«Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Афонина Людмила Николаевна

    Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделейМоделирование -это замещение реальных объектов предметами, схемами, знаками. Использование метода экологического моделирования вместе с наблюдением и поисковой деятельностью является одним из видов познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс познания ребенком окружающего мира начинается с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют, а метод моделирования позволяет "построить" в сознании ребенка на основе чувственного познания обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Афонина Людмила Николаевна, Водняк Ольга Николаевна

                           Воспитатели

                       МБДОУ ДС №58

                            г.Белгород

Тема: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

          Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

   Идея использования метода моделирования в работе с дошкольниками не нова. Модели включались в систему работы по ознакомлению детей с природой еще в 70-е годы. Использование этого метода тесно связано с методом наблюдения. Так, в работах С. Н. Николаевой говориться о необходимости использования метода моделирования в процессе формирования системных знаний о природе у дошкольников. Уже с младшей группы детям предлагалось понаблюдать за состоянием погоды и соотнести увиденное природное явление с простейшими графическими изображениями.

   Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделейМоделирование -это замещение реальных объектов предметами, схемами, знаками.

      Свою работу мы начали с мониторинга освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие», используя методики П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой. Результаты педагогической диагностики показывают, что большинство детей обладают разрозненными экологическими знаниями, с трудом делают простейшие выводы, понимают причинно-следственные связи и взаимосвязи, не умеют опираться на имеющиеся конкретные представления. Кроме того, наблюдения показали, что у детей не сформированы такие важные качества личности как самостоятельность, находчивость, сообразительность, они крайне неусидчивы, причиной чего является быстрая утомляемость. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста для лучшего усвоения материала мы используем самые различные модели: предметные, предметно-схематические и графические.

        Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения двух и более объектов, составлять  план  описательного рассказа;

формулировать и высказывать суждения, делать выводы;

применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

    В своей работе по экологическому воспитанию детей мы используем календари наблюдений за природой, птицами, ростом и развитием растений, индивидуальные тетради наблюдений – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Мы считаем, что работая с данными моделями, у детей повышается познавательный интерес, воспитывается любовь и бережное отношение к природе, самостоятельность.  Календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами живой и неживой природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) мы ставим задачу: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели.  Например при составлении описательного рассказа о животных использовали схемы, где дети должны были назвать животного, части тела, чем питается, чем покрыто тело, жилище, особенности жизни в разное время года, как называется детеныш. При описании овощей и фруктов дети называли цвет, фактуру, форму, размер, какой на вкус, запах, способы употребления в пищу, аналогично составляли рассказы о растениях, птицах и насекомых. Обучение детей моделированию осуществляли в следующей последовательности:

1. Детям предлагалось описать тот или иной объект природы с помощью готовой модели, усвоенной ранее. Например, составить описательный рассказ о лисе.

2. На следующем этапе проходило сравнение двух и более объектов. Например, при сравнительном анализе зайца и лисы, дети выделяли, что общего между этими животными и чем они отличаются. Освоение детьми модели сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов до 3 -4.

3. На третьем этапе, ребята самостоятельно составляли простейшие схемы-модели, придумывая условные обозначения. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

    В своей работе по ознакомлению дошкольников с природой так же использовали предметные модели-макеты, которые дети изготовили вместе с родителями в домашних условиях, в рамках реализации проекта на лучший семейный макет: «Ферма», «Животные Севера», «Сухой аквариум», «Животный мир Австралии» и другие.

   Таким образом, использование метода экологического моделирования вместе с наблюдением и поисковой деятельностью является одним из видов познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс познания ребенком окружающего мира начинается с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют, а метод моделирования позволяет "построить" в сознании ребенка на основе чувственного познания обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

      Список используемой литературы:

  1. Николаева Н. С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995г.
  2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» // М. 1995г.
  3. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). –Чита: Издательство Молодой ученый, 2012 - С. 60-62.
  4. Каменева А. А. «Как знакомить дошкольника с природой»; Пособие для воспитателей детского сада//М. ,1995

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по моделированию в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном поекте разработана система работы по развитию речи  через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яр...

Формы, методы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающей его природе и окружающей среде, к се...

Метод наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование метода наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы....

«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Синквейн».

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем...