Выступление на педсовете №2 по теме: "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
материал

Миронова Наталья Владимировна
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам исследовательской деятельности.
 
Задачи:
Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.vyst_._na_peds._30.11.2022g.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете №2

по теме: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Приказ № 58 от 30.11.2022г.

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей  «Что? Где? Почему?»

 Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником:
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование игры: мультимедийный проектор, разноцветные конверты  с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике вопросов  организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Технологическая карта игры:

Выступление на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 слайд. Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

2 слайд. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

4 слайд. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Познавательное  развитие  предполагает  познавательную    активность   дошкольника.

 Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

 А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

5 слайд. Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение) , доказательства;

 - эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

 -регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

творческие — воображение, создание новых моделей, образов. 

Для формирования и развития познавательного интереса следует: - развивать творческие способности детей, создавать для этого условия, - укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

6 слайд. Познавательные действия – активность детей, при помощи которой дети стремятся получить новый опыт. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действий для накопления, расширения знаний и кругозора.

А. С. Микерина раскрыла стадии познавательного развития это любознательность, любопытство, познавательный интерес и познавательная активность. До 3 лет у детей проявляется любопытство, стадия любознательности хорошо просматривается приблизительно в возрасте от 3 до 5 лет (возраст "Почемучек", познавательный интерес характерен для старшего возраста. Познавательная активность является высоким уровнем познавательного развития. открытия неизвестного и его усвоение.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  • что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  • как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается  как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания  является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично.  Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких     детей наблюдается обратная картина.  Для них  отношение – первично,  а  информация вторична.  Они всегда готовы познавать то к чему  хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: 

  • мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности);
  • содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения);
  • волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить детям для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства элементы познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

 Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

7 слайд. Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы

8 слайд. Рекомендуются следующие виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие детей дошкольного возраста:

  • наблюдение
  • коллекционирование
  • экспериментирование
  • конструирование
  • моделирование
  • экскурсии
  • рассматривание
  • беседы
  • анализ и синтез
  • сюжетно-ролевая игра

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств, предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

9 слайд. Принципы экспериментальной деятельности.

10 слайд. Успешность экспериментальной деятельности.

11 слайд. Древнекитайская пословица.

12 слайд. Исследовательская и экспериментальная деятельность решает следующие задачи:

  1. Активизировать интеллектуальный потенциал дошкольников посредством включения в образовательно-воспитательный процесс детского исследования и экспериментирования.

     2.  Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

    3.      Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков, умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.

   4. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.

   5.   Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

   6.     Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

13 слайд. Направления экспериментальной деятельности.

     В условиях нашей ДОО используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

14 слайд. Классификация экспериментов.

   По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные ( пар состояние воды) и фронтальные (в воде одни предметы тонут, другие нет), однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

15 слайд. Эксперимент в ДОО имеет следующую структуру:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  • Формулирование выводов

16 слайд. Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:

1Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
       4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

  Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

17 слайд. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОО оборудованы уголки экспериментирования в каждой  группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы. 

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья);

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

- для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. 

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Очень важным моментом является позиция педагога при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

2. Ведущий: Мы с вами выслушали теоретическую часть. А теперь закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели делятся на две команды). На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. За каждый правильный ответ команда получит баллы. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Вводная часть.

Ведущий: Хорошо, когда с утра

Начинается игра!

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

Позавидуешь детишкам:

И девчонкам,  и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру  соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у взрослых,  и  у взрослых,

Начинается игра!

 Деловую игру мы начнем с вопроса:

«Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).

 Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОО поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Педагогу от каждой команды предлагается подойти к столу и выбрать конверт с различными типами заданий (Приложение 1):

  • «Музыкальное задание» - педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования;
  • «Чёрный ящик» - педагогам команды предлагается выполнить определённый опыт с предложенным оборудованием;
  • «Объяснялки» - педагогам команды предлагается  прослушать запись рассказа ребёнка и угадать о чём идёт речь
  • «Внимание, вопрос» - педагогам команды предлагается ответить на вопрос.

После выполнения всех заданий Жюри подводит итоги, команды поощряются призами.

Приложение 1

Содержание заданий для педагогов

«Объяснялки» от детей  (звукозапись)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

 «Внимание, вопрос!» (на обдумывание 30 сек)

  1. Дайте наиболее точное определение терминов: «опыт» и «эксперимент»

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Опыт - это научный эксперимент по лабораторным работам.

Эксперимент - метод познания, опыт, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Эксперимент -  поставленный опыт.

  1. Что первично: причина или следствие? 

 Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

    3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

   4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив.игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

   5. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми сверстниками.

  6. Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

  Ответ: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

«Музыкальное задание» - мелодии песен об объектах экспериментирования.

 «Чёрный ящик»

1 опыт.

«Раскрасим салфетку без рук»

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный  прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

2 опыт.

«Танцующие хлопья»

Оборудование: Бумажное полотенце, 1 чайная ложка рисовых хрустящих хлопьев, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Ход действий: расстелите на столе бумажное полотенце, высыпьте на него хлопья. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите шарик к хлопьям и наблюдайте.  

Выводы: Хлопья стали «танцевать». Это происходит по причине разделения статических электрических разрядов между двумя различными предметами. Если подождать, хлопья опять упадут на полотенце.

Подведение итогов  игры, подсчет баллов.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Познавательно - речевое развитие дошкольников"

Речь неразрывно связана с познанием окружающего мира. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная работа, предполагающая использование специальных методов и приемов....

Доклад на педсовете. Тема "Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС", 21.03.2019

Материал содержит рекомендации для педагогов ДОУ по активизации речевых навыков ребенка в процессе различных видов деятельности, формулирует задачи познавательно речевого развития дошкольника....

Выступление на педсовете "Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников"

Выступление  на педсовете "Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников"...

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»...

Педсовет на тему «Познавательно –речевое развитие дошкольников средствами экологии»

Цель: Развивать речь и познание дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи: -Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-Осуществление систематической работы с детьм...