"Безопасность ребенка на улице"
статья

Федотова Оксана Алексеевна

Личная безопасность, в настоящее время, рассматривается как научно-практическая деятельность, объединяющая основные достижения в области естественных, гуманитарных и технических наук, а также в сфере духовной культуры, в целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов человека и его ближнего и дальнего окружения от внутренних и внешних угроз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования основ безопасности жизнедеятельности у  детей   дошкольного возраста.

             Личная безопасность, в настоящее время, рассматривается как научно-практическая деятельность, объединяющая основные достижения в области естественных, гуманитарных и технических наук, а также в сфере духовной культуры, в целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов человека и его ближнего и дальнего окружения от внутренних и внешних угроз.

                  В последние годы проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности .

             На наш взгляд, данную работу необходимо начинать с воспитанниками пятого года жизни, т.к. данный дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

             Детей данного возраста очень легко обмануть, поэтому необходимо соблюдать правило, требующее от детей постоянно быть на виду у взрослых. Это рассматривается ими как закономерность, т.к. на шестом году жизни дети чрезвычайно интересуются, где находятся взрослые в тот или иной момент. Кроме того, необходимо дошкольника научить говорить «нет» легко понятному им поведению.

             Таким образом, формируя основы личной безопасности достаточно предъявлять ребенку, простые правила и ограничивать их выбор, потому что это доступно их пониманию и соответствует особенностям их мышления. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей, хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение. Установленные границы безопасности выступают гарантом физического здоровья ребенка, что является началом личной безопасности.

                           У ребенка в этом  возрасте почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущихся или изменяющихся объектов, ребенок отвлекается на все, что в его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать на яркий, привлекательный объект. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

              Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребёнка. Находясь на улице, на природе ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности.

             У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

             Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой, чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. Ребенок со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.

                  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования включен аспект, относящийся к охране здоровья и жизни детей, а также рассматриваются понятия экологическая катастрофа и терроризм, что является спецификой современной ситуации.                          В рамках темы «Безопасное поведение в природе» воспитанники продолжают знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.  У детей пятого года жизни осуществляется формирование элементарных представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; формируются понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; знакомятся с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

             При рассмотрении темы «Безопасность на дорогах» у дошкольников средней группы развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности, продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице; осуществляется подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; уточняются знания детей о назначении светофора и работе полицейского; происходит знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус); знакомятся со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; формируются навыки культурного поведения в общественном транспорте .

             Тема «Безопасность собственной жизнедеятельности» затрагивает рассмотрение следующих позиций: знакомство с правилами безопасного поведения во время игр; рассказы о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре; происходит знакомство с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.); закрепляется умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. Также воспитанники знакомятся с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми.

              Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Список литературы

  1. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.– 160с.
  2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -  М.: Просвещение, 2007. - С.89
  3. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - С.17
  4. Шаталин А.А. Огонь – наш друг, огонь – наш враг.  - М.,  2003.
  5. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте! - М.,  2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Безопасность ребенка на улице"

Безопасность ребенка на улице Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. ...

Консультация для родителей "Безопасность ребенка на улице"

Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать отв...

«Безопасность ребенка на улице»

Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать отв...

"Безопасность ребенка на улице"

Разработка родительского собрания "Безопасность ребенка на улице"...

"Безопасность ребенка на улице"

Презентация разработки родительского собрания "Безопасность ребенка на улице"...

«Отдых с ребенком летом» «Солнце хорошо, но в меру» «Осторожно: тепловой и солнечный удар!» «О путешествиях с детьми» «Безопасность ребенка на улице» «Безопасность на воде» «Осторожно клещи!» «Профилактика кишечных инфекций»

laquo;Отдых с ребенком летом»«Солнце хорошо, но в меру»«Осторожно: тепловой и солнечный удар!»«О путешествиях с детьми»«Безопасность ребенка на улице&r...