«Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр»
рабочая программа

Касумова Надежда Анатольевна

                           Программа кружка     

«Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»

                               

        Программа кружка         

«Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр»

                                

Программа разработана на основе:  

Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

учебного пособия «Чего на свете не бывает?» под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л.Агаевой, Москва «Просвещение»;

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»,  «Развитие    интеллектуальных способностей дошкольника»  Л.Ф.Тихомирова, Ярославль «Академия развития».

Содержание:

1. Пояснительная записка

2.Учебный план

3.Тематический  план программы для детей 3 – х лет,

4.Тематический  план программы для детей 4 лет,

5. Тематический  план программы для детей 5 лет.  

5.Диагностический инструментарий

6. Результаты работы по программе.

7.Литература

Пояснительная записка.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Одним из условий ФГОС в дошкольном образовании является применение игровых технологий. Технология  представляет собой систему поэтапного включения развивающих игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала.

В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Необходимо широко использовать возможности игровых приемов как методов активного обучения, закрепляющих, углубляющих и расширяющих математические представления детей, способствующих одновременному решению учебных, игровых и воспитательных задач.

Задача государства, общества и всех его социальных институтов - это необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности  подрастающего поколения. Необходимо было  организовать такую  образовательную деятельность, которая бы помогла дошкольнику в познании окружающего мира и творческому подходу к нему. Это возможно лишь тогда, когда образовательный процесс строится в соответствии с игровыми технологиями.

Основная идея темы – идея развития познавательных способностей дошкольников посредством игровых технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Необходимо определить влияние игровых технологий, способствующих развитию познавательных способностей дошкольников.

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

 Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, мной была разработана программа кружка, на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

учебного пособия «Чего на свете не бывает?» под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л.Агаевой, Москва «Просвещение»,

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»,  «Развитие    интеллектуальных способностей дошкольника»  

В программе представлены игры, направленные на умственное развитие детей дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и  мышление:

игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по  таким признакам, как цвет, форма и величина.

игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

развитие мышления детей происходит при условии овладения основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-образное мышление позволяет детям выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Таким образом, дети научатся пользоваться различными схемами и планами,  сформируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

развитие творческих способностей детей развивает воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество  определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.

        Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

        Важно не только научить ребенка чему- либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько верных решений и которые не предполагают жесткой оценки «верно - неверно».         Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.

Пояснительная записка к учебному плану     

Учебный план рассчитан на 3 года. Первый год - для детей 3 – х лет, второй - для детей 4 лет, третий - для детей 5 лет.

Занятия в каждой группе  проводятся  1 раза в неделю. Продолжительность занятий в младшей группе 15 минут, в средней группе - 20минут, в старшей -  25 минут.   Занятия могут проходить с целыми группами,  подгруппой, индивидуально.

Учебный план кружка

по применению дидактических игр

в познавательном развитии детей для детей 3 - х лет  

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

Учебный план

по применению дидактических игр

в познавательном развитии детей для детей 4 лет  

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

Учебный план

по применению дидактических игр

в познавательном развитии детей для детей 5 лет  

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

Цель: Развитие познавательных способностей, наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления, умения внимательно слушать и точно следовать указаниям педагога, умения подчинять свои действия правилам, умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развитие  наглядно-образной и словесно-логической памяти, а также творческих способностей ребенка.

Задачи:

1.Формировать у ребенка умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие.

2. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание).

3. Развивать  произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс запоминания.

4. Развивать мышление ребенка, формируя умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

5. Развивать творческие способности ребенка, умением выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

6. Воспитывать интерес к окружающей действительности, продолжая развивать образ «положительного я».

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе у детей сформировано:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание)
  • произвольная память
  • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

При реализации программы используются следующие принципы:

  • Объективность
  • Доброжелательность
  • Активность
  • Личный интерес
  • Творческий подход

Методы:

  • Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
  • Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
  • Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Формы работы:

  • индивидуальные занятия
  • групповые занятия

Результаты успешного освоения программы.

Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом занятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                              

Результаты  работы по программе дополнительного образования


     Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей»

Практическая ценность

Представленные занятия могут использоваться в системе планирования как непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. А различные дидактические игры могут быть рекомендованы для развития логического мышления, самостоятельности в  решении разнообразных задач, экспериментировании, творческих способностей детей дошкольного возраста.  

В процессе деятельности формируется:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание)
  • произвольная память
  • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Особое внимание в программе уделяется развитию  логического мышления. Дети умеют:

  1. выделять самое существенное в предметах;
  2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
  3. пользоваться различными схемами и планами;
  4. рассуждать,
  5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Большое внимание в программе уделено формированию активности, самостоятельности ребенка, овладение им способами действия, позволяющими решить поставленную задачу.

Анализ работы проходит при активном участии детей (педагог вопросами, вступительными и заключительными словами направляет детскую деятельность).

Программа содержит планирование занятий с использованием дидактических игр, систему мониторинга, список используемой литературы.

Условия реализации программы.

Для занятия требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Игры используются на интерактивном оборудовании. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Мониторинг.

Мониторинг развития детей по применению дидактических игр

в познавательном развитии (сентябрь, май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком учебной программы дополнительного образования  по применению дидактических игр в познавательном развитии.

                            Диагностический инструментарий (мониторинг)

   

Диагностический инструментарий составлен на основе  «Проверяем знания дошкольника-тесты»

С.Е.Гаврина,  Киров «Весна», 2007г

Литература:

  1. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г

  1. «Дидактические игры в детском саду»

А.К.Бондаренко, Москва «Просвещение» 2001г

  1. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г

4. «Чего не свете не бывает?»

О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва «Просвещение» 2001г

   5. «Развивающие игры с малышами»

Т.В. Галанова, Ярославль «Академия развития», 1996г

6. «Развивающие игры для дошкольников

Н.Н.Васильева, Н.В. Новоторцева,  Ярославль «Академия развития», 1996г

7. «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника»

 Л.Ф.Тихомирова, Ярославль «Академия развития», 1996г

8. «Проверяем знания дошкольника-тесты»

С.Е.Гаврина,  Киров «Весна», 2007г

     9. «Веселые задачки для маленьких умников»

      С.Е.Гаврина, Ярославль «Академия развития», 2006г.

Мониторинг

Метод диагностики: наблюдение.

Цель: изучение особенностей проявления детьми любознательности, интереса к новым объектам, предметам.

Процедура организации и проведения.

Проводится наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях.

Параметры наблюдения.

  1. Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает.
  2. Задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации.
  3. Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование неизвестны и/или в случаях затруднений.
  4. Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников.
  5. Проявляет интерес к различным областям знаний.
  6. Активно участвует в организованных формах образовательного процесса (задает вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи и прочее).
  7. Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия.

8. Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей.

Ф.И. ребенка

Параметры наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

8

Метод диагностики: беседа.

Цель: изучение особенностей проявления детьми интереса к экспериментированию .

Процедура организации и проведения.

Беседа поводится индивидуально.

Вопросы беседы:

  1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
  2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
  3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
  4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.
  5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
  6. С кем ты любишь вместе исследовать?
  7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

Ф.И. ребенка

Вопросы беседы

1

2

3

4

5

6

7

Метод диагностики: наблюдение.

Цель: выявление произвольности поведения.

Процедура организации и проведения.

Произвольность поведения можно оценить, наблюдая за ребенком в разные моменты времени, при осуществлении им различных деятельностей. Показателями произвольности поведения выступают целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, умение управлять собственной деятельностью, сдерживаться, подчиняться правилу. Ребенок проявляет произвольность в поведении, если способен длительное время (7—10 минут без отвлечений) занимать себя деятельностью, которая требует внимания и сосредоточенности, например составлять пазлы, рассматривать иллюстрации.

Показатели для наблюдения.

  1. Выполнение решений без напоминания.
  2. Умение найти себе занятие и организовать свою деятельность.
  3. Умение овладевать своими эмоциями.
  4. Способность тормозить свои соблазны, прихоти.
  5. Умение - продолжать деятельность даже при нежелании и отсутствии интереса к ней.
  6. Умение проявить упорство при столкновении с трудностями.
  7. Проявление терпения.

Ф.И. ребенка

Параметры наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

Метод диагностики: беседа.

Цель: выявление представлений о творчестве и отношений к творчеству.

Процедура организации и проведения.

В ходе индивидуальной беседы выявляется отношение к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представления ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).

Вопросы  беседы.

  1. Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество — что это такое?
  2. Кто может сочинять, придумывать, фантазировать?
  3. Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
  4. Можно ли научиться сочинять,  придумывать? Как?
  5. Хотел бы ты придумывать, сочинять?

Ф.И. ребенка

Вопросы беседы

1

2

3

4

5

Метод диагностики: наблюдение.

Цель: выявление способности решать разнообразные задачи деятельности.

Процедура организации и проведения.

Детей необходимо наблюдать в свободной и организованной деятельности в течение недели.

Критерии  наблюдения.

  1. Активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности).
  2. Самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников).
  3. Инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии).
  4. Нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы).
  5. Упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода).
  6. Любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы «Почему?», «Что это?» и т. д.).
  7. Сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам).
  8. Качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).

Ф.И. ребенка

Параметры наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

8

Метод диагностики: наблюдение.

Цель: выявление умений учебной деятельности.

Процедура организации и проведения.

Наблюдение за процессом учебной деятельности проводится на занятиях (продуктивных и познавательных).

Критерии наблюдения.

  1. Восприятие учебной задачи и ориентировочная основа деятельности:
  • правильное восприятие ребенком учебной задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
  • активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником:
  • активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
  • самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
  • ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3—4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
  • владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
  1. Состояние самоконтроля:
  • умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
  • может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
  • планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат учебной деятельности: правильность решения учебных задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи учебной задачи и полученного результата

Ф.И. ребенка

Восприятие учебной задачи и ориентировочная основа деятельности

Практические и умственные учебные действия

Состояние самоконтроля

Тематический план работы кружка

1год:

Сроки проведения:

Кол-во занятий:

Тема занятий:

Программное содержание:

Сентябрь

1

1

«Что катится?»

1.Познакомить детей с формой предметов.

Сравнение кубика и мяча.

2.Игра-соревнова-ние «Кто быстрее докатит мяч до ворот?» (стр.7).

1

2

«Почтовый ящик»

1. Учить определять форму соответствующую фигуре (куб-квадрат, шар-круг, и т.д.) (стр.7).

2.И/у «Какой формы посылка?» (стр.10 тесты 3-1)

1

3

«Сделай узор»

1.Развивать умение анализировать расположение предметов в пространстве (стр.8).

2.И/у «Соедини одинаковые предметы» (стр.2 тесты 3-1)

1

4

«Оденем кукол»

1.Познакомить с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера (стр.9).

2.И/у «Чей больше?»

(стр.5 тесты 3-1)

Октябрь

1

5

«Сверни ленту»

1.Игра-соревнование «Чья лента длиннее?»

Познакомить с понятием  «длиннее - короче» (стр.9).

1

6

«Сбор урожая»

1.Познакомить детей с понятиями «большой – средний - маленький».

2.И/у «Каждый фрукт в свою корзину» - учить раскладывать предметы в соответствии с размером (стр.10).

1

7

«Построим Башню»

1.Учить последовательно отбирать самый большой предмет.

Сравнивать предметы по величине прикладывая один к другому (стр.10).

2. И/у «Чей дом больше?»  (стр.17

тесты 3-2)

1

8

«Воздушные шары»

1.Познакомить ребенка с цветами радуги.

Учить подбирать одинаковые цвета.

2.И/у «Круглая история»-повторить понятия «шар-круг» (стр.10).

Ноябрь

1

9

«Спрячь Мышку»

1.Продолжать учить подбирать определенный цвет.

Повторить

понятие «квадрат» (стр.11).

2.И/у «Угости мышку»  (стр.19

тесты 3-2)

1

10

«Разноцветные поляны»

1.Учить последовательно подбирать  предметы по цвету.

Обратить внимание детей на то, что разные предметы могут быть одного цвета (стр.11).

2.И/у «Солнечная поляна»  (стр.32

тесты 3-2)

1

11

«Сравни предметы»

1.Развивать внимание.

Учить сравнивать предметы, находя схожие черты (стр.11).

2.И/у «Раскрась одним цветом»

(стр.5 тесты 3-2)

1

12

«Найди такой же»

1.Развивать внимание.

Учить находить одинаковые  предметы (стр.12).

2. И/у «Найди пару» (стр.2 тесты 3-2)

Декабрь

1

13

«Найди ошибки»

1.Развивать внимание.

Учить находить ошибки, допу-щенные худож-ником (стр.12).

2.И/у «Дорисуй»

(стр.7 тесты 3-2)

1

14

«Зеркало»

1.Развивать внимание.

Развивать умение копировать движения предложенные взрослым, с постепенным усложнением (стр.12).

2.И/у «Рыбки»

(стр.7 тесты 3-2)

1

15

«Магазин»

1.Сюжетная игра с определенным заданием.

Учить запоминать несколько приз-наков  предмета по которым его нужно найти (стр.13).

1

16

«Запомни узор»

1.Учить по памяти воспроизводить заданный узор, постройку (стр.13).

2.И/у «Что изменилось?» (стр.12-13 тесты 3-2)

Январь

1

17

«Шкафчик»

1.Развивать внимание и зри-тельную память.

2.Учить находить спрятанную иг-рушку (стр.13).

1

18

«Шарик на горке»

1.Игра – соревно-вание «Чей шарик точнее докатится до черты?»

Учить точно находить соотношение расположения шарика и дальности его пробега (стр.14).

1

19

«Почини игрушку»

1.Развивать внимание детей.

Учить находить неисправность и устранять ее (стр.14).

2.И/у «Дострой дом»  (стр.8

тесты 3-2)

1

20

«Кукольная комната»

1.Учить детей ориентироваться в пространстве.

Учить находить пространственное положение предмета, опираясь на план (стр.15).

2.И/у «Дорисуй лесенку» (стр.30 тесты 3-2)

Февраль

1

21

«Мозаика»

1.Развивать мыш-ление и ориенти-ровку в простран-стве.

Учить детей соотносить цвет и длину, выполняя задание данное на карточке-образце (стр.15).

2.И/у «Найди цветок» (стр.24 тесты 3-2)

1

22

«Сделай как я»

1.Развивать вни-мание и зритель-ную память.

Учить копировать постройку задан-ную взрослым.

Познакомить детей с объемными формами (стр.16).

2.И/у «Найди такой же домик» (стр.8 тесты 3-2)

1

23

«Угадай, кого загадали»

1.Развивать мыш-ление и ориенти-ровку в простран-стве.

Учить детей  на-зывать игрушку, находящуюся в указанном месте, относительно ре-бенка (стр.17).

2.И/у «Найди заданную игруш-ку»-опираясь на словесное указа-ние.

1

24

«Путешествие по городу»

1.Развивать образное мышление.

Учить рисовать схематичные кар-тинки,  необходи-мые для игры (стр.18).

2.И/у «Помоги зверятам» (стр.25 тесты 3-2)

Март

1

25

«Во что с этим можно играть»

1.Развивать творческие способности  детей, придумывая, чем определенный предмет может быть в игре (предмет-заменитель).

2.Игра-соревнова-ние «Кто назовет больше» (стр.18).

1

26

«Кто я?»

1.Развивать творческие способности  детей, используя в игре имитации (жестами, мими-кой, звуками)

(стр.19).

2.И/у «Найди пару» (стр.20 тесты 3-2)

1

27

«Покажи по- разному»

1.Познакомить детей со словами-антонимами.

2.Подвижная игра с использованием антонимов.

Учить подбирать слова с противо-положным значе-нием(стр.19).

1

28

«Подарки для куклы»

1.Развивать воображение детей.

Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треу-гольник и др.)

(стр.20)

2.И/у «Угостим куклу» (стр.21 тесты 3-2)

Апрель

1

29

«Веселый гном»

1.Развивать воображение детей.

Учить анализи-ровать вид пред-метов (на что они похожи) (стр.20).

2. И/у «Назови отличия» (стр.15-16 тесты 3-2)

1

30

«Первые шаги в математике»

1.Продолжать обучение счету.

Учить сравнивать количество пред-метов.

Учить анализиро-вать свои дейст-вия(стр.20).

2.И/у «Сколько игрушек?» (стр.12 тесты 3-1)

1

31

«Купим пуговицы»

1.Продолжать учить сравнивать количество предметов.

2.Сюжетная игра «Магазин»

Учить подбирать определенное количество пре-дметов(стр.21)

1

32

«Поход в библиотеку»

1.Продолжать учить сравнивать количество предметов.

2.Сюжетная игра «Библиотека»

Учить подбирать определенное количество пре-дметов.(стр.21)

Май

1

33

«Сделай как я»

1.Развивать вни-мание и зритель-ную память.

Учить копировать постройку задан-ную взрослым (постройка возво-дится в «спрятан-ном» виде).

Познакомить детей с объемными формами (стр.16).

2.И/у «Назови что запомнил» (стр.11 тесты 3-2)

1

34

«В нашем доме»

1.Учить детей ориентироваться в пространстве.

Учить находить пространственное положение пред-мета опираясь на план (стр.15)

2.И/у «Найди отличия» (стр.22 тесты 3-2)

1

35

«Цветочная полянка»

1.Развивать внимание детей.

Учить находить одинаковые пред-меты, опираясь на характерные осо-бенности (стр.39 Р/и)

2.И/у «Подбери заплатку» (стр.23 тесты 3-2)

1

36

«Кому что?»

1.Учить находить предметы по ха-рактерным приз-накам.

Развивать внима-ние.

Учить проводить прямую линию (стр.45 Р/и)

2.И/у «Угостим зверушек» (стр.18 тесты 3-2)

Тематический план работы кружка

«Играндия» 2год :

Сроки проведения:

Кол-во занятий:

Тема занятий:

Программное содержание:

Сентябрь

1

1 «Головоломки»

1.Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур.

Развивать восприятие и пространственные представления.

2.И/у «Улитки» (стр.,8 тесты 4-1)

1

2

«Разрезные картинки»

1. Учить складывать картинку из элементов.

Развивать внимание,

наглядно-образное мышление.

2.И/у «Заплатки».

( стр.20. тесты 4-1)

1

3

«Картинки -вкладки»

1.Развивать наглядно-образное мышление.

Учить выделять часть и находить элемент предмета.

2.И/у «Лоскутки»

( стр.21. тесты 4-1)

1

4

«Мастерская форм»

1.Учить составлять прямолинейные формы из палочек.

Развивать  зрительную память.

2.И/у «Вкладыши»

(стр.12 тесты 4-1)

Октябрь

1

5

 «Чудесный мешочек»

1. Учить выделять особенности предмета.

Развивать зрительные и осязательные впечатления.

2. И/у «Найди диких животных» (стр.4 тесты 4-1)

1

6

«Спортсмены строятся»

1.Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине.

Развивать внимание.

2. «Одинаковые фигуры» (стр.5 тесты4-1)

1

7

«Обед для матрешек»

1.Учить раскладывать предметы в порядке убывания.

Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

2. И/у «Расставь по местам» (стр.6 тесты 4-1

1

8

 «Построим дом»

1. Учить строить дома из деталей разного размера.

Анализировать детали по форме и величине.

2. «Разные домишки» (стр.19 тесты 4-1)

Ноябрь

1

9

«Зоопарк»

1. Учить соотносить предметы по величине.

 Развивать восприятие.

2. И/у «Дикие-домашние» (стр.22-23 тесты 4-1)

1

10

«Кукольная одежда»

1.Учить ориентироваться в цвете и оттенках.

Развивать восприятие и внимание.

2.И/у «Разложи по местам» (стр.7 тесты 4-1)

1

11

 «Разноцветная вода»

1.Учить получать разные оттенки одного цвета.

Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.

2. И/у «Разноцветный дождик» (стр.29 тесты 4-1)

1

12

«Цветные дома»

1.Учить анализировать предметы по цвету.

Развивать восприятие и внимание.

2.И/у «Дома для насекомых» (стр.26 тесты 4-1)

Декабрь

1

13

 Лото «Цвет и форма»

1.Учить анализировать предметы по цвету и форме.

2.И/у «Нарисуй так же» (стр.32 тесты 4-1)

1

14

«Что изменилось?»

1.Развивать внимание.

Учить переключать свое внимание  с одной группы предметов на другую.

2.И/у «Найди отличия» (стр.2 тесты 4-1)

1

15

«Рыба, птица, зверь».

1. Развивать внимание.

Закреплять умение классифицировать предметы.

2.И/у «Птиц-Звери»

(стр.23,25 тесты 4-1)

1

16

«День рождения куклы»

1. Развивать память.

Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

2.И/у «Дорисуй столько же» (стр.9 тесты 4-1)

Январь

1

17

«Запомни картинки»

1.Игра –соревнование «Кто больше назовет картинок».

Учить выполнять правила игры.

Развивать память.

1

18

«Повторяй друг за другом»

1.Развивать память.

Учить внимательно слушать друга , не перебивая, соблюдая очередность действия.

2. И/у «Найди улитку» (стр.8 тесты 4-1)

1

19

«Расставь мебель».

1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом.

Развивать мышление и внимание.

2.И/у «Найди пару» (стр.16 тесты 4-1)

1

20

«Куда залетела пчела?»

1.Развивать мышление.

Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним.

2. И/у «Помоги добраться до цветка» (стр.27 тесты 4-1).

Февраль

1

21

«Кукла Маша купила пианино»

1.Учить работать с планом. Уметь анализировать величину предмета.

Развивать мышление.

2.И/у «Мебель» (стр.24 тесты 4-1)

1

22

«Найди игрушку»

1. Учить находить спрятанный предмет по плану.

Уметь «читать» план.

Развивать мышление и внимание.

2.И/у «Дорисуй игрушку» (стр.31 тесты 4-1)

1

23

 «Делаем зарядку»

1.Развивать внимание.

Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней.

2. И/у «Найди футбольный мяч» (стр.6 «Веселые задачки»)

1

24

«Какая сегодня погода?»

1.Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

Развивать воображение.

2.И/у «Летная погода» (стр.8 «Веселые задачки»)

Март

1

25

 «Кто в домике живет?»

1.Развивать память, внимание.

Учить использовать значок-обозначение. 2.И/у «Добавь значок» (стр.13-14 тесты 4-1)

1

26

«Рисунок-постройка»

1.Развивать пространственное мышление, воображение.

Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.

2.И/у «Дорисуй дома так,чтобы они были одинаковыми»(стр6 «Веселые задачки»)

1

27

«Говори наоборот»

1.Учить подбирать слова с противоположным значением.

Развивать мышление и воображение.

2. «Найди отличия»

(стр.1 «Веселые задачки»)

1

28

«Покажи одинаковые предметы»

1.Учить выбирать предметы по заданному признаку.

Развивать внимание. Мышление.

2. «Найди одинаковые варежки» (стр.3 «Веселые задачки»)

Апрель

1

29

«Кто кем будет?»

1.Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества прдмета.

Развивать внимание, мышление.

2. И/у «Найди ошибку» (стр.4 «Веселые задачки»)

1

30

 «Волшебные кляксы»

1.Развивать внимание и образное мышление.

Развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

2.И/у «Что забыл дорисовать художник?» (стр.3 «Веселые задачки»)

1

31

«Шкатулка со сказками»

1.Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

Развивать фантазию и воображение ребенка.

2.И/у «В лабиринте сказок» (стр.4 «Веселые задачки»)

1

32

«Угадай, что получится»

1.Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

Развивать воображение и фантазию.

2.И/у «Найди заданный силуэт» (стр.10 «Веселые задачки»)

Май

1

33

«Чье число больше?»

1.Учить сравнивать количество предметов.

Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

2.И/у « Где больше предметов?» (стр.7 «Веселые задачки»)

1

34

«Спортсмены в лодках»

1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

Развивать внимание и воображение.

2.И/у «Что получится?» (стр1 «Веселые задачки»)

1

35

«На что это похоже?»

1.Учить создавать образы на основе схемы.

Развивать воображение.  

( стр.42 «Ум. спос.»)

2.И/у «Что получится?» (стр.4 «Веселые задачки»)

1

36

«Поможем художнику»

1Учить создавать образы на основе схемы.

Развивать творческие способности, воображение.(стр43 «Ум.спос.»)

2.И/у «Дорисуем»

(стр8 «Веселые задачки»)

Тематический план работы кружка

«Играндия» 3год :

Сроки проведения:

Кол-во занятий:

Тема занятий:

Программное содержание:

Сентябрь

1

1

«Выложи сам»

1.Учить анализировать форму предмета.

Развивать восприятие и внимание.

2.И/у «Будь внимателен» (стр.3 тесты 5-2)

1

2»Коврик для куклы»

1.Учить точно выполнять задание,

ориентироваться в постранстве.

Развивать внимание, мышление.

2.И/у «Поставь заплатку» (стр 19 тесты 5-2)

1

3 «Магазин ковров»

1.Учить находить изображение по описанию.

Развивать внимание, мышление.

2.И/у «Найди лишний» (стр.21 тесты 5-2)

1

4

«Архитектор»

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекты.

Развивать внимание, мышление.

2.И/у «Рассели жильцов» (стр8 «Веселые задачки»)

Октябрь

1

5

«Что такое длина, ширина, высота»

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

Развивать мышление и восприятие.

2.И/у «Найди пару» (стр.8 тесты5-2)

1

6

«Волшебная палитра»

1.Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

Развивать творческие способности, воображение.

2.И/у «2 клоуна».(стр4 тесты 5-2)

1

7

«Угадай что спрятано»

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

Развивать восприятие внимание.

2. И/у«Угадай что спрятано» (стр.2 тесты 5-2)

1

8

«Угадай, как нас зовут»

1.Учить точно выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове.

 Развивать слуховое внимание.(41)

2.И/у «Кто спрятался» (стр27 тесты5-2)

Ноябрь

1

9

«Трудные виражи»

1. Учить проводить непрерывную линию.

Развивать точность движений, мелкую моторику рук. (стр40 )

1

10

«Пляшущие человечки»

1Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

Развивать внимание.

2.И/у «Нарисуй также» (стр.30 тесты5-2)

1

11

«Где ошибся Буратино?»

1. Учить точно следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

2. И/у «Найди половинку» (стр.8 тесты5-2)

1

12

«Пары картинок»

1Учить устанавливать смысловые  связи между предметами.

Развивать внимание, воображение.

2. «Найди пару» (стр7 тесты 5-2)

Декабрь

1

13

«Запишем сказку»

1.Учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему.

Развивать воображение, творческие способности.

2. «Что сначала, что потом» (стр.22 тесты 5-2)

1

14

«Водители»

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

Развивать мышление, внимание.

2. И/у «Едем к дому» (стр12 «Веселые задачки»)

1

15

«Собери пирамиду»

1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой.

Развивать образное представление, внимание.

2. «Найди часть» (стр.13 «Веселые задачки»)

1

16

«Что значат знаки?»

1Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

Развивать мышление, образное представление.

2. И/у «Перенеси картинку» (стр.20 тесты5-2)

Январь

1

17

 «Говорящие рисунки»

1.Учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы.

Развивать творческие способности, воображение.

2. «Раскрась сказку» (стр31 тесты 5-2)

1

18

«Дома зверей»

1.Учить соотносить предметы по размеру.

Развивать внимание, восприятие.

2. «Дорога к дому»

(стр.26 тесты5-2)

1

19 «Бывает - не бывает»

1.Учить внимательно слушать задание, четко его выполнять.

Развивать воображение, творческие способности.

2. И/у «Найди лишнее» (стр.24 тесты5-2)

1

20

«Нарисуй и построй»

1Учить создавать постройку по рисунку-чертежу.

Учить видеть соответствие одного другому.

Развивать внимание, пространственное воображение.

2. «Лишняя деталь» (стр.21 тесты 5-2)

Февраль

1

21 «Что плавает, что тонет?»

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

2. «Подбери пару»

(стр.18 тесты5-2)

1

22

«Секреты»

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

Развивать логическое мышление, воображение.

2. «Найди клад» (стр13 «Веселые картинки»)

1

23

«Четвертый лишний»

1.Продолжать учить классифицировать предметы. Учить обосновывать свое решение.

 Развивать внимание, логическое мышление.

2. И/у «Раскрась одним цветом» (стр23 тесты 5-2)

1

24

 «Чудесные превращения»

1.Учить в деталях видеть целое и уметь дорисовывать их.

Развивать творческое мышление, воображение.

2. И/у «Снежинки» (стр.11 «Веселые задачки»)

Март

1

25

«Волшебный лес»

1Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

Развивать воображение, творческие способности.

2. И/у «Что получится?» (стр.7,11 «Веселые задачки»)

1

26

«Задом наперед»

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

Развивать логическое  мышление, воображение.

2. И/у «Что сначала, что потом» (стр10,12,13 «Веселые задачки»)

1

27

«Поезд»

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

Развивать логическое мышление.

2. И/у «Сколько деталей» (стр12 «Веселые задачки»)

1

28

«Изобретатель»

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать  предметы двойного назначения.

Развивать воображение, творческое мышление.

2. И/у  «Что к чему»  (стр.14 «Веселые задачки»)

Апрель

1

29

«Назови соседей»

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

 Развивать память, внимание, логическое мышление.

2.И/у «Расставь соседей» (стр9 «Веселые задачки»)

1

30

«Угадай»

1.Учить решать элементарные задачи, определяя состав числа.

Развивать внимание, логическое мышление.

2. И/у «Расставь фигурки» (стр.8  «Веселые задачки»)

1

31

«Волшебник»

1.Учить  определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук.

Развивать слуховое внимание.

2. И/у «Что изменилось» (стр10-11 тесты 5-2)

1

32 «Разноцветные цепочки»

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности используя «Блоки Дьенеши».

Развивать внимание  логическое мышление.(48 «Ум. спос.»)

2. И/у «Продолжи  цепочку» (стр21 тесты 5-2)

Май

1

33

«Найди ошибки»

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

Развивать воображение, наглядно-образное мышление.(53 «Ум.спос.»)

2. И/у «Расставь значки» (стр.15 «Веселые задачки»)

1

34

«Звезды в небе»

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

Развивать внимание, наглядно -образное мышление.( 54 «Ум.спос».)

2.И/у « Продолжи строчку» (стр 3 «Веселые задачки»)

1

35

«Разные дома»

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.

Развивать внимание, наглядно- образное мышление.(59 «Ум.спос.»)

2. И/у «Дорисуй картинку» (стр.18 «Веселые задачки»

1

36

«Перевертыши»

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

Развивать внимание, наглядно-образное мышление.( 74 «Ум.спос.»)

2.И/у «Расставь по порядку» (стр.19 «Веселые задачки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Доклад на тему:Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...

Педагогический прект "Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедейных дидактических игр через ИКТ технологии"

Считаю, что использование в образовательном процессесистемы мероприятий,направленную на развитие  познавательной  активности с применением мультимедийных  дидактических игр будет способ...

«Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр через ИКТ технологии»

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.Согласно Федеральному гос...

«Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр через ИКТ технологии»

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.Согласно Федеральному гос...