ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
статья (средняя группа)

Гурова Ирина  Викторовна

Выступление к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и организация сюжетно-ролевой игры

                  по возрастным группам

Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. Сегодня в педагогической теории и практике все чаще отмечается, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая деятельность.  Педагог часто учит детей играть: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. . Жизнь современного ребенка многообразна, наполнена различными впечатлениями, которые он с удовольствием отражает в игре при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны педагога.                                                        

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они реализуют разнообразные представления, вступают во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях                                                                                                                                                      Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:                                                                                                                                                                                                                   1) развитие игры как деятельности;                                                                                                                                                                2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных дете

Принципы организации сюжетно- ролевой игры в ДОУ

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для  спонтанной творческой игры. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры

-Соответствующая предметно –развивающая среда

-Наличие игрового пространства

-Наличие времени для игр

-Руководство игрой ( определенные знания п теме игры и умение их реализовывать в практической деятльности

Требования к игрушкам и игровому материалу

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.  Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.  В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В средней и старших группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.).  

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми

  Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний Детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Методы и приемы косвенного воздействия

Расширение и обо-гащение представле-ний детей об окру-жающей жизни - Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Просмотр видеоматериалов

- Рассказ воспитателя о труде взрослых

- Чтение художественной литературы

- Беседы, в том числе этические

- Отгадывание загадок

- Рассказ воспитателя о предметах

- Изготовление совместно с детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок

- Внесение новых игрушек и предметов

Методы и приемы прямого руководства

Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.

- Предложение темы игры, новых сюжетов

- Обсуждение игрового сюжета

- Создание игровой воображаемой ситуации

- Создание игровой обстановки

- Разработка плана игры

- Распределение ролей

- Непосредственное участие воспитателя в игре, в сговоре детей, предложения, советы,    вопросы

- Совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования

- Показ игровых действий с игрушками, предметами-заместителями

- Употребление условной игровой терминологии

- Разыгрывание игрового эпизода (можно заранее подготовить несколько детей)

- Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры, сюжета ( сфера: быт семьи, труд взрослых, и др.)

2. План игры - содержание (Необходимо стремится к максимальному насы-щению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и опре-делить предполагаемые роли и средства игровой организации)

а) Создание воображаемой ситуации. (Дети всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, постройка из кубиков – корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным.

б)Распределение ролей. (игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации);

3. Начало игры и сохранение игровой ситуации. (Необходимо создать интересную игровую ситуацию. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива и т. д.)

4. Завершение игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников

Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано ва...

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников.

Консультация предназначена в помощь воспитателям для сопровождения сюжетно - ролевых игр у современных дошкольников....

Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Данная статья рассказывает о том, что необходимо для формирования ППРС группы, какие функции и принципы помогают правильно организовать ППРС группы...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Доклад "Современная практика организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников"

Доклад на педагогический совет "Современная практика организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников"...

Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС.

Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС....