Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
материал

Бородина Елена Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила:  

Бородина Елена Сергеевна

Руководитель РМО

с. Анцирь

 2022г

Семинар – практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!        Мы рады приветствовать Вас на семинаре

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность

  • естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основными формами такой активности являются наблюдение и экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное    мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

И так, какое развитие дает нашим детям экспериментирование - идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Практическая часть Блиц-игра «Вопрос-ответ».

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

Опыт – это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент        –        это        любой        опыт,        попытка        осуществить        что-либо,        особый        вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями;
  • опыты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в парке.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-16 детей);
  • фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

-прогнозирование результата

  • Что первично: причина или следствие?

Ответ: Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

  • Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет?

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

  • Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный- активный, способный решать интеллект. задачи, способный

управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

  • Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

Игра «Устами младенца»

  1. Это такое помещение, где стоит много баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нужно быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди, там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
  2. Это такое дело, когда что-то хочется узнать, и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получиться. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
  3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).
  4. Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).

Опыты

Сегодня мы  вместе с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Опыт 1 Опыт «Кипящее озеро». Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит. 

Ответ. Встречаясь в воде сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ.  Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».

Опыт 2  «Вулкан»

Нам понадобиться:

-Сода пищевая 5 столовых ложек.

-Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество, главное соблюдать соотношение 1:1, пищевой краситель, средство для мытья посуды, ложка, стакан. Вывод: наблюдается реакция, так как при смешивании столкнулось большое количество молекул соды и кислоты.

Опыт 3 «Рисование на соде»

Нам понадобиться:

-емкость

 -сода;

-пищевой краситель или гуашь разведенная водой;

-пипетки;

Опыт 4 «живая гусеница»

Нам понадобиться:

-бумажная салфетка;

-карандаш;

-фломастеры:

-тарелочка;

-пипетка;

-емкость с водой.

1 выступающий:

Посохова Татьяна Николаевна- воспитатель МБДОУ «Астафьевский детский сад» тема «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

2 выступающий:

 Косых Галина Владимировна - воспитатель МБДОУ «Чечеульский детский сад», тема «Мастер- класс «Волшебство вокруг нас»

3 выступающий:

Угайнова Анжелика Андреевна – воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад», тема «Детское экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольников»

4 выступающий:

Капустина Анна Олеговна – воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад», тема «Методы и приемы, используемые в экспериментальной деятельности разновозрастной группы»

5 выступающий:

Живаева Анна Николаевна – воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Детское экспериментирование- основа поисково-исследовательской деятельности дошкольника»

6 выступающий:

Комард Ольга Юрьевна – воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника»

7 выступающий:

Мисайлова Юлия Владимировна - воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Организация экспериментальной работы в разновозрастной группе»

Рефлексия.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

  1. строчка –это название темы
  2. строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
  1. строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
  2. строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

  1. Эксперимент
  2. Увлекательный, познавательный
  3. Открывает, подтверждает, доказывает
  4. Жизнь без экспериментов скучна!
  5. Исследование

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...