конструкторы из серии «Лего» (крупный, мелкий). Наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования. Металлический конструктор с креплениями на гайках и винтах. Мозаики, Фрутокрышки, Танграм.  Конструкторы: «Построй башню», «Малыш», «Крутящиеся шестерёнки», «Вязкие шарики», «Звёздочки», «Многогранники». Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт.) Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

   Центр природы и экспериментирования

Задача данного центра - развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире. Центр природы и экспериментирования содержит инструменты для проведения опытов и экспериментов в образовательной деятельности. Для детского исследования необходимы самые разнообразные бросовые материалы: дерево, пластмасса, резина, металл, ткани, бумага. Природные материалы: (песок, земля, камушки, глина, ракушки, мелки). Красители (пищевые, гуашь, акварель). Маленькие зеркала, лупы, песочные часы, весы, магниты, подносы, клеенчатые фартуки, нарукавники. Медицинский материал (вата, пипетки, ватные палочки и т.д). Материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри). В уголке есть наборы для игр с песком и водой.

В природном уголке находятся поделки из природного материала. Календарь наблюдений помогает закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д. Коллекции: семян различных растений: (гречка, фасоль, горох и др.), ракушек, камней. Оформлен гербарий и альбомы наблюдений за растениями. Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, лейки. Деятельность в центре позволяет создавать условия для развития у детей наблюдательности, инициативности любознательности и познавательной активности.

    Центр уединения

В центре уединения расположено кресло – мешок, различные  мягкие красочные подушки, мягкие модули, на полу лежит яркий пушистый коврик. игры для развития мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, игрушки для пальчиковых игр, сухой бассейн, игры-шнуровки, игрушки-антистресс, мягкие игрушки, игра «Разные эмоции» Наличие психологического уголка дает возможность воспитанникам по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Дети обучаются приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия.

    Центр театрализованной игры и музыки

Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей в интересной для них деятельности. Дети могут обыгрывать знакомые им сказки в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, настольный театр, театр игрушек и др. Имеются атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.), платочки, разноцветные ленточки. Различные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, металлофон, музыкальные погремушки самоделки (шумовой оркестр), маракасы, саксофоны, гитара, губная гармошка.

    Центр книги

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в нашей группе оборудован центр книги. В нём  содержится художественная литература, соответствующая возрасту воспитанников. Все книги и иллюстрации обновляются с учётом комплексно-тематического планирования.

    Центр художественного творчества

В центре творчества дети рисуют, лепят, выполняют аппликации по собственному замыслу. Полки заполнены необходимыми материалами: бумага, раскраски, трафареты, штампы для рисования, фломастеры, карандаши, краски, мелки, непроливайки, кисточки, клей, цветная бумага, готовые шаблоны для изготовления аппликаций, пластилин, многоразовые ламинированные шаблоны для рисования фломастерами.

    Физкультурный центр

Этот центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. В нём расположены картотеки: малоподвижных игр,  физкультминуток, комплекс утренних гимнастик, бодрящих гимнастик, иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Имеется спортивный инвентарь: массажные дорожки, сборный массажный коврик для босохождения, мячики – ежики, скакалки, обруч, кольцебросс, мячи резиновые и пластиковые разных размеров, массажные мячи, корзины для игр с бросанием, кегли.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno_-_razvivayushchey_sredy.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация предметно – развивающей среды Старшая группа

Слайд 2

Центр речевого развития

Слайд 3

Центр Безопасности и ПДД

Слайд 4

Игровой центр

Слайд 5

Центр познавательной игры

Слайд 6

Центр патриотического воспитания

Слайд 7

Центр конструирования

Слайд 8

Центр природы и экспериментирования

Слайд 9

Центр уединения

Слайд 10

Центр театрализованной игры и музыки

Слайд 11

Центр книги

Слайд 12

Центр художественного творчества

Слайд 13

Физкультурный центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...