Доклад на тему Образовательная технология «Модель трех вопросов» в детском планировании- 2022г
методическая разработка (старшая группа)

Казиева Эльвира  Насивуловна

Утренний круг по программе "Вдохновение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Образовательная технология

                      «Модель трех вопросов» в детском планировании.

«Участвовать – значит вносить свой вклад

в совместную работу…»

Л.В. Михайлова – Свирская

Планирование образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентировано на интересах и возможностях каждого ребенка.

В ст.13 «Конвенция о правах ребенка» предусмотрено, что «ребенок имеет право свободного выбора выражать свое мнение…, искать, получать и передавать информацию.»

На основе этих документов можно отметить, что технология «Модель трех вопросов», разработанная Лидией Васильевной Свирской в настоящее время стала актуальной для планирования и организации детской деятельности в ДОУ. Данная технология позволяет реализовать на практике индивидуальное взаимодействие взрослых и детей. А также помогает ребенку формировать свое мнение, потребность получать информацию и добывать её самостоятельно. Основная цель этой технологии состоит в том, что воспитатель задает детям три вопроса: (презентация-2 слайд)

  • Что мы знаем?
  • Что хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: (3-слайд)

1. План - утренний групповой сбор.

2. Дело - работа в центрах активности.

3. Анализ - ежедневный сбор информации.

                       Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов:  (4 слайд)

             1 этап -Выбор темы                                       

             2 этап- Планирование

             3 этап -

       На первом этапе -Выбор темы. (5-слайд)

На данном этапе   определяем  тему лексической недели. 

В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс с детьми строится на комплексно-тематическом планировании. Знакомство с новой темой недели начинается с понедельника. Но, что дети знают и что им интересно, согласно технологии Свирской, лучше определить заранее. Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущей лексической темы. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.

                                  На втором  этапе Планирование.(6-слайд)

Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они   уже знают об определенном предмете или явлении. Задача воспитателя – зафиксировать ответы детей на  листе бумаги. Таблица, составленная по модели трех вопросов – основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе.

Планирование – это способ, с помощью которого ребенок намечает шаги и разрабатывает последовательность своих действий. Работая с детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы « Вдохновение», я отметила, что дети часто затрудняются в планировании своей деятельности, поэтому в своей работе мной было принято решение внедрить и апробировать  технологию «Модель трех вопросов», что помогает планировать детскую и совместную деятельность.

В понедельник, когда мы вводим детей в новую тему недели, на утреннем круге с помощью трех вопросов обсуждаем - что мы знаем, определяем, что хотим узнать и как мы это узнаем. Каждый ребенок высказывает свое мнение, и мы схематично составляем таблицу, куда вписываются все ответы детей и автор.

(Предлагаю посмотреть видео утреннего круга в старшей группе

« Почемучки» по лексической теме « Земля-наш общий дом»)

По завершению утреннего сбора каждый ребенок ежедневно решает, чем он сегодня будет заниматься со сверстниками или с воспитателем, какой вопрос ему хочется узнать первым.

Свое решение дети показывают в центре « Я выбираю» (7 слайд), планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.          

Далее идет работа в «Центрах активности» (8 и 9  слайд)         

                                     На третьем  этапе. Реализация проекта.

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах активности, направляет и контролирует осуществление проекта, т.е выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах по теме

 « Земля-наш общий дом»(презентация)

• Центр математики

Измерить расстояние между городами

Центр экспериментирования

Запомнить название полезных камней, взвесить их.

Найти самый тяжелый камень.

• Центр строительства

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

• Центр познания

Рассмотреть глобус.

Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

Подготовить рассказ - сообщение о Земле.

• Центр художественного творчества

Слепить из пластилина глобус.

Нарисовать карту нашей страны.

Выполнить аппликацию «Моя планета»

• Центр книги

Рассмотреть энциклопедию

Выбрать и прочитать рассказ о Земле с воспитателем.

Сочинить сказку о Земле.

              На четвертом этапе .Завершение проекта с дальнейшей презентацией. (10 слайд)

Завершив проект, воспитатель проводит подготовку продукта деятельности, дети представляют  конечный продукт деятельности.

        Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре конструирования». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

Таким образом, технология «Модель трех вопросов» служит основой для планирования детской деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. С помощью этой технологии, каждому ребенку в группе ежедневно предоставляется возможность планировать свою деятельность в центрах активности и фиксировать свой выбор в центре « Я выбираю».

Достоинства образовательной технологии

 «Модель трех вопросов»: (11 слайд)

  • возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач;
  • возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя;
  • возможность развивать волевые качества, навыки партнерского взаимодействия.

Благодаря проведенной работе дети научились грамотно и разнообразно планировать свою деятельность, что способствует познанию окружающего мира, дает возможность делать свои открытия и достижения самостоятельно, а также получать и распространять информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Педагогическая технология "Модель трех вопросов"

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на один из основных принципов дошкольного образования:   поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....

Использование технологии «Модель трех вопросов» в детском планировании.

Опыт работы по планированию детской деятельности в ДОУ, совместно с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Модель трех вопросов"...

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год...

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....

Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»

Данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в  детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность....