Волшебство на картинах художников
план-конспект занятия (старшая группа)

Надежда Ильинична Ампилогова

Занятие по музейной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика.

Тема Волшебство на картинах художников М.Врубель «Царевна Лебедь», Ольшанского «Волшебство»

Цель: формировать любовь к духовной и материальной культуре; знакомить детей с особенностями изображения сказочных персонажей на картинах художниках

Содержание: чтение отрывка стихотворения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь»; сравнение с  картиной Б. Ольшанского «Волшебство» .

Творческие рассказы детей на тему: «На что похоже волшебство?»

Оборудование: аудиозапись арии Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», », Ольшанского «Волшебство»

Ход.

Есть сказка в которой есть такие строки…

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава.

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

(Царевна – Лебедь)

- Из какого произведения эти строки? А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)

- Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)

- Как А.С.Пушкин представил в сказке Царевну – Лебедь? 

- Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».

Картину «Царевна-Лебедь» написал великий русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Работа была создана в 1900 году.

Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.                                   Михаил Врубель вдохновился на создание картины после премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая была основана на сказке А.С.Пушкина. Саму Царевну-Лебедь тогда сыграла жена художника Надежда Забела-Врубель, а сам Михаил Александрович создавал эскизы декораций и костюмов героев постановки. Увиденное на сцене вдохновило его на создание нового полотна, которое впоследствии было признано настоящим шедевром русской живописи, одной из самых лучших картин Врубеля.  

Беседа по картине.                    

- Кого художник изобразил на картине? (девушку, Царевну-Лебедь)

- Как одета Царевна - Лебедь? (корона на голове, перья, шарф)

- Какие глаза? (большие сине – зелёные, грустные)

- Какое лицо? (бледное, задумчивое)

- Какие руки? (нежные, с тонкими пальцами на кольцах)

- Какие волосы? (темные, заплетенные в косу)

- Какой это образ? (сказочный)

- Что вы видите вдали? (остров с дворцами и церквами)

С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.

Голову прекрасной царевны украшает необыкновенной красоты кокошник: замысловатые узоры, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великолепия.

Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.

За спиной сказочной царевны — огромные белоснежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который придаёт картине нежность, великолепие, добавляет ощущение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.

На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опасности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет надежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.

На заднем плане слева изображён чудесный остров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом.

Представьте себе, что у нас появился небольшой летательный аппарат - . квадрокоптер.  

-Кстати, какие сказочные летательные аппараты вам известны?
– Итак, отправляемся в путь на квадрокоптере и высаживаемся на  острове Буяне.

(Кто хочет, закрывает глаза)
– Можете потрогать воду (какая она? Холодная, бирюзовая),

- Почувствуйте запах моря, прикоснитесь  к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.

– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове?

 – А вот что услышал композитор Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии)

Еще одна картина «Богиня- царевна» . Б Ольшанский.

Что вы видите на этой картине?

 Где происходит событие, изображенное на картине?

-Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови, губы, общее выражение лица).

- Рассмотрите головной убор и платье царевны.

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?

-  А какие для изображения природы?

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

-Чем похожи эти картины друг на друга?

На что похоже волшебство?
Возможно на сверкающий цветок,
что спрятан от людей в пещере древней?
И распускается бутон один раз за столетье.
Целебный эликсир из ягод дивного растения
готовят в глубине лесов малютки-феи.
Свечение волшебного цветка
в ночи горит как путеводная звезда.
И путь укажет всем, кто заблудился,
в неведомом лесу с дороги сбился.
На что похоже волшебство?
Быть может на чудесный сон...

При взгляде на эти произведения нам хочется воскликнуть: «Сказка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли нас в то самое царство картин.

 Вот мы и узнали как красив сказочный образ белого лебедя,с какими художниками мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рассматриванию картин художников-пейзажистов "Путешествие в горы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в горы"расчитан на детей в возрасте 6-7 лет. Предназначен для знакомства детей с живописью, развития художественного восприятия дете...

Осень в картинах художников

музыка П.И.Чайковского...

Презентация "Весна в картинах художниках"

Весна,изображенная на полотнах известных художников....

Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Подснежники в картинах художников"

Приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствоват...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Новогоднее волшебство в картинах художников

новогоднее волшебство в картинах художников...