"Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
статья

Логинова Анна Евгеньевна

обощение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28

«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 Обобщение опыта работы

 тема «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

 

Составила:

Логинова Анна Евгеньевна,  

воспитатель                                                                                

                                                                                                                                                                   

                                                                                         

2020 – 2021 учебный год

                                                       «Не условным звукам только учится ребенок,          

                                                       изучая родной язык, он пьет духовную жизнь

                                                       и силу из родимой груди родного слова.                          

                                                       Оно объясняет ему природу, как не мог  

                                                       бы объяснить ее ни один  

                                                       естествоиспытатель; оно знакомит его с

                                                       характером окружающих его людей, с

                                                       обществом, среди которого он живет, с его

                                                       историей и стремлениями, как не мог бы

                                                       познакомить ни один историк; оно вводит его

                                                       в народные верования, в народную поэзию,

                                                       как не мог бы ввести ни один эстетик; оно,

                                                       наконец, дает такие логические понятия и  

                                                       философские воззрения, которых, конечно,

                                                       не мог бы сообщить ребенку ни один  

                                                       философ». 

К.Д. Ушинский

Одним из действенных средств воспитания ребёнка и его полноценного развития является устное народное творчество.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Это – песенки, потешки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, шутки, прибаутки, перевертыши, сказки, народные игры.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, и, прежде всего, развивают и обогащают речь детей.

Постепенно замечая интерес малышей к песенкам, потешкам, сказкам, я поняла, что им фольклор близок и интересен. И только через него можно привить любовь к Родине, культуре и своему народу.

Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства предков. Каждому взрослому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка: развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

И прежде чем, знакомить детей с фольклором, я поняла, что их должны окружать предметы характерные для русского народного быта.

Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.

Знакомство с народным творчеством в младшей группе начиналось с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я качала в колыбельке куклу Катю и ласковым голосом начинала приговаривать:

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою дочку, не буди!

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, используя мягкую игрушку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба и может разбудить Катю.

Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба не скули».

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки.

Знакомство детей с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке.

Постепенно дети подрастали, и я перед ними ставила задачу не только запомнить потешку, но и самим обыграть её. Так, в средней группе дети с удовольствием обыгрывали прибаутку

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девушки-красавицы

Смотрят и смеются:

– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

Потешки используются в разных режимных моментах: во время умывания – «Водичка, водичка, умой моё личико…», расчёсывания девочек – «Рости, коса, до пояса…», во время пробуждения – «Вот проснулся петушок, Встала курочка…»

Ещё один жанр народного фольклора – пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Они образны и поэтичны, легко воспринимаются и запоминаются, их можно использовать в любой ситуации.

Например, напоминаю медлительному ребёнку «Семеро одного не ждут!», или замечаю, что кто-то поторопился и сделал что-либо  неаккуратно, говорю  «Поспешишь – людей насмешишь!».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события: «Весна красна цветами, а осень – плодами». Из собственных наблюдений дети заключают: «Март – с водой, а апрель – с травой».

Изучая пословицы в детском саду, мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. А чтобы их легче было запомнить, мы играем в игру «Я начну, а ты продолжи», дети по иллюстрациям называют пословицы. Я предлагала  родителям найти пословицы на заданные темы и выучить с детьми некоторые из них.

В своей работе использую загадки.

Что такое загадки? Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Для того чтобы детей научить отгадывать загадки, выставляла на стол несколько игрушек, и для каждой подбирала загадку.

Например, загадка «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками». Дети быстро отгадали загадку, ведь загадываемый предмет находился у них перед глазами.

Иногда начинаю занятие загадкой, и дети отгадывали, что они будут рисовать, или лепить.

В средней группе мы организовали посиделки, на которых были собраны разные жанры устного народного творчества. Это и пословицы, и песенки и потешки, и скороговорки, развивающие чистоту речи, и загадки, и считалки, которые развивают чувство ритма, и народные игры. Детям очень нравятся такие развлечения.

Много времени я уделяю сказкам. Некоторые из них сопровождаю настольным, пальчиковым или каким-либо другим театром, который я достаю из Сундучка Сказок, заботливо сделанный одним из пап.

Чтобы узнать, как дети запоминали сказки и поняли ее, я подбирала соответствующий материал: дидактические игры «Назови сказку», «Продолжи сказку», «Из какой сказки?», «Что сначала, что потом?».

Я прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться, вдуматься, в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

Знание сказок дети реализуют в театрализованной деятельности. Они с удовольствием драматизируют полюбившиеся сказки.

По мотивам русских народных сказок дети создают композиции в лепке, аппликации, рисунке.

Также дети с удовольствием учат заклички, знакомятся с народными приметами, праздниками.

К празднику Масленица ребята делали куклу Масленицу своими руками.

В апреле прошёл праздник «Встреча весны», где так же, как и на посиделках, мы использовали разные жанры народного фольклора.

Я считаю, что фольклор интересен и необходим детям.

И в наши дни люди понимают актуальность фольклора, его эстетическую значимость для общения поколений, его нужность в быту, в повседневной жизни.

Фольклор был, есть и будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

      Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...

«РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» ...

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»     Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,музыки, рисунка,  фант...

«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Методы и приемы знакомства детей с народным фольклором...

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Устное народное творчество играет большую роль в воспитании и развитии детей. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт...

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,музыки, рисунка,  фантазии, творчества....