Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Анализ парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Я - Человек"
методическая разработка

Шарапова Надежда Ивановна

Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад № 49

Выступление

на семинаре-практикуме на тему:

«АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Я - ЧЕЛОВЕК»

Шарапова Надежда Ивановна

воспитатель, высшей квалификационной категории

2020

Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

 Задачами программы являются:

  • Образовательная; дать детям первоначальные знания о человеке, строении его организма, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.
  • Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность,
    обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям,
    соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую
    толерантное отношение ко всем людям.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему
    организму, миру взрослых и окружающей действительности;
    эстетические чувства, добротную нравственную основу.

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств.

2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

3. Стержневым понятием программы являются знания - о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

4. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности.

Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления.

Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам).

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребенка.

В методических и наглядных пособиях к программе даются рекомендации о возможности использования их в работе с детьми разного возраста. Познавательный материал по всем разделам можно давать детям в сокращенном виде, но детям, которые проявили особый интерес и понимание можно, давать эту информацию полностью.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно он этот стиль служит базой и условием эффективности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был уверен в том, что его любят.

Дошкольник должен иметь представления о своих правах и обязанностях, должен овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.

Программа «Я - Человек» включает четыре больших раздела:

1 раздел- «Что я знаю о себе».

2 раздел- «Кто такие взрослые люди».

3 раздел- «Человек-творец».

4 раздел- «Земля — наш общий дом».

Цель первого раздела - «Что я знаю о себе» — формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

Цель раздела второго раздела- «Кто такие взрослые люди» — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности.

Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Цель третьего раздела - «Человек-творец»-привлечь внимание к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Цель четвертого раздела - «Земля - наш общий дом» - воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства

гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:

1. «Что я знаю о себе»

- мой организм;

- мои чувства;

- мои мысли;

- мои поступки;

- мои умения,

- моя семья, моя родословная,

- как мы живем в детском саду.

2. «Кто такие взрослые люди»

- дети и взрослые;

- зачем и как работают взрослые люди;

- зачем и как люди отдыхают.

3. «Человек -творец»

- предметы рукотворного мира;

- человек создает технику;

- живая, неживая природа и человек;

- материалы, созданные человеком;

- человек — художник.

4. «Земля-наш общий дом»

- что такое Земля;

- какие люди живут на Земле;

- как люди заселили Землю;

- твоя страна, твой народ

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Одним из условий реализации программы авторы считают естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из данной программы.

Авторы предлагают еженедельно проводить следующие виды занятий:

1. Познавательные эвристические беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Изобразительная и конструктивная деятельность.

4. Экспериментирование и опыты.

5. Музыка.

Особое внимание предлагается обратить на игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.

Для наиболее эффективной реализации программы авторы рекомендуют следующие советы;

- не усложнять программу, информация для детей должна быть проста и понятна, без научных терминов, но научно достоверна;

- никогда не принуждать ребенка к разговору. Беседовать с ним необходимо тогда, когда ребенок хочет разговаривать с вами на данную тему;

- не спешить с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех вышеперечисленных разделов. Также предлагаются рекомендации родителям, воспитателю дошкольного учреждения и учителю начальных классов для знакомства с данной программой.

Программа «Я - Человек» имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей для детей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум. Тема: «Создание оптимальных условий для всестороннего нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...